Вопреки измене и неправде,
Запустелым горестным полям,
Все мы были крещены в Непрядве
Той водой, что с кровью пополам...
Но пред веком новым, боем новым
У кого ж в душе не защемит:
Рождены мы полем Куликовым
И водой Непрядвы крещены.
Е. Неведова
Давно в одной из воронежских газет прочитал объявление: желающих принять участие в облагораживании заброшенного Тернового кладбища просят прийти. История с этим погостом - пример бездуховности. Рядом расположена школа, и дети играли в свои игры меж могил воинов, участвовавших в сражениях 1812 года. Потом территорию уникального мемориала стали застраивать коттеджами.
Горстка энтузиастов подняла голос против разнузданности и бездуховности. Восстановлением надгробий, определением границ мемориальной зоны занялись учителя, учёные и казаки. Так я познакомился с атаманом станицы Левобережная В. А. Пинчуком. Это он давал объявления в газеты. В выходные дни вместе с сыном Дмитрием и его друзьями приходил очищать от бурьяна и мусора святое место.
Как продолжение знакомства - приглашение в поездку на поле Куликово:
- Мы к этому год готовились. Надо в сознании наших детей объединить воедино все поля славы России...
На поле Куликовом бывал я и прежде. Первый раз туда попал году в 1967-м. Поразило безлюдье и запустенье. На стенах полуразрушенного храма преподобного Сергия Радонежского росли берёзы и дубочки в руку толщиной.
Затем вместе с "участником Куликовской битвы", как себя именовал художник В. П. Криворучко, мы наезжали сюда часто. В Москве, в Симоновом монастыре, я узнал, что на могиле иноков Пересвета и Осляби, сражавшихся на поле Куликовом, слуги лукавого, взявшие власть, установили динамо-машину. Десятилетиями сотрясались останки святых. Люди, ненавидящие Россию, думали, что они устроили показательный земной ад для всех православных.
Художник Криворучко однажды познакомился с человеком редкого мужества и таланта Г. И. Паншиным, мастером спорта по гимнастике, призёром ряда международных соревнований, который покинул Москву, чтобы в провинциальном Новомосковске создать такую школу подготовки мастеров, равной которой не было во всей стране. Паншин воспитал несколько чемпионов Европы и мира. В нём билось сердце истинного патриота, и он стал собирать материал по истории Куликова поля и всем, что связано с ним. Эти два человека написали письма знакомым писателям, поэтам, художникам, предложили встретиться. Первая такая встреча состоялась в 1969 г., теперь в день Куликовской битвы на поле собираются тысячи...
...Из Воронежа на поле Куликово автобус отходил от памятника на Задонском шоссе. У братской могилы воинов Великой Отечественной собрались родители с детьми. Сразу же - особый настрой. Настоятель Свято-Никольского храма Воронежа отец Пётр благословил сопровождать паломников инока Валериана, прекрасно знающего историю, отличного чтеца, обладающего даром проникновенно и возвышено исполнять духовные распевы. Рядом с ним сын атамана Пинчука Дмитрий - учащийся Воронежской духовной семинарии. Помолились - и в путь.
Повествование монаха дополнял преподаватель одного из воронежских училищ К. Б. Владимиров. Он подготовил подборку записей замечательных песен Ж. Бичевской, маршей прославленных российских полков, а в интервалах между ними рассказывал казакам о казаках, об их участии в Куликовской битве. Ведь, по преданию, именно казаки пришли на битву с иконой Божией Матери, которая после победы русских воинов над Мамаем стала именоваться Донской.
Песни, чтение "Жития Сергия Радонежского", акафиста преподобному Сергию, исторических документов. И становится ясно, что то грандиозное сражение было не просто великим противостоянием добра и зла, a битвой за Православие. Несколько столетий концентрировался дух православных на Руси. Какая долгая созидательная духовная работа шла! Вот оно - христианское смирение и терпение! Вот провидение святого молитвенника и освободителя Руси - Сергия Радонежского. Он не сомневался, что время для подвига пришло. Зная, что враг числом будет превосходить в два раза, Сергий благословил Дмитрия Донского снять княжеские доспехи и в бой вступить в облачении простого воина. Об этом войско знало, и каждый воин думал, что, возможно, князь где-то рядом - такой же, как и все. Следовательно, князь повсюду.
Были неверующие. Были русские, которые сражались на стороне Мамая. Были князья, предавшие Дмитрия в последний момент. Но выиграли не они, а те, которые уповали на Бога, знали, какова воля Господа. Князь Дмитрий перед началом битвы так и сказал: "Час суда Божия наступает".
Мы проезжали через Елец. Изначально силён здесь был дух православный. Князь Елецкий Фёдор вызвался со своими людьми быть в передовом полку, заведомо зная, какая участь его ожидает: никто не остался в живых. В. П. Криворучко написал галерею портретов героев Куликовской битвы. Материалы о Фёдоре Елецком ему давал настоятель елецкого собора о. Николай (Овчинников), который и благословил "куликовского портретиста".
...Атаман Пинчук именно на этом Поле решил принять в казаки молодых ребят - Александра Бороденко, Дмитрия Жданова, Александра Перевёрткина. Встретил нас о. Христофор, с которым вместе отслужили панихиду по всем убиенным на поле брани. И было желание у атамана, чтобы после посвящения молодые казаки из рук священника на святом месте получили в память иконки Донской Божией Матери, но...
Давно разбиты князем Дмитрием враги Православия, перетерпела Россия и советский атеистический позор - по всей земле сегодня открываются новые церкви и восстанавливаются старые. А на самом святом для Руси месте один из значительнейших храмов государства в двойственном положении. Он вроде бы считается подворьем Троице-Сергиевой Лавры, но пока здесь полновластные хозяева музейные работники. По какой-то непонятной причине батюшке не дано право распространять среди приходящих иконы, церковную литературу - есть, мол, для этого светский киоск. Но ведь икона-то не сувенир, чтобы покупать её вместе со спичками или матрёшками...
С великим прискорбием видят верующие: свершается молитва по убиенным, нашим далёким предкам, близким дедам и отцам, а по залу (храмом пока территорию бывшей благодати не назовешь) бродят любопытствующие дамы с непокрытыми головами и в неприличествующих нарядах. Они шумно обсуждают выставленные экспонаты, с любопытством рассматривают батюшку и молящихся казаков, "понимающе" улыбаются: местный колорит! Для некоторых служба - просто интересное шоу. И на трапезу вас приглашают в любой из многочисленных нововыстроенных шатров мамаевского стана. Татаро-монголы новых времён продолжают своё дело.
А хотелось бы, чтобы посетители понимали, - Куликовская битва не прекращалась на протяжении шести столетий, а сейчас с ещё большей изощрённостью продолжается борьба против Православия и его воинов. Поэтому и сегодня современны слова философа И. А. Ильина: "И ныне нам более, чем когда-нибудь, подобает верить в Россию, видеть её духовную силу и своеобразие и выговаривать за неё, от её лица для будущих поколений её творческую идею".
Отчаянно трудное время ныне. Кажется, мгновение - и не станет России. Но какими же окрылёнными мы вернулись с поля Куликова! Что бы ни говорили о казаках, но в них всё же много настоящего. Ведь пока ни одно сословие нашего государственного обустройства не может продемонстрировать единение по духу отцов и детей, а у казачества это есть. Дети послушны, воспитаны, любят Родину. Они год готовились, чтобы быть принятыми в казаки на поле Куликовом, стремились заслужить право быть принятыми в казаки на том святом месте, где в поединке сошлись иноверец Чолубей и монах Пересвет.
Мне они все любы. Любы и Н. П. Белинов, организатор крестных ходов, и А. Черенков, построивший самостоятельно близ Новой Усмани на своих фермерских гектарах церковь, и атаман Галушкин, воюющий по судам с богатым захватчиком из чужого города, пытающимся на месте ещё одного бывшего воронежского городского кладбища построить увеселительное заведение...
В центре внимания нашей экспедиции постоянно был В. Демченко, казак с гармошкой, участник и дипломант многих фестивалей. Вместе с женой всё своё время отдаёт он воспитанию детей, создал в Воронеже детский песенный коллектив.
Отрадно: к нему подходили парни и просили для записи продиктовать слова досель неслыханных ими строк:
Как на энтот берег,
Да на энтот берег
Вывели казаков -
В сорок тысяч лошадей.
И покрылся Терек,
И покрылся Терек
Сотнями порубанных,
Пострелянных людей...
А затем и всею мощью жизненной силы:
Йиэх! Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!..
Сжата в молитву-плач, молитву-призыв трагедия бросившихся в атаку полков. Для верующих правда была православной, для заблудших - коммунистической. И богучарских, и вёшенских... как умело их стравили. В этом наука всем нам:
Так помянем, братцы,
Братьев наших верных -
Терских, оренбургских,
Донских братьев во Христе!
И снова: любо, братцы, любо! Так почему же любо, если "покрылся Терек сотнями порубанных людей", если "не для меня Дон разольётся"?! Да потому, что это и есть начало той бессмертной жизни, за торжество которой православный вступает в битву на грешной земле. Об этом и поём.
http://www.desyatina.ru/sv-nomr/12-05/pole.htm