Новый старый праздник...

0
111
Время на чтение 5 минут
празднуется как государственный праздник, Святейший Патриарх Алексий возглавит служение Божественной Литургии в храме св. мц. Татианы при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. На вопросы пресс-службы Московской Патриархии отвечает настоятель Домового храма МГУ - Патриаршего подворья протоиерей Максим Козлов.

- Отец Максим, для каждого храма богослужение Предстоятеля Церкви - это и огромная радость, предполагающая особую полноту праздника, и огромная ответственность...

- Это действительно так, потому что все мы готовимся к приезду Святейшего Патриарха как к экзамену, который должно сдать - от внешнего благоустройства до подготовки хоров. Но еще, конечно, Патриаршее богослужение - это и большое испытание совести. Всякий раз нужно вновь максимально честно и требовательно задать себе вопросы: все ли и так ли мы делаем, как должны делать.

Мы видим, сколько еще вокруг людей, проявляющих полную религиозную индеферентность, для которых духовные вопросы, казалось бы, вовсе не существуют.

- Прошло 11 лет со дня возрождения вашего храма. Путь, который был пройден, в общем-то новый. Наверное, многое из того, что относилось к дореволюционному статусу домового храма Московского университета, почти трудно связать с сегодняшним днем - и размеры университета, и количество верующих в нем совершенно иные...

- Нашей задачей в эти годы было двигаться по двум направлениям. Одно - не навредить, дать понять всем, что идея существования храма в государственном вузе легитимна. В начале 1990-х ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий думал, что храм будет восстановлен как музейное здание, в которое раз в год будет приезжать Святейший Патриарх. Теперь Виктор Антонович нередко в своих выступлениях отмечает, как хорошо для университета, что есть живой действующий храм со своей общиной, как это полезно для нравственной атмосферы в МГУ.

Богослужения все эти годы мы старались совершать, конечно, по уставу, но при этом, как нас постоянно призывает Святейший Патриарх, с соблюдением московской богослужебной традиции. Впитываем все лучшее из практики тех храмов, которые в годы богоборчества не закрывались, учимся у тех священников, которые тогда несли череду своего служения. Обязательности посещения богослужений в МГУ нет и быть не может. И, слава Богу, что нет. Мы прекрасно понимаем, что всякое принуждение в вопросах веры рождает противоположный результат. Уделяем все эти годы внимание достойному церковному пению: даже случайно зашедший на богослужение человек должен получить представление о его красоте в Церкви.

У нас хорошие отношения с профкомом МГУ. Достаточно регулярно профкомы факультетов организуют экскурсии к нам. Мы стараемся их использовать прежде всего в миссионерских целях, чтобы не столько об архитектуре и эстетике храма рассказывать, сколько знакомить с миром Православной Церкви.

С другой стороны, мы, конечно, понимали, что нельзя ограничиться только богослужением. Хотя, вновь и вновь подчеркиваю, для любого прихода, любой общины богослужение - главное...

- Почти с самого начала помимо богослужения вы старались организовать возможность общения людей со священниками в небогослужебное время. Такое до сих пор не столь уж часто встречается в нашей Церкви...

- Все клирики нашего храма очень заняты и где-то еще трудятся - или в Патриархии, или в "Православной энциклопедии", или преподают... Но мы ввели за правило: у каждого священника должен быть дежурный присутственный день, когда он находится в храме для того, чтобы общаться с людьми, отвечать на их вопросы.

Наши прихожане знают: придешь в храм - священник всегда есть, и с ним можно поговорить. Это за годы, прошедшие с момента возобновления здесь богослужебной жизни, принесло много добрых плодов.

- Наверное, возникли и некие начинания, которые естественно вырастали из жизни прихода?

- Конечно. Так или иначе, эти годы издается наша газета "Татьянин день. Со временем эта деятельность расширилась: мы создали сайт, где есть раздел истории храма, постоянно обновляемый раздел "вопросы-ответы". Есть и детский раздел с детским катехизисом и игрой, позволяющей познакомиться с устройством храма.

Затем мы открыли и наше небольшое издательство. К этому Татьяниному дню должен выйти последний крупный неизданный труд священника Павла Флоренского - "Священные переименования".

Новое направление - это медиа-книги. Начинали с церковной музыки. А теперь выпустили первую медиа-книгу "Вифлеемская звезда", в которой собраны различные материалы, связанные с праздником Рождества Христова: и аудио-, и видео-, и текстовые, и даже мультфильм...

- Еще одно направление Вашей приходской деятельности - образование. Расскажите, пожалуйста, об этом.

- Мы испытали разные типы устройства воскресных школ и постепенно пришли к той модели, которую сейчас называем школой духовного пения. Оказалось, что для продуктивного становления воскресной школы нужна некоторая профессиональная основа. Тогда и Закон Божий, и церковные предметы выстраиваются в логической последовательности. Становится понятным, зачем человек учится.

У нас в школе духовного пения обучается более 90 человек. Набираем по двум потокам: или очень маленьких детей - 5-6 лет, - или молодежь студенческого возраста. Детки проходят полную программу, а старшие - ускоренную. Вместе с этим они изучают и основы православной веры, устав и другие церковные предметы.

- В юные годы формируется духовный мир человека, система его взглядов. В том числе и на семью. Помню, как вы не без гордости говорили на встрече с управляющим делами Московской Патриархии, митрополитом Климентом, что у Вас есть совсем молодые прихожанки, у которых по двое-трое детей...

- Теперь уже есть пример, когда в семье четверо детей...

- Но ведь непросто в наше время и учиться, и иметь семьи, заботиться о детях. Наверное, Вы совместно с ректоратом и профкомом МГУ общими усилиями пытаетесь помочь таким людям?

- Постоянно что-то делаем совместно. Ну и, конечно, у нас в общине есть система взаимопомощи.

Для молодых семей всякая помощь важна. Есть у нас и бесплатная юридическая служба. Она функционирует уже два года. Ее возглавляет наш прихожанин, доцент юридического факультета. И многие студенты юрфака, даже невоцерковленные, с энтузиазмом относятся к такому начинанию, по три раза в неделю дают бесплатные консультации. Кстати, ими пользуются весьма большое количество людей не только из университета, но и из социально-незащищенных слоев населения.

- В свое время наш замечательный православный прозаик Борис Зайцев написал очерк о том, почему мученица Татиана, принявшая страдания в далеком Риме на заре христианской веры, стала особо почитаемой русской святой. Подобная неисповедимость исторических судеб святости может показаться удивительной, ведь, скажем, многие "кумиры" совсем недавнего прошлого просто исчезли, забылись...

- Думаю, секрета тут нет. А есть естественная тяга русского человека к настоящему. Сейчас столько суррогатов и подделок... Поэтому этот образ сверстницы - совершенно актуальный для современного молодого человека. Св. Татиана сумела не разменять жизнь на пустую болтовню. Когда потребовалось, она сумела то, во что верила и в чем была убеждена, исповедать не только жизнью, но и смертью. На таких образах и нужно воспитывать нашу молодежь. Показывать им не ложные образцы для подражания, не псевдоисторических или фантазийных медиа-героев, а таких настоящих святых - от мучеников древности до наших современников - новомучеников XX века. Если мы обратимся к их совокупному опыту, у нас есть надежда на спасение в наступившем XXI столетии.

Беседу вел Николай Головкин

http://www.patriarchia.ru/db/text/78688.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59