Одно из искушений нашего времени состоит в том, что мы боремся с тем, с чем бороться бессмысленно, и примиряемся с тем, с чем необходимо бороться

Основы православной культуры 
0
116
Время на чтение 14 минут
О том, каковы приоритетные направления деятельности современного православного архиерея, почему Россию можно считать моноконфессиональным государством и как Церковь отвечает на вызовы нового времени, порталу "Интерфакс-Религия" рассказывает епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

- Какие приоритетные направления Вы себе отметили, вступив в управление Саратовской епархией?

- Приоритетным направлением своей деятельности я считаю восстановление полноты церковной жизни, почти уничтоженной в нашей стране в ХХ веке, и роли Церкви в жизни общества - той роли, которую она может и должна занимать, исходя из ее исторических заслуг перед российским государством. А церковная жизнь сегодня - это восстановление разрушенных храмов, открытие и строительство новых приходов, подготовка и воспитание духовенства, дела милосердия и благотворительности - то, без чего невозможно общественное служение Церкви, поскольку нам заповедано Господом показывать веру нашу из дел наших (Иак. 2, 18). Все это происходит сегодня и в Саратовской епархии. И все же задачей первостепенной важности является для нас воспитание юношества. Необходимо приложить все усилия, чтобы тех молодых людей, которые живут сегодня рядом с нами, называли не потерянным, а обретенным поколением - обретенным для Церкви.

- Как Вы считаете, поможет ли членство в Общественной палате развитию Ваших епархиальных проектов?

- Я очень надеюсь, что работа Общественной палаты поможет развитию гражданского общества в России, что благодаря контролю над деятельностью законодательной и исполнительной ветвей власти произойдет оздоровление общественной жизни, общественной атмосферы в стране, то есть само существование Общественной палаты должно быть полезно обществу в целом. А то, что полезно стране, полезно и для Церкви, а значит, и для епархии.

- Недавно Вы назвали Россию моноконфессиональной страной. Какой критерий, по Вашему мнению, позволяет различать моно- и поликонфессиональные страны? Является ли Саратовская область поликонфессиональной?

- Когда это мое высказывание приводится вне контекста интервью, частью которого оно является, происходит смещение акцентов: на самом деле я лишь выразил свое несогласие с постоянным повторением постулата о многоконфессиональности России в либеральной прессе. Россия, конечно же, страна с преобладающим большинством русского или, как сейчас принято говорить, русскоязычного населения, исповедующего Православие. По оценкам различных статистических центров, эту группу составляют до 80% жителей. Если следовать общемировым критериям, страна с такими показателями является моноконфессиональной. Тем не менее у нас есть исторические территории, где наблюдается несколько иная статистика: к примеру, Татария, Башкирия, Северный Кавказ, где значительная доля населения исповедует ислам. Но в общем Россию, конечно же, можно называть (и я убежден в этом) православной моноконфессиональной страной, где традиционно, исторически длительное время существуют и другие религии.

В этом плане Саратовская область демонстрирует нам модель, которая характерна для всей России: здесь мы также можем говорить о большинстве православного населения и значительном присутствии ислама, который является второй по величине конфессией в нашем регионе. Недавно у нас состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе, где глава Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов привел такую цифру: по его мнению, в Саратовской области проживает сегодня 200-250 тысяч мусульман (согласно переписи населения 2002 года, этнических мусульман в этом регионе 185 тысяч, что составляет 7% его населения - "ИФ"). Общее население нашей области составляет 2 750 000 человек. Исходя из этого, можно судить о реальном присутствии ислама на саратовской земле и расставлять акценты.

Количество представленных на нашей территории религиозных течений может быть сколь угодно большим. В этом смысле можно говорить о поликонфессиональности области, как и всей страны. Но в то же время процентное соотношение достаточно красноречиво, потому что подавляющее большинство нашего населения все же крещено в Православной церкви, отождествляет себя с Православием. Другое дело, что степень воцерковленности этих людей различна. Есть люди, которые являются сознательными постоянными прихожанами: они регулярно посещают Церковь, участвуют в ее таинствах; есть люди, которые делают это реже - один, быть может, два раза в году; есть люди, которые приходят в Церковь несколько раз в жизни. Но примерно такая же картина и в других религиозных сообществах. Нельзя же утверждать, что все 100% традиционно мусульманского населения являются постоянными посетителями мечети и исполняют все предписанные исламом обряды! Поэтому с известной долей условности мы можем все-таки говорить о моноконфессиональности России

- Как развивается христиано-мусульманский диалог в Саратовской области?

- Надо сказать, что диалога теоретического, скажем так, богословского у нас пока нет. Присутствие мусульманского духовенства на православных конференциях и православного на мусульманских, скорее, можно назвать дипломатическим представительством, чем каким-либо реальным диалогом. Я считаю, что сегодня отношения между исламским сообществом и Церковью в Саратовской области вполне удовлетворительные.

В Саратове начал работу Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе области. Я думаю, это вполне реальная площадка для того, чтобы мы могли общаться и ставить какие-то вопросы перед властью, обсуждать наши общие проблемы. Первое же заседание показало, что общего у нас, религиозных деятелей традиционных конфессий, в Саратовской области гораздо больше, чем до этого могло показаться.

- Как много казахов и татар переходит в православие в Вашей епархии. Принимают ли ислам русские? Насколько интенсивны эти процессы?

- Я думаю, что все разговоры о массовых переходах, с одной стороны, русских в ислам, с другой стороны, казахов и татар в Православие, мягко говоря, преувеличенны. Мы живем в одной стране, которая была единым культурным пространством, и даже, я бы сказал, единым атеистическим пространством. Поэтому очень многие люди, которых сегодня мы относим к православным или к мусульманам, потому что они родились в семьях, которые должны были бы принадлежать к той или иной традиционной конфессии, многие эти люди на самом деле представляют собой "чистый лист бумаги": они не имеют никаких религиозных впечатлений, знаний и предпочтений. Поэтому как встречаются случаи "перехода" в ислам русских людей, так существует и "переход" казахов и татар в Православие. В нашей епархии есть духовенство, священнослужители - казахи и татары, есть семинаристы (и это не один и не два человека) из татарских и казахских семей, есть люди, которые принимают крещение.

Но дело в том, что приход человека в Церковь - это всегда индивидуальный акт. Это путь каждого отдельного самостоятельного человека, который невозможно каким-то образом втиснуть в рамки какой-либо кампании, идеологии, системы, поэтому мне кажется, что лучше никогда не говорить о таких вещах, как "массовый переход". И, конечно же, мы не занимаемся специальными подсчетами, не ведем статистику по национальному признаку - это было бы странно. Хотя, повторяю, действительно есть люди из мусульманских семей, которые принимают крещение.

- Каково Ваше отношение к попыткам ряда исламских деятелей изменить государственную символику и ввести многоженство в России?

- Конечно, у меня отрицательное отношение и к одному, и ко второму предложению. То, что за последнее время мусульманские лидеры выступили с рядом подобных инициатив, объясняется тем, что ислам традиционно более политизирован. У многих из наших журналистов и общественных деятелей пока это вызывает удивление. Но дело в том, что самоощущение ислама отличается от того понимания религии, к которому мы привыкли в рамках христианской цивилизации, поскольку в исламе духовная жизнь не отделена от общественной и политической. Это система, в которой существуют предписания, скажем так, относительно душевной и телесной гигиены, но так же четко регламентирована роль каждого человека в мусульманской общине и в государстве в целом. Поэтому политическая деятельность исламских лидеров является для них естественной.

Что же касается последних заявлений, которые у всех на слуху, у меня складывается впечатление, что их авторы пользуются услугами так называемых PR-технологов, и те подсказывают им, что главное сегодня - это присутствовать в информационном пространстве: неважно, в каком качестве, неважно, с какими инициативами, но присутствовать. Еще создается впечатление, что они пытаются подобным образом прозондировать общественную ситуацию - "как слово отзовется", и постепенно приучить россиян к таким мыслям, которые сегодня кажутся нам неприемлемыми.

- Как развиваются в Саратовской епархии отношения с католиками и старообрядцами?

- Отношения с католиками у нас достаточно доброжелательные, но нельзя сказать, что они глубоки. Католическая епархия в Саратове представлена двумя приходами: в городе Марксе, традиционном месте проживания поволжских немцев, и в Саратове. Это достаточно малочисленные приходы. Никаких конфликтов нет, хотя сам факт организации епархии Римо-католической церкви с центром в Саратове мы по-прежнему считаем недружественным актом по отношению к Русской православной церкви.

Со старообрядцами, по традиции, отношения у нас достаточно теплые. В советское время Саратовская епархия помогала единственному тогда старообрядческому приходу в областном центре всем, чем могла. Сегодня приходов несколько, но, к сожалению, у саратовских старообрядцев уже несколько лет нет священника.

Старообрядчество на саратовской земле имеет богатейшую историю, однако от его былого распространения осталось очень мало. И в таких легендарных местах, как Иргиз, окрестности Хвалынска, старообрядчество является только "преданьем старины глубокой". Большая часть потомков старообрядцев являются прихожанами наших православных храмов.

- Реально ли ввести "Основы православной культуры" в школах Вашего региона?

- Мы занимаемся этой работой, и уже сегодня "Основы православной культуры" факультативно преподаются в 54 школах области. Саратовский государственный университет совместно с епархией уже второй год организует курсы повышения квалификации педагогов, готовит преподавателей "Основ православной культуры", им выдаются сертификаты государственного образца. И с увеличением количества квалифицированных преподавателей будет увеличиваться количество школ, в которых преподаются ОПК: я считаю, это нужно делать постепенно, исходя из наличия грамотных преподавательских кадров.

- Что Вы думаете о запрете коммунистической идеологии Парламентской ассамблеей Совета Европы?

- Думаю, что, если бы это было сделано до 1990 года, может, это решение и имело бы какой-то смысл. Сегодня никаких чувств, кроме недоумения, оно вызвать не может.

Церковь не является сторонницей коммунистической идеологии и не может симпатизировать ей по определению. Но одно из искушений нашего времени состоит в том, что мы боремся с тем, с чем бороться бессмысленно, и примиряемся с тем, с чем необходимо бороться.

Одно из искушений нашего времени состоит в том, что мы боремся с тем, с чем бороться бессмысленно, и примиряемся с тем, с чем необходимо бороться

О том, каковы приоритетные направления деятельности современного православного архиерея, почему Россию можно считать моноконфессиональным государством и как Церковь отвечает на вызовы нового времени, порталу "Интерфакс-Религия" рассказывает епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

- Какие приоритетные направления Вы себе отметили, вступив в управление Саратовской епархией?

- Приоритетным направлением своей деятельности я считаю восстановление полноты церковной жизни, почти уничтоженной в нашей стране в ХХ веке, и роли Церкви в жизни общества - той роли, которую она может и должна занимать, исходя из ее исторических заслуг перед российским государством. А церковная жизнь сегодня - это восстановление разрушенных храмов, открытие и строительство новых приходов, подготовка и воспитание духовенства, дела милосердия и благотворительности - то, без чего невозможно общественное служение Церкви, поскольку нам заповедано Господом показывать веру нашу из дел наших (Иак. 2, 18). Все это происходит сегодня и в Саратовской епархии. И все же задачей первостепенной важности является для нас воспитание юношества. Необходимо приложить все усилия, чтобы тех молодых людей, которые живут сегодня рядом с нами, называли не потерянным, а обретенным поколением - обретенным для Церкви.

- Как Вы считаете, поможет ли членство в Общественной палате развитию Ваших епархиальных проектов?

- Я очень надеюсь, что работа Общественной палаты поможет развитию гражданского общества в России, что благодаря контролю над деятельностью законодательной и исполнительной ветвей власти произойдет оздоровление общественной жизни, общественной атмосферы в стране, то есть само существование Общественной палаты должно быть полезно обществу в целом. А то, что полезно стране, полезно и для Церкви, а значит, и для епархии.

- Недавно Вы назвали Россию моноконфессиональной страной. Какой критерий, по Вашему мнению, позволяет различать моно- и поликонфессиональные страны? Является ли Саратовская область поликонфессиональной?

- Когда это мое высказывание приводится вне контекста интервью, частью которого оно является, происходит смещение акцентов: на самом деле я лишь выразил свое несогласие с постоянным повторением постулата о многоконфессиональности России в либеральной прессе. Россия, конечно же, страна с преобладающим большинством русского или, как сейчас принято говорить, русскоязычного населения, исповедующего Православие. По оценкам различных статистических центров, эту группу составляют до 80% жителей. Если следовать общемировым критериям, страна с такими показателями является моноконфессиональной. Тем не менее у нас есть исторические территории, где наблюдается несколько иная статистика: к примеру, Татария, Башкирия, Северный Кавказ, где значительная доля населения исповедует ислам. Но в общем Россию, конечно же, можно называть (и я убежден в этом) православной моноконфессиональной страной, где традиционно, исторически длительное время существуют и другие религии.

В этом плане Саратовская область демонстрирует нам модель, которая характерна для всей России: здесь мы также можем говорить о большинстве православного населения и значительном присутствии ислама, который является второй по величине конфессией в нашем регионе. Недавно у нас состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе, где глава Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов привел такую цифру: по его мнению, в Саратовской области проживает сегодня 200-250 тысяч мусульман (согласно переписи населения 2002 года, этнических мусульман в этом регионе 185 тысяч, что составляет 7% его населения - "ИФ"). Общее население нашей области составляет 2 750 000 человек. Исходя из этого, можно судить о реальном присутствии ислама на саратовской земле и расставлять акценты.

Количество представленных на нашей территории религиозных течений может быть сколь угодно большим. В этом смысле можно говорить о поликонфессиональности области, как и всей страны. Но в то же время процентное соотношение достаточно красноречиво, потому что подавляющее большинство нашего населения все же крещено в Православной церкви, отождествляет себя с Православием. Другое дело, что степень воцерковленности этих людей различна. Есть люди, которые являются сознательными постоянными прихожанами: они регулярно посещают Церковь, участвуют в ее таинствах; есть люди, которые делают это реже - один, быть может, два раза в году; есть люди, которые приходят в Церковь несколько раз в жизни. Но примерно такая же картина и в других религиозных сообществах. Нельзя же утверждать, что все 100% традиционно мусульманского населения являются постоянными посетителями мечети и исполняют все предписанные исламом обряды! Поэтому с известной долей условности мы можем все-таки говорить о моноконфессиональности России

- Как развивается христиано-мусульманский диалог в Саратовской области?

- Надо сказать, что диалога теоретического, скажем так, богословского у нас пока нет. Присутствие мусульманского духовенства на православных конференциях и православного на мусульманских, скорее, можно назвать дипломатическим представительством, чем каким-либо реальным диалогом. Я считаю, что сегодня отношения между исламским сообществом и Церковью в Саратовской области вполне удовлетворительные.

В Саратове начал работу Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе области. Я думаю, это вполне реальная площадка для того, чтобы мы могли общаться и ставить какие-то вопросы перед властью, обсуждать наши общие проблемы. Первое же заседание показало, что общего у нас, религиозных деятелей традиционных конфессий, в Саратовской области гораздо больше, чем до этого могло показаться.

- Как много казахов и татар переходит в православие в Вашей епархии. Принимают ли ислам русские? Насколько интенсивны эти процессы?

- Я думаю, что все разговоры о массовых переходах, с одной стороны, русских в ислам, с другой стороны, казахов и татар в Православие, мягко говоря, преувеличенны. Мы живем в одной стране, которая была единым культурным пространством, и даже, я бы сказал, единым атеистическим пространством. Поэтому очень многие люди, которых сегодня мы относим к православным или к мусульманам, потому что они родились в семьях, которые должны были бы принадлежать к той или иной традиционной конфессии, многие эти люди на самом деле представляют собой "чистый лист бумаги": они не имеют никаких религиозных впечатлений, знаний и предпочтений. Поэтому как встречаются случаи "перехода" в ислам русских людей, так существует и "переход" казахов и татар в Православие. В нашей епархии есть духовенство, священнослужители - казахи и татары, есть семинаристы (и это не один и не два человека) из татарских и казахских семей, есть люди, которые принимают крещение.

Но дело в том, что приход человека в Церковь - это всегда индивидуальный акт. Это путь каждого отдельного самостоятельного человека, который невозможно каким-то образом втиснуть в рамки какой-либо кампании, идеологии, системы, поэтому мне кажется, что лучше никогда не говорить о таких вещах, как "массовый переход". И, конечно же, мы не занимаемся специальными подсчетами, не ведем статистику по национальному признаку - это было бы странно. Хотя, повторяю, действительно есть люди из мусульманских семей, которые принимают крещение.

- Каково Ваше отношение к попыткам ряда исламских деятелей изменить государственную символику и ввести многоженство в России?

- Конечно, у меня отрицательное отношение и к одному, и ко второму предложению. То, что за последнее время мусульманские лидеры выступили с рядом подобных инициатив, объясняется тем, что ислам традиционно более политизирован. У многих из наших журналистов и общественных деятелей пока это вызывает удивление. Но дело в том, что самоощущение ислама отличается от того понимания религии, к которому мы привыкли в рамках христианской цивилизации, поскольку в исламе духовная жизнь не отделена от общественной и политической. Это система, в которой существуют предписания, скажем так, относительно душевной и телесной гигиены, но так же четко регламентирована роль каждого человека в мусульманской общине и в государстве в целом. Поэтому политическая деятельность исламских лидеров является для них естественной.

Что же касается последних заявлений, которые у всех на слуху, у меня складывается впечатление, что их авторы пользуются услугами так называемых PR-технологов, и те подсказывают им, что главное сегодня - это присутствовать в информационном пространстве: неважно, в каком качестве, неважно, с какими инициативами, но присутствовать. Еще создается впечатление, что они пытаются подобным образом прозондировать общественную ситуацию - "как слово отзовется", и постепенно приучить россиян к таким мыслям, которые сегодня кажутся нам неприемлемыми.

- Как развиваются в Саратовской епархии отношения с католиками и старообрядцами?

- Отношения с католиками у нас достаточно доброжелательные, но нельзя сказать, что они глубоки. Католическая епархия в Саратове представлена двумя приходами: в городе Марксе, традиционном месте проживания поволжских немцев, и в Саратове. Это достаточно малочисленные приходы. Никаких конфликтов нет, хотя сам факт организации епархии Римо-католической церкви с центром в Саратове мы по-прежнему считаем недружественным актом по отношению к Русской православной церкви.

Со старообрядцами, по традиции, отношения у нас достаточно теплые. В советское время Саратовская епархия помогала единственному тогда старообрядческому приходу в областном центре всем, чем могла. Сегодня приходов несколько, но, к сожалению, у саратовских старообрядцев уже несколько лет нет священника.

Старообрядчество на саратовской земле имеет богатейшую историю, однако от его былого распространения осталось очень мало. И в таких легендарных местах, как Иргиз, окрестности Хвалынска, старообрядчество является только "преданьем старины глубокой". Большая часть потомков старообрядцев являются прихожанами наших православных храмов.

- Реально ли ввести "Основы православной культуры" в школах Вашего региона?

- Мы занимаемся этой работой, и уже сегодня "Основы православной культуры" факультативно преподаются в 54 школах области. Саратовский государственный университет совместно с епархией уже второй год организует курсы повышения квалификации педагогов, готовит преподавателей "Основ православной культуры", им выдаются сертификаты государственного образца. И с увеличением количества квалифицированных преподавателей будет увеличиваться количество школ, в которых преподаются ОПК: я считаю, это нужно делать постепенно, исходя из наличия грамотных преподавательских кадров.

- Что Вы думаете о запрете коммунистической идеологии Парламентской ассамблеей Совета Европы?

- Думаю, что, если бы это было сделано до 1990 года, может, это решение и имело бы какой-то смысл. Сегодня никаких чувств, кроме недоумения, оно вызвать не может.

Церковь не является сторонницей коммунистической идеологии и не может симпатизировать ей по определению. Но одно из искушений нашего времени состоит в том, что мы боремся с тем, с чем бороться бессмысленно, и примиряемся с тем, с чем необходимо бороться.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=58
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40