Появление такого корабля сегодня для России особенно актуально, ведь пилотируемым кораблям "Союз", на которых до сих пор доставляют экипажи на МКС, без малого сорок лет и они уже трижды модернизировались. Несмотря на свою знаменитую надежность, эти корабли устарели и морально, и по элементной базе.
Другой немаловажный фактор заключается в том, что для обслуживания МКС, полета к другим планетам нужно иметь вместительный многоразовый корабль, так как уже в ближайшем будущем космические конструкции станут монтировать на орбите из блоков, доставляемых с Земли. Оптимальное число монтажников шесть человек. Именно столько космонавтов и должен доставлять на орбиту новичок против трех членов экипажа "Союзов".
Как сообщил председатель конкурсной комиссии, заявки и все необходимые документы для участия в выполнении работ подали три организации: ОАО "Научно-производственное объединение" (НПО) "Молния" (г. Москва), ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр" (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева (г. Москва) и ОАО "Ракетно-космическая корпорация" (РКК) "Энергия" им. С.П. Королева (г. Королев, Московская область).
Комиссия утвердила состав рабочих групп по направлениям с целью рассмотрения поступивших заявок и подготовки заключений. Предстоит проанализировать вопросы целевого использования, предлагаемых проектно-технических решений, характеристики бортовых систем и наземного комплекса управления, экспериментальной отработки. Будут подвергнуты анализу производственная база, технико-экономические показатели, а также технические решения по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре. Среди вопросов, которые предстоит рассмотреть, - технологические процессы изготовления, конструкционные материалы, аэротермодинамика, баллистика, прочность, теплозащита и другие.
Объявление организации - победителя конкурса состоится 3 февраля 2006 года, о чем будет официальное уведомление. Это делается для того, чтобы в соответствии с законодательством России в 20-дневный срок заключить государственный контракт на создание многоразового пилотируемого космического корабля нового поколения для транспортно-технического обслуживания орбитальных пилотируемых станций, перспективных пилотируемых космических комплексов и других объектов околоземной орбитальной группировки.
"Клипер"
На орбиту "Клипер" предполагается выводить с помощью новой российской ракеты под названием "Онега" - глубокой модернизации носителя "Союз". Это означает, что запускать новый космический корабль (КК) можно будет со всех российских космодромов, где имеются стартовые площадки под "Союзы" (Байконур и Плесецк).
Новый корабль сможет работать по широкому спектру программ: от МКС до полетов на Марс и Луну. В сравнении с работающим сегодня кораблем "Союз" новичок будет удобней и вместительней. Разработчики говорят, что он впитал в себя все лучшее, что создано в области построения космических кораблей в нашей стране.
"Клипер" состоит из большого и комфортного отсека экипажа, приборного и агрегатного отсеков. Еще одно важное отличие "Клипера" от предшественников - система аварийного спасения. При помощи ее двигателей экипаж может быть спасен на любой стадии полета путем мгновенного отрыва от ракеты. Также "Клипер" сможет менять траекторию во время посадки, что позволит ему приземляться там, где надо, например в России, а не в Казахстане.
У новичка более мощная энергетика, новая двигательная установка, другой способ выведения и современная элементная база. Все это характерные черты перспективного, пилотируемого корабля.
Следует сказать, что клипером называлось быстроходное парусное судно XIX века с острыми обводами и большой площадью парусов. Так что галактическому "клиперу" хочется пожелать счастливого звездного плавания.
МАКС
Система базируется на обычных аэродромах 1-го класса, дооборудованных необходимыми для МАКСа средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса, и вписывается в основном в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами. Основные элементы системы МАКС выполнены в многоразовом исполнении, кроме внешнего топливного бака и блока выведения.
МАКС создается на основе последних достижений науки и техники в области авиации и космонавтики. Эта система обладает рядом преимуществ перед существующими ракетами-носителями. У нее более низкая стоимость выведения полезных грузов на орбиту по сравнению с одноразовыми ракетами-носителями и многоразовыми средствами выведения первого поколения ("Буран", СССР, и "Space Shuttle", США). МАКС имеет возможность запуска в любом направлении и широкого маневрирования в продольной и боковой плоскостях при возврате с орбиты. Ее возможно выводить на орбиты с необходимым фазированием и параллаксом относительно аэродрома вылета. Многоцелевая авиационно-космическая система также помимо оперативности применения способна возвращать полезные грузы с орбиты. Важно и то, что МАКС - экологически чистая система за счет использования нетоксичных компонентов топлива и сокращения полей падения ступеней.
Проект будущего
Какой из трех представленных проектов получит космическую путевку? Ответ мы узнаем уже совсем скоро. Но отметим один примечательный факт - активизация работ в космической сфере нарастает в России год от года. Это не может не радовать каждого радеющего за интересы Отчизны.
http://www.redstar.ru/2006/01/21_01/5_01.html