Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 4

Иеромонах  Иоанн  (Лудищев), Православие.Ru

03.02.2006

ВОСПОМИНАНИЕ ПРЕЖНИХ ГРЕХОВ

Но не слишком увлекайся воспоминаниями о сделанных тобою проступках, чтобы не возобновились в тебе грехи твои.
Преподобный авва Исаия


Наше прошлое и все, что мы пережили, никогда не исчезает бесследно, и воспоминания о прежней греховной жизни часто смущают людей. Воображение и память порой приводят человека в сильное смятение, старые грехи "точно молотом ударят по голове". Когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, по словам схиигумена Иоанна (Алексеева), это "уже явно враг старается возмутить душу" [6: 64]. Он советует не слушать его, успокоиться, не усиливать смятение, не унывать, а стараться молитвой отогнать подобные возмущающую душу мысли, помня слова, которые Дух Святый говорит через пророка Иезекииля: "если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его" (Иез. 33, 16).

Схиигумен Иоанн людям, которые смущаются при воспоминании о своих прежних грехах, приводит слова преподобного Марка: "Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежного. Ибо, если они приносят с собой печаль, то удаляют от надежды, а, представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну" [6: 72].

Архиепископ Иоанн (Шаховской) человеку, который сомневается, простил ли Господь исповеданные грехи, пишет, что если "они исповеданы с полной верой, то простил без сомнения" [13: 125]. Если "мучают старые грехи", то это или полезное напоминание о своей бывшей греховности, когда мы зазнаемся в чем-либо, или так обнаруживается недостаток веры в совершившееся Божие прощение. Сомнение в прощении бывает искушением от лукавого.

ПОДВИГ СОВРЕМЕННОГО ХРИСТИАНИНА

Претерпи трудность подвига, в который ты введен для испытания, чтобы принять венец от Бога и упокоиться по исходе из мира сего.
Преподобный Исаак Сирин


Игумен Никон (Воробьев) приводит мнение святителя Игнатия Брянчанинова: нашему времени дан особый путь спасения, соответственно состоянию всего человечества. Подвиг должен состоять в сохранении веры, безропотного терпения скорбей и искушений, в осознании своей немощи и смирении. Этот подвиг - сознавать свои грехи и бессилие, каяться в них и терпеть без ропота все, что Господь попустит - мы можем совершить, только испрашивая постоянно помощи от Господа. Нашему времени нельзя дать подвигов вследствие гордости, проникшей в каждого человека. "Видя постоянно свои недостатки, желающий может смириться. Самые скорби он тогда будет принимать как благоразумный разбойник - достойное по делам нашим приемлем" [15: 305].

Одному из своих духовных чад архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: "Молюсь о Вас неизменно. И Ваших молитв прошу о моем убожестве и немощи. Сяду рядком с Вами и в унисон Вам запою, что и правило не исполняю, как хотелось бы, и богомыслием заниматься обстановка не позволяет. Но все стенания разбиваются о недвижимый камень веры "так надо", тако Богу изволися.

Живи не как хочется, но как Бог велит. А уж так хорошо видишь во всем этом свое бессилие, так легко возникает самоукорение, а за ним и смирение недалеко следует. И надежда одна на Милость Божию остается. А это как раз то, что и надо" [8: 25].

В другом своем письме он предупреждает: "Дорогая моя, в наше время никак нельзя браться за подвиг, да еще самочинно - гордыня до такой степени помрачила умы и чувства, что ничего, кроме пагубы, эти подвиги не дают" [7: 67].

"Явные страсти человек видит, также и вред от них, и бесы стараются все перепутать, придать особое значение переживаниям человека, усиливают одно, ослабляют другое, чтобы ввести человека в заблуждение, придать страсти особые глубокие значения. Неисчислимы их хитрости, лукавство, ложь, всевозможные приемы для обольщения и погубления человека" [15: 217].

Развитие греха и искажение жизни происходит постепенно: помрачение ума, расслабление воли, искажение совести и растление тела. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), требуется "много трудов и потов, чтобы восстановить хилую, больную волю. Трудитесь! Цена велика - спасение или гибель души" [7: 70].

Схиигумен Иоанн (Алексеев) в своих письмах предупреждает: "Пьянства, блуда, воровства и близких к сим пороков (как таких, которых многие остерегаются и боятся) избегают: но равнодушно смотрят на пороки гораздо важнейшие, как душевные - зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол, сребролюбие". Некоторым это, может быть, будет не понятно и не вместимо" [6: 189]

Он приводит слова преподобного Ефрема Сирина, который говорит, что тяжелые душевные пороки пагубнее телесных, и это ускользает от многих разумных.

ТРУДНОСТИ МОЛИТВЕННОГО ПОДВИГА

Правильности молитвы и преуспеянию в ней противодействует наше поврежденное естество и падшие ангелы.
Святитель Игнатий Брянчанинов

Приведем здесь отрывки из писем схиигумена Иоанна (Алексеева) о великом духовном подвиге - молитве: "Правильно твое замечание, что "от молитвы ничего не ждать". При молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает" [6: 6].

Отец Иоанн всегда подчеркивал, что молитва - самый трудный подвиг, она до последнего вздоха человека сопряжена с тяжкой духовной борьбой. При этом Господь, по Своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы тот не ослабевал. Батюшка отмечал, что молитвенное домашнее правило необходимо определять, сообразуясь со временем, при этом не становясь рабом правила и избегая торопливости.

"Ты посмотрела бы, как я утром встаю, точно младенец, который только что учится ходить, потом раскачаюсь и хожу; служить затрудняюсь, причащаюсь в алтаре. Все же пока бодрюсь, ко всем службам хожу, только приходится все больше сидя слушать службу и молиться. Впрочем, св. Отцы сказали, если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молишься, но рассеянно, Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание - душа молитвы" [6: 109].

Он приводит слова преподобного Агафона: "Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы" [6: 7]. Схиигумен Иоанн (Алексеев) благословляет своей духовной дочери упражнения в молитве Иисусовой, но просит сохранять внимание. На работе и при людях советует иметь память Божию, умно предстоять перед Богом. Остерегает от стремления к непрестанной умно сердечной молитве, объясняя, что в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. В молитве должен быть труд, а успех зависит от благодати.

В ряде писем он замечает духовным чадам, чтобы не унывали, когда не исполнят все свое правило: "Не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: "Боже, милостив буди мне грешной" и имей память Божию, это заменит все правила" [6: 25].

Одной своей духовной дочери, которая жаловалась на утрату молитвы, говорит, что молитва у нее раньше была мечтательной, а теперь она увидела свое состояние.

Чем больше человек приближается к Богу, тем более грешным видит себя. Схиигумен приводит слова святого Петра Дамаскина: "Если человек увидит свои грехи как песок морской, то в этом состоит здравие души" [6: 106].

ПОСТ

Истинный бо и прямой пост есть воздержание от всякого зла.
Святитель Тихон Задонский


Рассказывая о посте своей духовной дочери, схиигумен Иоанн (Алексеев), пишет, что мы должны иметь послушание Церкви, в точности выполнять, что она заповедала. Если по немощи не исполним, нужно укорить себя и каяться.

Он приводит слова, которые св. Церковь воспевает на первой неделе великого поста: "истинный пост есть злых отчуждение, воздержания языка, ярости отложения, похотей отлучения, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный". "Потому никто не был осужден за одно употребление пищи, и если ядущие осуждаются, то это потому, что с употреблением пищи соединяется, или последует за этим предосудительное" [6: 53].



Библиография

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. - М.: Российское Библейское Общество, 1995. - 1376 с. ил. + Прил. (988 - 1008, 1347 - 1376 с.);

2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. - 1080 с., 51 илл.;

3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. - М.: Правило веры, 2001. - 752 с.;

4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. - 304, фотогр.;

5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. - М.: панагия; Ковчег, 2002. - 400 с.;

6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. - М.: Сретенский монастырь, 2002. - 192 с.;

7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. - Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 - 312 с.;

8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. - Выпуск 2. - Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, - 288, фоторг.;

9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. - М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. - 416 с.;

10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. - М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;

11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. - 112 с.;

12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. - СПб.: Царское дело, 1997. - 350 с.;

13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. - М.: Лодья, 1999. - 192 с.;

14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. - 688 с.

15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Б. и, 2002. - 478 с.;

16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. - М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. - 488 с.;

17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. - М.: Новоспасский монастырь, 2002. - 208 с.;

18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. - Красноярск: Енисейский благовест, 2002. - 592 с., ил;

19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания - Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. - 288;

20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. - М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. - 928 с.;

21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. - 4-е изд. - М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. - 700 с., фотогр.;

22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. - М.: Лепта-Пресс, 2003. - 368 с., 8 ил. (Лики святости);

23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Серда-Пресс, 2000. - 768 с.;

24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. - М.: Правило веры, 2003. - 560 с., фотогр.


http://www.pravoslavie.ru/put/060202135908




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме