Дела давно минувших дней...

Когда я переступила порог храма св. блгв. кн. Александра Невского в Красном Селе, настоятель протоиерей Евгений Ефимов благословлял двух солдатиков, пришедших креститься. Батюшка проникновенно говорил: "Вы пришли в храм - это Господь Бог наш постучал в ваши сердца, и вы распахнули их ему навстречу. Учитесь, служите верно России. Женской одежды и украшений не носите, с девицами в портках не дружите. Не забывайте исповедоваться и причащаться. До V века люди причащались почти каждый воскресный день. А во времена Василия Великого причащение даже раздавалось на дом, ибо Плотью и Кровью Христовой питается душа. В причащении - наша сила. Как писал поэт Николай Некрасов:

Взойди - Христос наложит руки
И снимет властию святой
С души оковы, сердца муки
И язвы совести больной.

Солдаты, призадумавшись, ушли, а я попросила батюшку рассказать нашим читателям немного о себе - о жизненном пути, о том, как пришел к вере и стал священником, о друзьях и людях хороших, которых господь посылал ему.


- Я родился, - начал батюшка свой рассказ, - в 1924 году; вот 31 января, если доживу, будет 82 года. Да... Из них 56 лет я отслужил Господу и людям как священник. А родом я из Псковской области, скобарь. Семья наша была верующей. Помню из детства такой случай. Когда утвердилась советская власть, маму в рамках ликбеза заставили в школу ходить. Но однажды задали им выучить стихотворение "Нынче Бога нам не надо, мы без Бога будем жить..." Мама и скажи им: "Я такое стихотворение учить не буду. И в школу вашу больше не пойду". Подруга стала стращать: "Твоего мужа уже посадили, свекра в тюрьму загнали, на север выслали. Тоже хочешь?" Тогда мама пошла в соседнее село к юристу, объясняет, так, мол, и так, что мне будет, если я в школу ходить не стану? Юрист: "Да ничего не будет. Просто неграмотной останетесь". Мама успокоилась и в школу больше ни ногой.

Потом уехали мы в Сланцы, на хутор - разработали землю, пахали, сеяли, скот разводили. Раньше ведь в каждом деревенском доме были коровка, лошадь, овечка, соха, плуг, борона... Советы все забрали, разграбили. И что? Едешь ныне по Псковской области - всюду мерзость запустения: где деревенька была - лесок вырос, кругом поля без конца и краю, а на них - трава. А не разорили бы крестьянства, и сейчас бы хлеба в полях колосились. Город кто кормит? Деревня. Мужик русский, потом пропахший. А теперь покупаем продукты за границей, едим, Бог знает что... А вдохновителем этого развала был - главный бес Ленин. Не знаю, ведаете ли, что как-то в мавзолее прорвало канализацию и труп понесло с нечистотами. Ну, как говорится, по мощам и миро...

Потом, еще до войны, переехали мы в Толмачево под Лугой, где мамины родственники жили. Там церковка была, и я зачастил в нее. Батюшка заприметил меня, пригласил: "Зайди в алтарь, я тебя со своим сыном Толиком познакомлю". Подружились мы, стали вместе в алтаре прислуживать - кадило раздувать и подавать. Так мне это нравилось! Вскоре в Вильнюсе богословские курсы открыли, и о.Геннадий благословил меня и сына своего ехать учиться. К тому времени уж война началась. И вот я уехал, а Толик задержался, хотел попасть на день рождения любимой девушки и выехать следующим рейсом. Но следующего рейса не случилось: поезда перестали ходить, фронт придвинулся. Позже я узнал, что Толик погиб во время взрыва моста через реку Лугу...

А меня Господь спас. И это не единственный случай, когда Господь меня, недостойного, спасал и хранил. Помню, проучившись зиму в Вильнюсе, на каникулы хотел ехать домой, но через фронт невозможно было перейти. Меня пригласил друг к себе в Ригу. Там я тяжело заболел. А надобно сказать, что в Риге очень красивая больница, не раз мимо нее проходил - вокруг здания вились аллеи, засаженные жасмином и белыми, фиолетово-красноватыми сиренями, и сад был прекрасный... как в раю. Но меня привезли в маленькую неказистую больницу на окраине города. И я возроптал: "Я имею право лежать в той, красивой, у меня ведь прописка есть... так нет, завезли в какую-то богадельню. Если бы был Бог, я бы в ту, красивую, попал. Наверное, Бога нет..." Вскоре немцы ушли из Прибалтики, а меня навестила мама моего друга и говорит: "Хорошо, что тебя не положили в городскую больницу, от нее куча кирпичей осталась. Попало несколько бомб... всех больных засыпало". У меня сердце захолонуло, шепчу онемевшими губами: "Господи, прости меня за мой ропот, за маловерие..." Меж тем доктор советовал маме друга: "Везите его домой. Но одного не отправляйте, не доехать ему до Толмачево, не жилец он - очень больное сердце". Но я выжил. А потом в Питере семинария открылась, и я поступил туда, сразу на третий курс.

- Вы вместе с нынешним Патриархом Алексием II учились?

- Да. Он очень хорошо знал эстонский язык и меня учил. Каждый день я должен был несколько слов по-эстонски запомнить. Он хотел, чтобы мы вместе потом поехали служить в Эстонию. Мы хорошо дружили, он у меня и шафером на свадьбе был. И сейчас еще друг друга со всеми праздниками поздравляем...

- А правда, что вы в свое время у Патриарха невесту отбили?

- Ну что вы! Господь с вами! Это он у меня пытался отбить девушку. Пошел с ней в кино, а мне не сказал. Но я узнал и за волосы его оттрепал... я на пять лет старше его. А вообще-то нам не до невест было: учебы много, а хлеба - малый кусочек давали. Но моя мама привозила в семинарию круглый хлеб и немного масла. Мы это богатство между рамами держали, холодильников не было. А как поссоримся, бывало, Алексей к хлебу и маслу не притрагивается. Только подойдет, посмотрит и шепчет мне: "Масло уж пожелтело, а хлеб и не разрезать..." А мое дело было хлеб резать и маслом мазать. Ну я быстро хлеб нарежу и ему масла поболе намажу, он же младше. Но Алексей требовал, чтобы было одинаково, иначе не ел. Хорошо дружили... Я к ним в Таллин не раз приезжал, мама и папа его - тоже священник - как родного меня принимали... Семинарию я закончил с правом поступления в академию вне конкурса. Алексей просил тогда: "Останься, ради Бога!" Я объяснил: "Мама больная, тяжело ей после войны, хлеба нет. Я буду служить на приходе, поддержу ее". И я ушел...

- Сейчас Русь наша не шибко верующая, но все же храмы стоят и люди ходят в них. Нам надо крепко стоять за веру православную, в ней наше спасение. И не слушать всяких баптистов, адвентистов и прочих сектантов, ибо от этих "божиих людей" плачет Господь и радуется-хохочет сатана. Вот, помню, лежал я не так давно в Военно-медицинской академии, что напротив Витебского вокзала, - здоровье уж сдавать стало. Во время очередного обхода врач говорит: "У нас сегодня служба будет, приходите..." Прихожу, а там сектанты какие-то играют, песни поют - и все это службой называется почему-то. Я начальнику клиники выговорил: "Вы знаете, что в этом помещении раньше было? Храм Божий! Смотрите - вот тут иконостас был, а вот тут еще клирос сохранился... А вы сюда бесов допустили. Что, в России православные священники перевелись?" Когда выписался, привез им большую, размером со стол, икону св. блгв. князя Александра Невского. Ее в актовом зале повесили. Отслужили молебен и освятили все палаты и операционные. Теперь там везде иконы - на постах медсестер, в столовой.

Врачей, кто крещен, я просил крестики нательные носить. И вот однажды во время утреннего обхода подходит ко мне врач и вдруг ойкает: "Я сегодня мылся и в ванне крестик забыл". - "Тогда сегодня осмотра не будет, - говорю. - Так что не задерживайтесь, без креста ко мне не подходите". И они надевали кресты, боялись, видят - поп старый, злой... Я пытался объяснить им, что всегда надо быть с Богом: родиться с Богом, жить и умереть с именем Божиим на устах. Как говорил св.Иоанн Кронштадтский: "Утверди, Боже, святую православную веру во веки веков".

- А вот ныне отдельные мусульмане требуют убрать с герба российского православный крест...

- Ну, это уж не впервой мусульмане подмять нас пытаются... Поэтому повторяю: "Русь, храни Православие. В нем твое утверждение". А если сдадимся, крест уберем, сделаемся мусульманами... тут и конец, превратимся в Бог знает кого. Один русский проповедник о.Иннокентий во время отпевания любил говорить: "Гроб бывает лествицей к Небу, а бывает и лествицей в ад". Когда гроб возносит душу в Небесную торжествующую Церковь? Если человек, живя на земле, не забывает, что он странник и временный гость на этой планете; когда он имеет общение с Богом - очищает душу в Таинстве покаяния. Ведь душу ни мылом, ни порошком, ни водкой не очистишь. Надо принимать Святое Тело и Кровь Христа Спасителя, памятуя слова: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нем" (Ин.6.56), а "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин.6.53). Нельзя быть мертвецом для будущей жизни, надо сохранить в себе душу живую, жить по заповедям Божиим и верить во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Без Бога - не до порога, а с Богом - за море и дальше...

Вот я уже пожил достаточно, пора умирать, а не хочется зимой, дожить бы до весны, чтобы меня в Сиверскую свезли, где я прослужил 28 лет, там и мама моя, и жена, и другие родственники похоронены. А мне говорят: "Люди и до ста лет живут". Боже упаси! Так долго только закоренелые в грехах могут жить. 75-80 лет - и достаточно. А батюшки тем более грешные - у них и свои грехи, и чужие еще на себя берут... Да и я, бывает, согрешу - то на красивую старушку загляжусь, то еще что-нибудь. Нагрешу, найду пожилого порядочного батюшку - и исповедуюсь. Батюшки ведь тоже всякие бывают - и с гордыней, и изменники...

- А когда вы исповедуетесь, вас священник ругает, отчитывает за что-нибудь?

- Нет, - смеется о.Евгений. - Им стыдно меня ругать, они сами грешные. Без греха один Господь только... А я всем читателям желаю жить в мире, здравии и духовной собранности.

Адрес: 198320, СПб, Красное Село, ул.Шуппа, 10. Тел.741-46-16.

Записала Ирина РУБЦОВА

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n169/ta006.htm
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Евгений Ефимов:
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019