"Посеять семена добра в детской душе..."Основы православной культуры / 27.01.2006
Такова, как подчеркивает Святейший Патриарх, одна из главных задач курса "Основы православной культуры". В рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений будет работать секция "Основы православной культуры в системе образования".
На вопросы Пресс-службы Московской Патриархии отвечает председатель секции - член Союза писателей России, автор и разработчик курсов "Основы православной культуры" и "История религиозной культуры", президент Фонда "Основы православной культуры", главный редактор издательства "Основы православной культуры", кавалер ордена преподобного Сергия Радонежского Алла БОРОДИНА. - Алла Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о Вашей секции, какие проблемы на ней будут рассмотрены? - Работа нашей секции, которую организуют Межрегиональный общественный фонд содействия образованию и культуры "Основы православной культуры", издательство "Основы православной культуры", Международный духовно-просветительский центр "Ортодоксия", Общественный комитет "За нравственное возрождение Отечества", средняя общеобразовательная школа N 979 г. Москвы, посвящена важнейшим вопросам образования, науки и культуры, а также правовым вопросам. Будет развернута выставка учебно-методических пособий по курсу "Основы православной культуры". Почётный председатель секции - епископ Барнаульский и Алтайский Максим. Сопредседатели - настоятель храма Свт. Николая Чудотворца в Пыжах, глава Комитета "За нравственное возрождение Отечества", духовный руководитель нашего издательского проекта протоиерей Александр Шаргунов, председатель Международного духовно-просветительского центра "Ортодоксия", сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иерей Сергий Соколов. В работе секции примут участие известные учёные, деятели искусства и культуры, руководители образования, предприниматели и политические деятели. Ожидаем мы и почётных гостей - архиепископов Владивостокского и Приморского Вениамина и Рязанского и Касимовского Павла, епископа Элистинского и Калмыкского Зосиму. Секция начнет свою работу 1 февраля в общеобразовательной школе N 979 столицы. Здесь пройдет научно-практическая конференция "Основы православной культуры в системе образования". 2 февраля в Центральном доме литераторов состоится пресс-конференция и вечер "Основы православной культуры - концепция жизни и творчества". Ведущий вечера - Игорь Блудилин (Игорь Аверьян), член Союза писателей России, руководитель Клуба "Новая книга". А 3 февраля в Библиотеке Русского зарубежья - научно-практическая конференция "Основы православной культуры и связь поколений". Какими будут граждане нашей страны, чем предпочтут заниматься, сохранится ли традиционная семья, как дети будут заботиться о своих родителях - все эти вопросы, как и многие другие, которые мы вновь поднимем на Чтениях, крепко связаны с прошлым России, с ее культурой и историей. - Сегодня существуют силы, стремящиеся снизить значимость финансирования сферы образования и обновления содержания образовательных программ. В результате получается огромный разрыв между отечественным законодательством и реальным положением дел в системе образования. - Как никто другой это понимают наши учителя. Несмотря ни на что, люди, преданные своей профессии, продолжают терпеливо, с любовью охранять образовательные и культурные традиции. Им приходится спасать детей от тех мощнейших ударов, которые в последние годы методично, с использованием всех рычагов государственной системы образования и средств массовой информации направляются на разрушение нравственного и физического здоровья молодёжи, на уничтожение их интеллектуального и творческого потенциала. Именно учителя знают цену и понимают, насколько важны в вопросах образования системы воспитания, обучения, ценностей и знаний. - Такую систему воспитания и образования имеет, в частности, курс "Основы православной культуры". Расскажите о нем, пожалуйста. - Так сложилось, что именно с курсом "Основы православной культуры" многие родители, учителя, ученые и политики, а также Русская Православная Церковь связывают свои надежды на возрождение в обществе традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей. Этот курс также неразрывно связан с сохранением здоровья детей, с созданием стратегии выхода из социокультурного кризиса, с развитием национальной культуры и с сохранением единого образовательного и культурного пространства России. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно подчёркивал необходимость введения этого нового курса в школьное образование. Вот, что он говорил в своем приветственном слове на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях: "Выступая за введение школьного предмета "Основы православной культуры", который является <...> культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации". Святейший Патриарх считает, что предмет "Основы православной культуры" призван "посеять семена добра в детской душе, приобщить её к нравственному опыту прежних поколений. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину <...> нужно иметь твёрдые представления о добре и зле, грехе и добродетели". Судя по опыту использования курса ОПК в государственных и муниципальных средних учебных заведениях, на сегодняшний день можно говорить о том, что он помогает наиболее глубокой мотивации к обучению и повышению качества базового образования. Таким образом, этот курс находит все более широкое применение в педагогической практике в России и даже за рубежом. Все попытки введения в школах России курса "Религии мира" вместо или до изучения курса "Основы православной культуры" несостоятельны и ненаучны с точки зрения педагогики и психологии. - Содержание и концепция курса уже представлена Вами в целом ряде учебных и методических пособий, не так ли? - Их количество уже превысило десяток. Некоторые из книг по моей программе имеют по 3-4 переиздания. Пособия, изданные ранее и поданные в Федеральный экспертный совет, успешно прошли экспертизу и получили грифы Министерства образования и науки РФ "Допущено" и "Рекомендовано". Курс представляет собой не отдельные размышления и соображения на тему нравственности, духовности, культуры и православия. Это - учебная и воспитательная система, которая опирается на мощный фундамент, состоящий из культурного, языкового, исторического, духовного, образовательного и нормативно-правового блоков. Она создана в непосредственной работе с детьми и апробирована в различных условиях. Например, культурный блок - это вся великая русская культура. И литература, и изобразительное искусство, и музыка и прикладное творчество, и многое другое. Даже церковнославянский язык в рамках курса представлен, как часть не только исторической, но и современной культуры. В общем, все то, что веками формировало русского человека, его мировоззрение, образ жизни. Это также опыт жертвенной любви за Христа и со Христом. Русский язык в России всегда был основным инструментом передачи культуры и образования. Его нынешнее разрушение - одна из наиболее острых проблем современности. А ведь это - важнейший фактор сохранения единого культурного, государственного и образовательного пространства России. Позволю напомнить, что именно благодаря русскому языку многие народы приобщились к великой русской культуре. Именно на русском языке в советский период многие народы СССР начали активно и широко заявлять о своей самобытной культуре и развивать национальную литературу. И здесь мы видим три пути решения данной проблемы средствами образования: ознакомление с лексикой духовного и историко-культурологического значения, расширение и активизация словаря, повышение грамотности. Также последовательно рассматривается материал и в других блоках. История формирования культуры - определённая область знаний, уже сложившаяся, закреплённая в Библии, во всемирной истории, в церковном и светском искусстве, праздниках, традициях, преданиях... Православная культура раскрывает также историческую связь со всем православным миром, с другими народами мира. Блок духовный представлен традиционным православием и также необходим: изучение основ православного учения позволяет расширить качество базового образования, углубить знания истории, литературы, москвоведения и других подобных региональных курсов. Или вот - образовательный блок. У ученика должна быть закреплена лексика о Боге, нравственности, Родине, отечественной культуре. Только при наличии знаний и представлений о родном и близком ребёнок в состоянии постигать знания о других культурах, религиях, всемирной истории, философии. И, наконец, блок нормативно-правовой. Поскольку речь идёт об учебном курсе для государственных и муниципальных средних учебных заведений, то материалы, используемые в качестве нормативно-правового основания для его введения, должны содержать ряд документов. Эти документы закрепляют и обеспечивают конституционные права, международные права человека в области культуры, образования и религии на территории России. - Алла Валентиновна, итак, в заключение, хотелось бы подвести итог. Какие, на Ваш взгляд, основные задачи государства в сфере образования? - В настоящее время, говоря об образовании в области религии, принято различать религиозно-познавательное (культурологическое) образование и собственно религиозное образование. Последнее имело место в дореволюционной педагогической практике в условиях православного государства в форме учебного предмета специального духовного содержания - традиционного Закона Божьего. Он существенно отличается от историко-культурологического курса "Основы православной культуры" по организации, отбору, систематизации и подаче учебного материала, методике, но главное - по целям и задачам. Ярким подтверждением этого является то, что воскресные школы и православные гимназии, имеющие в своём учебном плане Закон Божий, вводят курс "Основы православной культуры" не вместо Закона Божьего, а параллельно или независимо от него. Религиозно-познавательный курс позволяет учителям, уважая право каждого человека на убеждения и свободу выбора вероисповедания, формировать в условиях светского образования осознанного отношения к вопросам веры, нравственности, духовности, воспитывать личную ответственность за окружающий мир, культуру, язык, государство. Беседу вел Николай Головкин http://www.patriarchia.ru/db/text/79267.html Другие способы помощи |
Другие статьи этого автора
05.02.2018 |
ОПК как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ
Выступление в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений
08.02.2017 |
Инновационный потенциал Основ православной культуры для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота
Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»
28.02.2011 |
Значение историко-культурологической концепции курса «Основы православной культуры» для возрождения России
Выступление на XII Свято-Пафнутьевских образовательных чтениях
31.01.2011 |
Духовность и творчество
Доклад на Образовательном форуме (г. Калуга, 21 января 2011 года, Законодательное собрание)
01.07.2010 |
«История принадлежит народу»
все статьи автораБеседа с автором и разработчиком курса «Основы православной культуры» Другие статьи этого дняДругие статьи по этой теме
12.03.2018 |
Либералы пытаются обезбожить ОДНКНР
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» не должны стать выхолощенным вариантом ОРКСЭ
05.02.2018 |
ОПК как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ
Выступление в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений
26.10.2017 |
Преподавание Основ православной этики как аспект взаимодействия светского и духовного образования
На примере Голосеевского духовно-профессионального училища при мужском Свято-Покровском монастыре |