Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Готовить как космонавтов

Ольга  Колесниченко, Независимое военное обозрение

14.01.2006


Каждого призывника надо учить бороться со стрессами и депрессиями …

По сути, дедовщина - это не сугубо армейская беда. Это отражение целого набора пороков всего общества - подростковой и взрослой преступности, национализма, изъянов воспитания, психологических комплексов, асоциальности, жестокости, отсутствия ответственности за свои поступки. Весь вопрос в том, что со всеми этими негативными явлениями молодой человек, не имеющий никакого жизненного опыта, к сожалению, встречается в армии один на один, без возможности получить родительский совет и поддержку.


Ожидаемые риски

Обратимся к статистике. За 2004 год в нашей стране было зарегистрировано 2 млн. 894 тыс. преступлений, при этом подростковая преступность составила 12,4% в общей структуре преступности. Официально 152 тыс. несовершеннолетних молодых людей (и юношей, и девушек) становятся правонарушителями в течение только одного года. Относительно общей численности населения России количество подростков, пополняющих ряды уголовников, составляет 0,1%.

Между тем именно с уровнем подростковой преступности в США связывают уровень преступности в армии, призывая бороться с явлением криминальных неуставных отношений задолго до достижения молодыми людьми призывного возраста. Если учесть, что на сегодняшний день количество молодых людей, пополняющих Вооруженные силы РФ, составляет около 150 тыс. человек за один призыв, то сопоставимость с этими данными уровня ежегодной подростковой преступности заставляет задуматься.

За рубежом, в частности в американской армии, принято выделять такое понятие, как "основные ожидаемые риски возникновения криминальных событий в войсковых частях". В США каждый третий новобранец, пришедший служить, потенциально склонен к алкоголизму и правонарушениям - это официальные данные комиссии, расследовавшей неуставные отношения в частях ВВС в 2004 году (доклад бригадного генерала, председателя комиссии по расследованию случаев неуставных отношений Стефана Миллера). В рамках расследования, проводимого группой генерала Миллера, было показано, что недостаточный контроль за приемом алкоголя в частях способствовал росту преступности - алкогольный фактор присутствовал в более чем 50% случаев неуставных криминальных эпизодов в среде военнослужащих. Несомненно, прием наркотиков и склонность к асоциальному поведению тоже являются основными рисками возникновения криминальных событий в среде военнослужащих.

Самым главным выводом американской комиссии было то, что в частях необходимо грамотно обеспечивать контроль за условиями проживания в казармах - общих спальнях военнослужащих. Для этого рекомендовано обязательное видеокамерное наблюдение. Помимо этого, в рекомендации входили такие меры, как организация открытых обучающих семинаров, направленных на повышение осведомленности военнослужащих по всем вопросам, связанным с таким явлением, как насилие, и, самое главное, на преодоление психологического барьера, зачастую заставляющего молодого человека замалчивать факты насилия и унижений. Также рекомендовались специальные анонимные опросники по данной проблеме и так называемые "Чек-листы быстрого реагирования" для разбора произошедшего случая с допуском различных гражданских организаций в войсковые части. Было особо отмечено, что там, где надзор за проживанием солдат в казарменных условиях был на достаточном уровне, общее количество проступков и преступлений было значительно меньше.

Шаг в новую жизнь

По ранее проводимым научным исследованиям военными медиками было показано, что для молодого пополнения армия - это прежде всего новые условия жизнедеятельности, требующие очень длительного адаптационного психологического и физиологического периода. Эти новые условия включают: большие физические нагрузки; жесткую регламентацию распорядка дня; высокое психоэмоциональное напряжение; изменение социальной обстановки; обязательность выполнения приказов; новый коллектив; выполнение служебных заданий не только днем, но и в ночное время; отсутствие осведомленности о новых военно-профессиональных обязанностях. Военные врачи определили три основные стадии адаптации призывника к службе в армии: начальная стадия дестабилизации (3 первых месяца службы); стадия формирования психофизиологической адаптации (до 1,5 года); стадия завершения адаптации и стабилизации, в том числе и в психологической области.

Вначале более 60% новобранцев плохо переносят физические нагрузки. По данным опросов, военнослужащие в первые полгода почти в 50% случаев предъявляют жалобы психосоматического характера - повышенная утомляемость, плохое настроение, кашель, изжога. Происходит снижение уровня физиологических резервов организма, физической работоспособности, иммунитета, страдает нервная система, то есть организм здорового молодого человека становится весьма чувствительным к любой стрессовой ситуации. Так, например, после каждого несения караульной службы в первые месяцы пребывания в армии организм солдата на физиологическом уровне восстанавливается 72 часа. Снижение общей резистентности (сопротивляемости) организма чрезмерным психоэмоциональным напряжениям способствует возникновению глубоко зашедших неврозов и депрессий у военнослужащих. В целом "физиологической ценой" начального периода дезадаптации во время армейской службы являются плохая переносимость физической нагрузки, отрицательная мотивация к служебной деятельности, нервно-психическая неустойчивость и высокая частота заболеваемости.

Депрессивное психологическое состояние - явление, которое сопровождается снижением уровня удовлетворенности своим социально-психологическим состоянием, недовольством условиями жизнедеятельности, неудовлетворенностью от общения с окружающим коллективом и снижением самооценки. Все это зачастую испытывают молодые люди на первых порах в армии. Само по себе овладение военным делом предъявляет повышенные требования к психике юноши. Неоспоримым является тот факт, что нужно совершенствовать методы прогноза течения процессов психологической адаптации ребят в армии и выявлять молодых людей, склонных к асоциальному поведению, еще до призыва. Актуализируется такой вопрос, как военные аспекты психологии, - усиление психологической экспертизы в рамках войсковой структуры, учитывающей следующее: особенности психической адаптации военнослужащих, несущих военную службу (военные психотравмы; посттравматические стрессовые расстройства; психическая дезадаптация тревожно-астенического, ригидно-агрессивного, истеро-аффективного, псевдоинициативного, стенично-девиантного, депрессивно-тревожного типов); необходимость обеспечения сохранения состояния психической нормы в боевых условиях и связанной с этим возможности оптимального функционирования личного состава военнослужащих; особенности психологии первичного воинского коллектива: психологию воинской дисциплины, управление коллективным настроением и авторитет офицерского состава; учет психофизиологических характеристик военнослужащих, проходящих службу по призыву или по контракту.

В англо-американской психологической школе существует такой термин, как "посттравматическое стрессовое расстройство", которое возникает вследствие длительного внутреннего "интрапсихического" перерабатывания какой-либо социальной стрессовой ситуации, что заканчивается срывом защитных механизмов психики человека. Этот срыв касается прежде всего эмоциональной сферы, что может привести к различным отклонениям в поведении (излишнее переживание, уход в себя, избегание общения, гипервозбуждение). Подобные явления, возникающие у людей обязательно после психотравмирующего события, длятся не менее одного месяца в лучшем случае. Если неуставные отношения повторяются вновь и вновь и психотравма новобранца постоянно возобновляется, то посттравматическое стрессовое расстройство может вылиться в более серьезные симптомы, с суицидальными мыслями или агрессивным асоциальным поведением.

В чем еще усугубляющая особенность неуставных армейских отношений? В том, что нет никакой возможности уйти от ситуационных напоминаний о произошедшем событии. А это очень важный психологический момент не только для ранимой молодой психики призывника, но и для любого зрелого человека. Вновь переживаемая психотравма, постоянное нахождение в ситуации, символизирующей произошедшее психотравмирующее событие (например, унижение молодого человека, носящее сексуальные мотивы, произошло в казарме, в которой ему придется находиться еще длительное время), и приводят к суицидам или побегам с оружием. Это и есть следствие депрессии, возбужденности, паники, возникающих в условиях постоянного напоминания о психотравмирующей ситуации. Так, специалисты, занимающиеся исключительно посттравматическими стрессовыми расстройствами, выявили, что тяжелые психологические последствия возникают именно из-за постоянного ситуационного напоминания о произошедшей психотравме. Вот почему инциденты в армии так трагичны и выражены в крайней степени - молодой человек, переживший психотравму, находится без квалифицированной психологической помощи в условиях замкнутого порочного круга.

Служба в Вооруженных силах для большинства молодых мужчин является важным этапом становления личности, возмужания. В этих условиях ущемление чувства собственного достоинства юноши является настолько повреждающим защитные механизмы психической адаптации, что симптомы психологических расстройств могут быть крайне выраженными. Получается "двойной удар" на психику восемнадцатилетнего парня - условия военной службы и личностный психологически уязвимый период. Вот почему справиться с психологической ситуацией в среде призывников можно только превентивными мерами, методами профессионального психологического допризывного воспитания. И методы эти должны быть квалифицированными и отработанными. В данном случае вполне подходит аналогия с психологической подготовкой космонавтов. Психика космонавта подвергается максимальному напряжению во время осуществления космического полета. А вот побеги, паника, агрессия, драки, депрессии недопустимы на борту космического корабля.

Полезный опыт

К отечественной школе психологической подготовки космонавтов стоит применить такой термин, как "золотой стандарт" в психологии. Несомненно, столь же сильна психологическая школа и в области авиации. Стоит рассмотреть более подробно уникальный опыт совместной российско-американской работы психологов по поддержанию психического состояния космонавтов на орбитальной станции "Мир". Это проект 1995-1998 годов, под названием "Мир-NASA" (российские орбитальные экспедиции ## 18-25 и американские орбитальные экспедиции ## 1-7). Совместная четырехлетняя программа явилась успешным опытом психологической поддержки людей в сложных и экстремальных ситуациях, находящихся в замкнутом пространстве орбитальной станции.

В период психологического мониторинга состояния членов экипажей российскими и американскими психологами получило развитие такое понятие, как "оперативная психология". В структурах медицинских служб NASA функционировала постоянная программа коррекции поведения и работоспособности членов экипажей. Перед психологами была поставлена задача разработки и осуществления всех средств, необходимых для обеспечения психического здоровья, трудоспособности и психологического благополучия астронавтов. Изучался широкий круг проблем поведения и работоспособности в сложных условиях. Американская программа психологической поддержки включала следующее: аудио- и видеосвязь; передачи на борт местных и национальных новостей; доставку индивидуальных собраний книг, музыкальных записей, компакт-дисков и видеозаписей для отдыха и релаксации; систему электронной почты между станцией "Мир", с одной стороны, и домом космонавта - с другой; регулярную доставку личных посылок от семей, друзей и сотрудников психологической службы на российском грузовом корабле "Прогресс"; информационное, эмоциональное и вещественное обеспечение семей и близких космонавтов сотрудниками службы психологической поддержки. Также космические психологи обладают уникальным опытом по контролю за психологическим состоянием космонавтов на основе видеонаблюдения в реальном режиме времени. Постоянно проводилась оценка эффективности психологической работы и влияния мер профилактики на психологический статус людей.

Конечно, в экипаже космонавтов нет явлений насилия и преступности, но повреждающее влияние на психику человека оказывает как сама необычная окружающая среда, так и замкнутое пространство, действие токсических веществ в воздухе станции, действие малых доз космической радиации. На основе работ с космонавтами, а также аналогичных работ с экипажами подводных лодок американские психологи создали компьютерную программу "SCAT", позволяющую человеку самому контролировать свое психическое состояние. Полученный опыт применяется при психологической подготовке современных космонавтов, летающих на МКС. Учитываются и проблемы психо-социальной адаптации членов экипажа, разъясняются методы психологического самоконтроля, адаптации к стрессовым ситуациям и самокоррекции своего поведения.

Службы психологической поддержки военнослужащих не просто востребованы в наши дни - в войсковых частях армии США уже давно задействованы гражданские психологические проекты и программы. Можно суммировать, что подобные службы или программы психологов должны быть ориентированы: на начальную военную подготовку старшеклассников - будущих призывников; мониторинг и коррекцию психологического климата в войсковых частях; отработку механизмов взаимодействия военных и гражданских ведомств; предоставление психологической помощи пострадавшим от неуставных отношений; участие в реадаптации молодых людей после службы в армии.

http://nvo.ng.ru/concepts/2006-01-13/4_podgotovka.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме