Слово на открытии XIV Рождественских образовательных чтений

Основы православной культуры 
0
377
Время на чтение 8 минут
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, многоуважаемые представители власти и государственных структур, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую участников XIV Рождественских образовательных чтений и поздравляю с минувшими великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума - Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.

В этом году основная тема Чтений - соотношение и взаимодействие образовательных и церковных институтов в целях сохранения и упрочения вековых традиций российского образования и получения наиболее продуктивных результатов проходящих в данной сфере реформ.

Думаю, что все согласятся с тем, что духовно-нравственное возрождение нашей страны невозможно без развития соответствующей системы народного образования, обеспечивающей свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.

Православная Церковь рассматривает функцию образования не только в предоставлении человеку суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления личности. В соответствии с этим под образованием понимается непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого - обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития, как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Образование, как одна из функций общественного развития, определяет эффективное взаимодействие всех его составляющих. Поэтому очевидно, что социальное партнерство религиозных организаций и государственных образовательных учреждений востребовано сегодня, как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров у подрастающих поколений.

На наш взгляд, христианские духовно-нравственные ценности, закладываемые в процессе образования, составляют фундамент гармоничного развития личности и являются столь же неотъемлемым достоянием народов России, как и памятники материальной культуры. Если государство признает в качестве национального достояния православные храмы, иконы, причем, оставляя эти культовые сооружения и церковные святыни в своей собственности, возникает вопрос: почему в нашей стране до сих пор отсутствует государственное и общественное признание ценности религиозного образования? Почему, как и в годы государственного атеизма, мы встречаем столь активное противодействие преподаванию в школах предмета "Основы православной культуры и этики", а дипломы выпускников богословских учебных заведений или ученые степени, полученные в духовных академиях, по-прежнему не признаются государством?

Нам уже неоднократно приходилось говорить, выступая перед самыми высокими аудиториями, что, к сожалению, в существующей законодательной базе Российской Федерации до сих пор практически полностью отсутствует правовое регулирование негосударственного сектора образования, в том числе и религиозного. Как результат, в России, в отличие от большинства европейских стран, не разработаны правовые основы государственного признания и поддержки религиозных образовательных учреждений и преподавания основ знаний о религии в школе.

Кому-то покажется странным, что религиозные организации претендуют на государственную поддержку своих учебных заведений. Но сегодня всем нам необходимо осознать, что сфера образования - это один из важнейших элементов становления гражданского общества в России, а священнослужители и верующие граждане России - это его интегральная часть. И дело даже не в их числе, хотя оно весьма велико, а в их праве, как граждан демократического государства, получать государственное и общественное признание своей деятельности.

Мы глубоко убеждены, что наша общая забота о будущем нашего Отечества не может быть отделена от попечения о воспитании подрастающего поколения, равно как и от вопросов подготовки высокообразованных, профессионально подготовленных специалистов, обладающих мощным интеллектуальным потенциалом и способных достойно представлять российскую науку на международном уровне.

Апостол Павел, обращаясь с посланием к Солунским христианам, призывает их, испытывая все возможное, держаться исключительно доброго (ср.: 1Фесс.5,21). Следуя этому мудрому не только в духовном, но и в житейском отношении совету, сегодня необходимо с особой внимательностью рассмотреть и оценить процессы, происходящие в области образования и воспитания и выработать наиболее эффективные методы взаимодействия школы и Церкви для решения наиболее острых вопросов современности.

Вполне очевидно, что прочная и целостная структура, каковой, без сомнения, призвана стать образовательно-воспитательная система, не может быть выстроена на непрочном фундаменте, лишенном глубокой и взаимопроникающей связи с исторической, культурной и духовной почвой, на которой возрастало величие российского народа.

Наиболее ярким отражением памяти наших современников о великих событиях прошлого стало торжественное празднование в минувшем году ряда исторических юбилеев, явивших неразрывную внутреннюю связь многих поколений россиян и нашедшее живой отклик у широкого круга общественности. Наиболее значимыми датами этого ряда стали юбилейные торжества в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, 625-летия Куликовского сражения, 300-летия просвещения Камчатки светом Православия, первое празднование Дня народного единства.

Масштаб и резонанс прошедших мероприятий с очевидностью продемонстрировал, что исторический опыт и героическое прошлого нашего Отечества положительно воспринимаются молодым поколением россиян, и это должно послужить добрым основанием для созидания нашего общего будущего.

В то же время, выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих необходимость перестройки системы ценностей - это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она не достаточно осмыслена, и поэтому существенна сама ее постановка, требующая критического анализа уже привычных и наработанных подходов.

При этом мы должны помнить, что наша страна уже проходила через соблазны построения "нового мира". Творцы светлого будущего уже обещали нашему народу, что "мы наш новый мир построим", - всем нам хорошо известен печальный итог этого строительства. Поэтому на очередном этапе своего исторического бытия мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок. Совершенно очевидно, что нельзя найти или изобрести какие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены в основу плодотворного развития нашей страны с момента ее возникновения. В то же самое время обществу необходимо проникнуться идеей духовного обновления жизни, к которому и призывает Православная Церковь.

Поэтому, когда мы говорим о возрождении православных традиций образования и воспитания, мы не должны понимать под этим только восстановление исторически существовавших форм православного образования - таких, как воскресная школа, православная гимназия, духовная семинария и академия и т.д. Сегодня нельзя понимать православное воспитание и образование только в узком смысле и ограничивать эти понятия только специальным образованием - традиционным духовным или современным теологическим. Необходимо признать, что в настоящее время главной задачей православного воспитания и образования является формирование целостного христианского мировоззрения у подавляющего числа жителей страны.

Можно сказать, что в наше время традиционные социальные институты, такие, как семья, школа и религиозная община, уже зачастую не оказывают решающего влияния на формирование мировоззрения людей, особенно молодого поколения. Огромное значение для формирования системы ценностей современного информационного общества имеют средства массовой информации. Не учитывать этого фактора нельзя, в противном случае все усилия изменить нравственную ситуацию в сфере образования и воспитания будут сведены на нет. Сегодня необходимо всерьез поставить вопрос о том, чтобы деятельность СМИ соответствовала национальным интересам России.

Поэтому когда мы говорим о возрождении традиций православного образования, мы должны иметь в виду не только дальнейшее развитие исторически существовавших форм, о которых уже упоминалось выше, но и поиск новых форм адекватного свидетельства духовно-нравственных ценностей Православия нынешнему поколению россиян. По сути дела, сегодня речь идет о формировании новых традиций православного образования, использующих современные информационные технологии и учитывающих мировоззренческие установки современных людей.

В наше время очень опасно и неэффективно идти по пути запретов, хотя в целях духовной безопасности государство и должно налагать ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующих безнравственный образ жизни. Нам необходимо приучать молодежь разбираться в разных мировоззренческих системах, представленных сегодня в обществе, и осознанно совершать выбор духовных ценностей, укорененных в религиозном мировоззрении, традиционном для подавляющего большинства граждан нашей страны.

Неотъемлемой частью образовательного процесса, той средой, в которой он проходит, является семейное и общественное воспитание. Если ребёнок в семье встречает к себе полное равнодушие, а за пределами школы его окружает мир, где в общественном сознании отсутствуют нравственные христианские ценности земного бытия, такие как: "Не убий", "Не укради", "Не прелюбодействуй", мы не достигнем желаемых результатов в духовно-нравственном становлении личности, а в молодёжной среде будут привлекательными такие пороки, как жестокость, преступность, наркомания, половая распущенность.

Семья, школа и духовно-нравственное состояние общественной жизни - вот очевидные приоритеты для Государства и Церкви, поле для активного нашего сотрудничества. На наш взгляд, сегодня как никогда важно спланировать и совместно осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к социальному институту семьи, ориентацию на традиционные духовно-нравственные ценности в сфере брачно-семейных отношений, создание в будущем устойчивой многодетной семьи. В духовном образовании мы видим серьёзную государственную задачу подготовки будущих священнослужителей, способных повлиять на нравственную атмосферу в приходской общине, а через неё в семье и обществе, способных быть духовными лидерами для молодых людей.

Учебные заведения - государственные и церковные - это место, где будущие члены общества и Церкви получают образование и воспитание. Но только тогда мы сумеем достигнуть желаемой стабильности и баланса сил в обществе, когда молодые люди, обучающиеся в разных типах учебных заведений, в реальности не будут отделены друг от друга, а будут учащимися единой национальной системы образования.

К сожалению, сегодня можно наблюдать тревожные тенденции, проявляющиеся в отчуждении определенной части наших сограждан от духовных ценностей, традиционно присущих российскому народу и оказавших огромное влияние на формирование менталитета и всего мироощущения наших соотечественников. Наиболее ярким проявлением этих тревожных симптомов является стремление некоторых средств массовой информации и общественно значимых персон к внедрению в сознание наших современников одностороннего, ущербного понимания фундаментальной характеристики российского государства, зафиксированной в Конституции и определяемой термином "светскость". Несмотря на очевидную противоречивость атеистического толкования данного понятия, вступающего в прямое противоречие с принципом свободы совести, зафиксированном в том же Основном законе, подобные тенденции продолжают играть свою неблаговидную роль, формируя в обществе атмосферу социальной напряженности и становясь причиной мировоззренческой и этнической нетерпимости.

Посеянный таким образом соблазн приносит свои горькие плоды. Несмотря на все усилия Церкви по приобщению молодого поколения к духовно-нравственным основам нашей страны, Православие до сих пор лишено эффективных, действенных механизмов для достижения положительных результатов в решении социально и культурно значимых задач.

Убеждён, что только консолидация усилий в деле просвещения станет залогом укрепления государства и стабильного экономического роста страны, позволит каждому человеку и всему обществу обрести внутренний стержень, выстроить нравственную систему ценностей, возвышающую человеческую жизнь ощущением причастности к Вечному.

Наряду с перечисленными выше проблемами, важнейшее значение имеют вопросы, требующие обсуждения в ходе работы Чтений на пленарных заседаниях и отдельных конференциях, к которым, прежде всего, необходимо отнести вопросы соотношения роли школы, семьи, общества и церкви в деле воспитания человека. Следует рассмотреть различные исторические аспекты становления образования в православном пространстве, обсудить варианты взаимодействия церковных и общественных институтов на поприще просвещения.

Особого внимания заслуживает проблема защиты жизни и здоровья подрастающего поколения, а также тема взаимоотношения Церкви с такими областями жизни человека, как культура и наука.

Вместе с тем, необходимо самым пристальным образом рассмотреть вопрос о взаимодействии Церкви, Армии и иных силовых структур. Деятельность духовенства в воинских подразделениях должна стать залогом ответственности, внутреннего мира и взаимопонимания в армейских коллективах, дабы сама возможность повторения случаев, подобных тому, что произошло в Челябинске, была совершенно исключена из жизни военнослужащих.

Надеюсь, что настоящий форум внесет достойный вклад в дело возрождения духовности в нашем Отечестве и по сложившейся за последние годы традиции станет значительным событием в церковно-общественной жизни страны.

Желаю всем участникам Рождественских чтений помощи Божией и плодотворных трудов на благо церкви Христовой и наших народов.

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=30185
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх +Алексий II
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
К 15-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II (†5.12.2008)
05.12.2023
«Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви»
Интервью газете «Нижегородские новости» накануне Дня народного единства 3.11.2005 года
03.11.2023
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Все статьи Святейший Патриарх +Алексий II
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07