itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Погост

0
159
Время на чтение 5 минут
О нравственности живущих можно судить по отношению к умершим. А состояние кладбищ и захоронений в той или иной степени определяет и состояние общества.

Понимание этого приходит не сразу, не вдруг. Когда проводишь в последний путь близкого человека. Когда, вырвав у суетной жизни пару дней, приедешь на родную могилку, разложишь на заросшем холмике нехитрую снедь... И осенит: вот здесь, в этой земле твои корни. Отсюда ты пришел и сюда возвратишься, пройдя свой путь. И слово "погост", доселе диковинное, как "лапти" или "полати", обретет свой изначальный смысл. И почувствуешь, что связан с ним, как пуповиной, и со своим прошлым, и с настоящим, и с будущим.

Но потом отхлынет. Да о чем это я? Трезвым взором окинешь убогие памятники, полуобвалившиеся, заросшие чертополохом холмики могил, обожжешься о кучу мусора из выцветших венков и полусгнившей кладбищенской утвари. Все - прах! Скорее отсюда - к людям, к жизни, к жилью! Отгонишь воспоминания о прошлом заботами завтрашнего дня. Разговоришься в вагоне со случайным попутчиком. Вот и нет печали. Но вдруг увидишь из окна поезда незнакомое, но такое же запущенное кладбище, и опять - как бритвой по живому: да что же это с нами происходит? Отчего мы так пренебрежительны к памяти умерших? Чем они заслужили такое к ним отношение?

...На крутом берегу Северского Донца, где когда-то князь Игорь вступил в безрассудную схватку с половецким воинством, стоит монастырь, теперь уже, слава богу, лавра. В былинные времена служил он форпостом на южных рубежах русской земли. Монахи в любую минуту готовы были, отложив священные книги, взять в руки меч и отражать многочисленные набеги незваных гостей из Дикого поля. Слава об обители разносилась богомольцами и странниками. Здесь, на монастырском кладбище, завещали похоронить себя князья Иловайские и Голицыны, герой Отечественной войны 1812 года казачий атаман Платов - люди, немало сделавшие для России.

После революции в монастыре разместили санаторий. Кладбище какое-то время еще цеплялось за кромку крутого берега, жалось к древним монастырским стенам, но однажды власти пригнали бульдозеры и скинули надгробия на речной плес, откуда их растащили местные жители. А на месте кладбища воздвигли гостевой домик, получивший в народе меткое непечатное название, здесь, на костях благороднейших мужей Отечества, советские чиновники развлекали себя водочкой и девочками.

В другом небольшом - южном - городке под железнодорожной насыпью я увидел разбитые огороды, на них выращивали картошку, подсолнечник, кукурузу. Во время Великой Отечественной тут был концлагерь и под насыпью хоронили умерших. Земля здесь удобрена прахом более 7 тысяч советских людей - военных и гражданских, разной национальности и вероисповедания. Робкие протесты немногочисленных совестливых граждан ни у властей, ни у общества поддержки не находили. Картошку продолжали выращивать, а ботву закапывать в землю, перемешивая ее с прахом умерших. Когда вдоль насыпи тянули теплопровод, выкопали множество костей, и местные ребятишки играли человеческими черепами в футбол, как мячиками.

Я полагал вначале: что ж, войны, репрессии, человеческая жизнь обесценилась, смерть стала обычным явлением, людей хоронили как попало и где попало, а то и вовсе не хоронили. Девальвировалось отношение не только к обряду, таинству погребения, но и к останкам умерших. Как говорили власти того городка, где под железнодорожной насыпью прах погибших использовали как навоз, "у нас каждая пять земли полита кровью, так что же - везде парки разбивать и памятники ставить? Да с таким подходом мы не только без картошки - без хлеба останемся".

В этих доводах была своя логика, но душа не хотела, отказывалась ей подчиняться, искала иных опор. Прежде человеческая жизнь тоже, бывало, недорого стоила. Выжигались, уничтожались города и народы, но к погребению все же подходили иначе и к месту захоронения относились не так.

Дело в другом - в отношении к смерти.

И жизнелюбивый язычник, и аскетичный христианин верили, что после физической смерти человек не исчезает в никуда. Кладбище нужно было не столько мертвым, сколько живым. Оно напоминало, что здесь мы лишь гости (погост - погостить), а коли так, не забывай в житейской суете о душе, сути своей, ибо все материальное - прах, а за все содеянное придется нести ответ.

"Смерть есть начало другой жизни", - писал Монтень. В дневниках Толстого читаю: "...вдруг так стало ясно, что весь этот мир с моей жизнью в нем есть только одна из бесчисленных возможностей других миров и других жизней и для меня есть только одна из бесчисленных стадий, через которую я прохожу (как мне кажется, во времени)".

А вот цитата из атеистического словаря прошлого века. "Смерть - прекращение жизнедеятельности организма, в результате чего заканчивается его индивидуальное существование. Наука рассматривает смерть как естественный процесс. Истинное бессмертие - в делах человека, оставляющего свой неповторимый след в жизни".

Утверждая, что человек конечен, прежняя идеология вырабатывала и ограниченный к нему интерес. Ограниченный рамками биологической жизни. Затем они сузились до порога социально активной жизни, и старики уже до кончины своей стали никому не нужны. А уж после смерти тем более. Больные, убогие - и они тоже выпадали из общественного поля зрения. Мы пожинаем сегодня то, что не сеяли. Мы сами продукт той посевной кампании. Если бы в свое время с благословения безбожных властей не сносились погосты, разве выросло бы нынче кладбищенское мародерство? Отрицание нравственной сущности смерти обернулось отрицанием и нравственной сущности жизни. Тотальная идеологизация всего, даже погребения, разлагала и отдельную личность, и общество в целом. Даром ведь ничто не проходит. Не оставив человеку надежд на высшую справедливость, воинствующий атеизм породил иной страх - уже не перед совестью, а перед физической пустотой. Этот страх заставлял самих вождей присваивать свои имена городам, улицам, заводам. Еще при жизни они канонизировали друг друга. Тогда же появились в стране и номенклатурные кладбища.

Они рождались как мемориальные. Ни у кого не повернется язык сказать, что Марсово поле или Пискаревское кладбище в Питере - номенклатурные. Как память о жертвах революции было задумано и кладбище у стен Кремля. Такие захоронения есть в любом государстве. Но в иных странах этот процесс проходит под контролем общества, у нас же даже выбор места для последнего пристанища стал привилегией. По примеру Москвы в других городах и весях возникли номенклатурные аллеи. Там хоронили ветеранов партии и комсомола, героев-орденоносцев, позже - "афганцев" и "чеченцев", теперь - бандитов и воротил теневой экономики...

Кладбища - это проекция на загробный мир нашего представления о жизни земной. Убогие кладбища - это отражение не столько убогой жизни, сколько убогого представления о ней. Они напоминают типовые городские многоэтажки, где и балконы, и окна одинаковы, на окнах болтаются одинаковые занавески, разве что лоджии застеклены и покрашены по-разному, а иные просто закрыты грубыми железными решетками. Главное - не память, а чтоб не хуже, чем у других.

Номенклатурные кладбища, наоборот, становятся зрелищными. По тихим кладбищенским дорожкам ходят шумные экскурсии, рассуждают о надгробиях как о музейных экспонатах, фотографируются на память у последнего пристанища известных людей. Срам!

...В 90-х годах прошлого века меня занесло на кладбище в Торез, где похоронен символ советской эпохи Алексей Стаханов. Так вот, над гранитным обелиском Стаханова, над скромными типовыми памятниками павших "афганцев", над скромной могилкой единственного в городе Героя Советского Союза Бухтиярова возвышался бюст... бывшего директора ресторана.

Наши кладбища беспристрастно и объективно показывают, кто кем был в этой жизни.

http://www.gudok.ru/index.php/31748
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Калинин
Вольные люди
Кто выживает, кто наживается, а Василий Косачев с женой Катериной просто живут
25.10.2012
«Придите и владейте нами…»
Кто скупает на корню Россию
27.11.2009
На Руси что ни река, то Иордан
Сегодня православные христиане вспоминают Крещение Господне
19.01.2009
Духовник расстрелянного парламента
Встреча со священником Алексеем Злобиным
17.11.2008
Все статьи Александр Калинин
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30