Декрет от 20 января (2 февраля по новому стилю) 1918 года был не первой попыткой государственной власти разорвать связку российского образования с православием. Начало положило Временное правительство, издав 20 июня 1917 года постановление о переводе всех учебных заведений в ведомство Министерства народного образования. Это постановление распространялось в том числе и на православные церковно-приходские школы, не затрагивая при этом положения конфессиональных школ других вероисповеданий. (Забегая вперёд, можно провести параллель с современным положением, когда Министерство образования, фактически объявив войну предмету "Основы православной культуры", обходит молчанием тот факт, что в нескольких российских республиках в общеобразовательных школах без каких-либо проблем изучают Коран.) С таким положением дел Церковь мириться не желала, так как в России именно Церковь положила начало всеобщему образованию.
В дореволюционной России почти 90% населения проживало в деревнях, там и получало образование. До 1884 года школа открывалась на селе по желанию сельской общины и содержалась на её средства. Понятно, что не каждое село имело свою школу, а там, где она была, не каждый ребёнок её посещал. В 1884 году ситуация изменилась. Святейший синод утвердил положение о церковно-приходских школах. Оно переводило начальное образование из добровольного в обязательное. В положении, принятом Синодом, было записано, что главной целью церковно-приходских школ является воспитание православного христианина и верноподданного Российской империи. Приходские священники должны были непременно изыскивать средства для открытия школ. Это означало практически всеобщее начальное образование для сельских детей. Программа состояла из двух ступеней. После начального четырехклассного образования, по желанию, можно было поступить в следующую ступень, рассчитанную на два года.
В городе работали земские и городские начальные училища, где изучали азы грамотности. После четырёх лет занятий ученики сдавали экзамены для поступления в классическую или реальную гимназию. Не поступившие в гимназию должны были идти в реальные или коммерческие училища, по окончании поступали уже в университеты или шли работать. Изучение Закона Божиего было обязательным в программах обучения и в светских общеобразовательных учреждениях и в церковно-приходских школах. Принятый 14 июля 1917 года Временным правительством Закон о свободе совести Министерство образования тут же использовало для низведения Закона Божия на уровень факультатива, а в некоторых случаях полного его устранения из школьной программы.
В Новониколаевском благочинии Томской епархии на этот момент из тридцати семи действующих школ церковно-приходскими были только пять, но в целом в епархии их насчитывалось более тысячи. Сибирское духовенство, в том числе и новониколаевское, проигнорировало указы Временного правительства, и преподавание Закона Божиего продолжалось. Продолжалось оно и после большевистского Декрета 1918 года. По причине простой - установленная в Новониколаевске советская власть просуществовала всего полгода, не успев существенно повлиять на церковно-общественные отношения. Но после восстановления советской власти Декрет об отделении школы от Церкви был реализован сполна. Большевистское правительство быстро сокрушило всю систему церковно-приходских школ России как начинание Русской Православной Церкви. В новой системе образования Закону Божиему уже не было места.
В настоящее время о возвращении в школы Закона Божиего не может быть и речи. Однако образовавшуюся нравственную пустоту нужно чем-то заполнять. Православная общественность ратует за введение на факультативных началах предмета "Основы православной культуры". Однако российские правозащитники подняли страшный шум по поводу нарушения прав религиозных меньшинств, повсюду твердя о гипотетическом мусульманском (еврейском) мальчике, которого будут насильно приобщать к православию. На сторону правозащитников встал нынешний министр образования, выпускник Гарвардского университета Андрей Фурсенко.
http://www.vn.ru/02.02.2006/society/73768/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна