Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Посеять семена добра в детской душе..."

Алла  Бородина, Патриархия.Ru

Основы православной культуры / 27.01.2006

Такова, как подчеркивает Святейший Патриарх, одна из главных задач курса "Основы православной культуры". В рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений будет работать секция "Основы православной культуры в системе образования".

На вопросы Пресс-службы Московской Патриархии отвечает председатель секции - член Союза писателей России, автор и разработчик курсов "Основы православной культуры" и "История религиозной культуры", президент Фонда "Основы православной культуры", главный редактор издательства "Основы православной культуры", кавалер ордена преподобного Сергия Радонежского Алла БОРОДИНА.


- Алла Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о Вашей секции, какие проблемы на ней будут рассмотрены?

- Работа нашей секции, которую организуют Межрегиональный общественный фонд содействия образованию и культуры "Основы православной культуры", издательство "Основы православной культуры", Международный духовно-просветительский центр "Ортодоксия", Общественный комитет "За нравственное возрождение Отечества", средняя общеобразовательная школа N 979 г. Москвы, посвящена важнейшим вопросам образования, науки и культуры, а также правовым вопросам. Будет развернута выставка учебно-методических пособий по курсу "Основы православной культуры".

Почётный председатель секции - епископ Барнаульский и Алтайский Максим. Сопредседатели - настоятель храма Свт. Николая Чудотворца в Пыжах, глава Комитета "За нравственное возрождение Отечества", духовный руководитель нашего издательского проекта протоиерей Александр Шаргунов, председатель Международного духовно-просветительского центра "Ортодоксия", сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иерей Сергий Соколов.

В работе секции примут участие известные учёные, деятели искусства и культуры, руководители образования, предприниматели и политические деятели. Ожидаем мы и почётных гостей - архиепископов Владивостокского и Приморского Вениамина и Рязанского и Касимовского Павла, епископа Элистинского и Калмыкского Зосиму.

Секция начнет свою работу 1 февраля в общеобразовательной школе N 979 столицы. Здесь пройдет научно-практическая конференция "Основы православной культуры в системе образования".

2 февраля в Центральном доме литераторов состоится пресс-конференция и вечер "Основы православной культуры - концепция жизни и творчества". Ведущий вечера - Игорь Блудилин (Игорь Аверьян), член Союза писателей России, руководитель Клуба "Новая книга". А 3 февраля в Библиотеке Русского зарубежья - научно-практическая конференция "Основы православной культуры и связь поколений".

Какими будут граждане нашей страны, чем предпочтут заниматься, сохранится ли традиционная семья, как дети будут заботиться о своих родителях - все эти вопросы, как и многие другие, которые мы вновь поднимем на Чтениях, крепко связаны с прошлым России, с ее культурой и историей.

- Сегодня существуют силы, стремящиеся снизить значимость финансирования сферы образования и обновления содержания образовательных программ. В результате получается огромный разрыв между отечественным законодательством и реальным положением дел в системе образования.

- Как никто другой это понимают наши учителя. Несмотря ни на что, люди, преданные своей профессии, продолжают терпеливо, с любовью охранять образовательные и культурные традиции. Им приходится спасать детей от тех мощнейших ударов, которые в последние годы методично, с использованием всех рычагов государственной системы образования и средств массовой информации направляются на разрушение нравственного и физического здоровья молодёжи, на уничтожение их интеллектуального и творческого потенциала.

Именно учителя знают цену и понимают, насколько важны в вопросах образования системы воспитания, обучения, ценностей и знаний.

- Такую систему воспитания и образования имеет, в частности, курс "Основы православной культуры". Расскажите о нем, пожалуйста.

- Так сложилось, что именно с курсом "Основы православной культуры" многие родители, учителя, ученые и политики, а также Русская Православная Церковь связывают свои надежды на возрождение в обществе традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей.

Этот курс также неразрывно связан с сохранением здоровья детей, с созданием стратегии выхода из социокультурного кризиса, с развитием национальной культуры и с сохранением единого образовательного и культурного пространства России.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно подчёркивал необходимость введения этого нового курса в школьное образование. Вот, что он говорил в своем приветственном слове на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях: "Выступая за введение школьного предмета "Основы православной культуры", который является <...> культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации".

Святейший Патриарх считает, что предмет "Основы православной культуры" призван "посеять семена добра в детской душе, приобщить её к нравственному опыту прежних поколений. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину <...> нужно иметь твёрдые представления о добре и зле, грехе и добродетели".

Судя по опыту использования курса ОПК в государственных и муниципальных средних учебных заведениях, на сегодняшний день можно говорить о том, что он помогает наиболее глубокой мотивации к обучению и повышению качества базового образования. Таким образом, этот курс находит все более широкое применение в педагогической практике в России и даже за рубежом.

Все попытки введения в школах России курса "Религии мира" вместо или до изучения курса "Основы православной культуры" несостоятельны и ненаучны с точки зрения педагогики и психологии.

- Содержание и концепция курса уже представлена Вами в целом ряде учебных и методических пособий, не так ли?

- Их количество уже превысило десяток. Некоторые из книг по моей программе имеют по 3-4 переиздания. Пособия, изданные ранее и поданные в Федеральный экспертный совет, успешно прошли экспертизу и получили грифы Министерства образования и науки РФ "Допущено" и "Рекомендовано".

Курс представляет собой не отдельные размышления и соображения на тему нравственности, духовности, культуры и православия. Это - учебная и воспитательная система, которая опирается на мощный фундамент, состоящий из культурного, языкового, исторического, духовного, образовательного и нормативно-правового блоков. Она создана в непосредственной работе с детьми и апробирована в различных условиях.

Например, культурный блок - это вся великая русская культура. И литература, и изобразительное искусство, и музыка и прикладное творчество, и многое другое. Даже церковнославянский язык в рамках курса представлен, как часть не только исторической, но и современной культуры. В общем, все то, что веками формировало русского человека, его мировоззрение, образ жизни. Это также опыт жертвенной любви за Христа и со Христом.
Русский язык в России всегда был основным инструментом передачи культуры и образования. Его нынешнее разрушение - одна из наиболее острых проблем современности. А ведь это - важнейший фактор сохранения единого культурного, государственного и образовательного пространства России.

Позволю напомнить, что именно благодаря русскому языку многие народы приобщились к великой русской культуре. Именно на русском языке в советский период многие народы СССР начали активно и широко заявлять о своей самобытной культуре и развивать национальную литературу.

И здесь мы видим три пути решения данной проблемы средствами образования: ознакомление с лексикой духовного и историко-культурологического значения, расширение и активизация словаря, повышение грамотности.

Также последовательно рассматривается материал и в других блоках. История формирования культуры - определённая область знаний, уже сложившаяся, закреплённая в Библии, во всемирной истории, в церковном и светском искусстве, праздниках, традициях, преданиях... Православная культура раскрывает также историческую связь со всем православным миром, с другими народами мира.

Блок духовный представлен традиционным православием и также необходим: изучение основ православного учения позволяет расширить качество базового образования, углубить знания истории, литературы, москвоведения и других подобных региональных курсов.
Или вот - образовательный блок. У ученика должна быть закреплена лексика о Боге, нравственности, Родине, отечественной культуре. Только при наличии знаний и представлений о родном и близком ребёнок в состоянии постигать знания о других культурах, религиях, всемирной истории, философии.

И, наконец, блок нормативно-правовой. Поскольку речь идёт об учебном курсе для государственных и муниципальных средних учебных заведений, то материалы, используемые в качестве нормативно-правового основания для его введения, должны содержать ряд документов. Эти документы закрепляют и обеспечивают конституционные права, международные права человека в области культуры, образования и религии на территории России.

- Алла Валентиновна, итак, в заключение, хотелось бы подвести итог. Какие, на Ваш взгляд, основные задачи государства в сфере образования?

- В настоящее время, говоря об образовании в области религии, принято различать религиозно-познавательное (культурологическое) образование и собственно религиозное образование. Последнее имело место в дореволюционной педагогической практике в условиях православного государства в форме учебного предмета специального духовного содержания - традиционного Закона Божьего. Он существенно отличается от историко-культурологического курса "Основы православной культуры" по организации, отбору, систематизации и подаче учебного материала, методике, но главное - по целям и задачам. Ярким подтверждением этого является то, что воскресные школы и православные гимназии, имеющие в своём учебном плане Закон Божий, вводят курс "Основы православной культуры" не вместо Закона Божьего, а параллельно или независимо от него.

Религиозно-познавательный курс позволяет учителям, уважая право каждого человека на убеждения и свободу выбора вероисповедания, формировать в условиях светского образования осознанного отношения к вопросам веры, нравственности, духовности, воспитывать личную ответственность за окружающий мир, культуру, язык, государство.

Беседу вел Николай Головкин

http://www.patriarchia.ru/db/text/79267.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме