"Суета не идет на пользу молитве"

0
184
Время на чтение 7 минут
Гость нашей рубрики "Беседа с пастырем" - протоиерей Василий Антипов, настоятель саратовского храма Покрова Божией Матери и благочинный Центрального округа. Отец Василий принадлежит к тому поколению духовенства, которое посвятило свою жизнь священническому служению с самого начала; к тем людям, которые, обладая значительным опытом, находятся в зрелом возрасте и полны сил. Недавно Правящий Архиерей благословил его на ответственное послушание: с конца ушедшего года протоиерей Василий Антипов является духовником Саратовской епархии.

Протоиерей Василий Антипов
Протоиерей Василий Антипов
- Одна из особенностей жизни Церкви - преемственность священнического служения. Духовное возрастание клирика должно проходить под началом опытного пастыря. Кто был Вашим духовным наставником?

- Обрести духовника - это большое счастье, милость Божия. Первый наставник появился у меня в Московской Духовной семинарии, в которую я поступил в 1975 году. Это был архимандрит Иоанн (Маслов). Своим нынешним наставником считаю архимандрита Елевферия (Диденко), который служит в Самаре. В годы моей учебы в семинарии отец Елевферий занимал должность старшего помощника инспектора. Он тоже был духовным сыном архимандрита Иоанна. Кроме того, во время моей тринадцатилетней службы в Эстонии я часто ездил в Псково-Печерский монастырь к отцу архимандриту Адриану (Кирсанову). Он является духовником очень многих верующих людей. Мне посчастливилось часто бывать у него на исповеди, обращаться с вопросами. Считаю отца Адриана своим духовным отцом.

- Чем запомнился Вам Ваш первый духовник?

- Отец Иоанн был насельником Глинской пустыни. В 1961 году во время хрущевских гонений на Церковь ее закрыли. Но поскольку будущий архимандрит являлся тогда только послушником, его отпустили. Как рассказывал отец Иоанн, в милиции его строго напутствовали: "Езжай домой!". Но он отправился в Сергиев Посад. Окончил Московскую Духовную семинарию, потом академию. Да так в Лавре и остался. Преподавал, наставлял. Отец Иоанн был пастырем очень высокой духовной жизни. Строг и требователен прежде всего к себе. Очень искренний, благочестивый монах, батюшка этого же требовал и от своих духовных чад. А их у отца Иоанна было много. Один из центральных пунктов его духовных наставлений - образ послушания. Он требовал полного послушания. Своеволие, особенно на монашеском пути, считал совершенно неприемлемым. Строго испытывал совесть человеческую на исповеди. К нему на исповедь мы действительно шли, словно на Суд Божий. Очень стыдно было каяться два раза в одном грехе: конечно, это естественно для немощного человека, но когда я подходил к отцу Иоанну с тем же самым грехом, который однажды уже открывал, меня охватывал трепет. Хотя мы знали, что наш наставник не только строг, но и любвеобилен: никогда не упрекал человека в том, что тот повторяется в своем прегрешении. Он всех принимал с любовью, по-отечески, прощал, обещал молиться. Уходили мы от него утешенными, с облегчением в сердце.

- Вам довелось служить в Эстонии под началом будущего Патриарха Алексия II?

- Да. Первый раз я встретился с будущим главой Русской Церкви после выпуска из академии. Будучи митрополитом Таллинским и Эстонским, он предложил мне поехать в эту республику на служение. Но тут возникла проблема: согласно заведенному порядку, я должен был ехать туда, где родился. У меня на руках уже находилось направление в Оренбургскую епархию. Однако, будучи председателем учебного комитета, Владыка Алексий решение этого вопроса взял на себя. В Эстонии в то время остро ощущалась нехватка православных пастырей. После совета с молодой супругой и родителями я согласился. 24 июля 1983 года Владыка Алексий рукоположил меня в сан диакона в Александро-Невском соборе Таллина, через неделю состоялась моя священническая хиротония. А довелось служить мне в Богоявленском храме города Йыхви, где с 1951 по 1958 год служил сам нынешний предстоятель нашей Церкви. Он часто приезжал и в наш храм, и в соседний Пюхтицкий монастырь. Митрополит Алексий любил бывать на приходах, он любит службы.

К середине 90-х годов эстонские власти и местные националисты в унисон заговорили о прекращении всякого обучения в школах на русском языке. А у меня на руках четверо детей ученического возраста. В 1996 году я вынужден был вернуться в Россию. Покойный Владыка Александр, возглавлявший к тому времени Саратовскую епархию, тоже хорошо знал меня по годам студенческим: в то время он был архимандритом, инспектором Московской Духовной академии. Последний год моей учебы совпал с его назначением на пост ректора. Теперь мы встретились на Волге. Он принял меня с любовью.

- Через несколько дней исполнится три года со дня смерти Владыки Александра. Вы принадлежите к числу тех, кто общался с приснопоминаемым Владыкой достаточно часто. Каким Архипастырь остался в Вашей памяти?

- Еще в те годы, когда он был нашим наставником в академии, мы чувствовали, что наш инспектор относится к тем людям, которые предпочитают держать с окружающими дистанцию. Характерный пример: прежде на Рождество и на Пасху студенты приходили славить Христа прямо в квартиру к Владыке-ректору архиепископу Владимиру (Слободану), нынешнему митрополиту Киевскому и всея Украины. Придя ему на смену, Владыка Александр стал принимать нас в кабинете. Так же дарил подарки и благословлял, но в свою квартиру уже не приглашал. Это мы заметили с первого года. Студенты все замечают.

В епархии, состоя при Владыке секретарем, я узнал его глубже. Человек строгих правил, он строил свои отношения со светскими властями и церковной иерархией согласно своеобразной "табели о рангах". С подчиненными был строг, но справедлив. Решения о том, кого сместить, наградить или, наоборот, запретить, он не принимал беспричинно. Владыка всегда тщательно разбирался в том или ином вопросе, советовался, а потом прямо проговаривал свои доводы.

Показательны отношения Владыки Александра с представителями светской власти. Одно время он не встречался с ними вообще: пока помощь Церкви с их стороны оставалась лишь пустым обещанием - и Владыка избегал каких-либо "дружественных" встреч перед телекамерами. Отношения стали налаживаться в последние месяцы жизни Владыки. Губернатор Д.Ф. Аяцков присутствовал на последнем рождественском Архиерейском богослужении. Владыка пригласил его в алтарь, и он оставался там до конца службы.

Богословски очень образованный, Владыка Александр служил очень благоговейно. Не помню, чтобы он отвлекался на замечания или поучения. В церковной жизни он выделял богослужебную часть. "Священник должен быть прежде всего пастырем, духовным руководителем, а не строителем",- подчеркивал он не раз. За богослужебную часть архиерей спрашивал строже.

- Священник должен быть пастырем. Значит, не все ими в полной мере являются. Что же мешает? Какие, на Ваш взгляд, недостатки мешают духовному росту молодых священников?

- Проблема в том, что некоторые из них остаются невоцерковленными, не до конца понимают, что такое православная церковность. Взятые из современного мира молодые клирики зачастую рассуждают по-современному. Но в образ мысли большинства нынешних молодых людей не входит понятие борьбы с собой. Наоборот, в молодежной среде главенствует мысль о необходимости угождать своим желаниям, говоря христианским языком - страстям. У молодых священников, бывает, проскальзывают высказывания о желательности примирить самоугождение с христианскими требованиями. Но подобное в принципе невозможно. Не удивительно, что на этом основании у некоторых случаются конфликты с церковным служением, со своей совестью... На своих уроках пастырского богословия в Саратовской Духовной семинарии я учу воспитанников, что краеугольный камень христианской аскетики - борьба с самим собой - стоит во главе угла пастырского служения. То, чего мы требуем от своих пасомых - верующих людей, мы должны исполнять сами.

- Этот дух секуляризма, обмирщения угрожал Церкви всегда или это сравнительно новая проблема?

- В какой-то степени она существовала всегда. В первые три века христианства во времена гонений вера была как никогда крепка. Христиане с радостью шли за Христа на смерть. Но стоило Православию стать "общедоступным", вера ослабела. Появление общежительных монастырей, между прочим, стало и реакцией на общее понижение христианского духа. Монастыри процветали, потому что в них стекались многочисленные ревнители веры, не желающие мириться с наступившей духовной расслабленностью.

В годы советской власти, когда вера сначала искоренялась, а потом хулилась и высмеивалась, юноши, решившие посвятить свою жизнь церковному служению, были более испытаны, тверды. Сегодня молодой человек спокойно может поступить как в университет, так и семинарию - никто его не упрекнет. А ведь еще тридцать лет назад для того, чтобы поступить в духовную школу, надо было преодолеть немало препятствий. Особенно усердно их чинили тем, кто уже имел высшее образование. Потенциальных семинаристов могли повторно взять в армию под предлогом переподготовки. Таких случаев я знаю немало. Приходилось идти на хитрость. Мне, как и многим другим, прежде чем подавать заявление в семинарию, пришлось выписаться и сняться с военного учета. Таким же образом пришлось поступить и четверым моим братьям, которые вслед за мной пошли по духовной стезе.

Конечно, дух секуляризма усиливается во времена всяческих свобод, в том числе свободы вероисповедания. Но мы-то знаем, к каким последствиям рано или поздно приводит всеобщее своеволие.

- А какие другие недостатки современной духовной жизни Вас беспокоят?

- Духовное состояние прихожан. Без мирян Церкви нет. Но свобода всякой проповеди очень отразилась на людях. Недавние советские граждане, не имеющие христианской закваски, с разрушением "железного занавеса" получили разом информацию обо всех религиях, а чаще всего сектах. Отсюда - масса суеверий, разброд мнений или безразличие в конфессиональном отношении. Не будучи в состоянии разобраться, кому верить, обыватель не верит никому. Очень чувствуется: мятутся люди. В советское время такого не было. Если уж человек был верующим, ясно, что это православный. А сейчас начнешь разговаривать, а у собеседника в голове такая каша... Один, оказывается, у иеговистов побывал, другой оккультизмом увлекался, третий прошел курсы гипноза и биоэнергетики. Потом они поняли, что ищут Истину не там, стали православными христианами, но отпечаток нехороший на душе остался. По сути, такие искатели несут в себе духовную болезнь.

Хотя нет худа без добра. Площадь по-прежнему с ухмылочкой смотрит на человека в рясе, однако саратовцы в храмы идут. Я не имею в виду "пасхальных христиан", которые заглядывают в храмы раз в год. Растет число людей, крепких в своей вере. Обратите внимание, теперь всю ночную пасхальную службу до конца выстаивает большинство пришедших в церковь. Раньше конца праздничного богослужения дожидалась в лучшем случае треть.

Очень больной вопрос, который стоит перед священниками,- изыскание средств на строительство или ремонт храмов, молитвенных домов. Существует опасность уйти с головой в решение хозяйственных проблем. Особенно подвержены ей священники молодые, получившие назначение на вновь созданный приход. Уже организация приходской жизни: хора, молитвенного дела, богослужебной части - задача непростая, а тут наваливаются проблемы материально-технического обеспечения прихода плюс строительные заботы. Да и семью нельзя забывать. Молодой батюшка теряется. Суета не идет на пользу молитве.

Естественно, такую ситуацию в условиях Российской империи представить было трудно. Но тогда в церковной жизни существовала масса иных проблем. Мир всегда испытывал Церковь на прочность. Однако вопреки всем гонениям и шатаниям она стоит. Я вижу вокруг себя все больше молодых священников. Слава Богу, среди них немало благочестивых, искренне преданных церковному делу, даже, возможно, с большим будущим. Это отрадно.

Беседовал Владислав Боровицкий

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/101.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Василий Антипов
Все статьи Протоиерей Василий Антипов
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41