Все эти три условия взаимосвязаны, народ и государство - две ипостаси державы, разные представления надличностного субъекта, вырабатывающего проект. Утрата державности проявляется в оскудении и исчезновении всех трех условий и обеих ипостасей страны - государство утрачивает легитимность, народ рассыпается из-за деградации его мировоззренческой матрицы.
Один из важных выводов анализа "оранжевых" революций гласит, что государство с подорванным "культурным ядром" обладает резко ослабленной легитимностью. Власть в нем легко свергается просто при помощи спектакля, построенного по канонам постмодерна на голом отрицании и возбуждении эмоций. Но результаты такого спектакля приводят к изменениям масштаба революции, вплоть до полного изъятия у населения прав на легитимацию власти и на определение своего цивилизационного вектора - и власть, и вектор ему задаются извне. Функция проектирования будущего, ранее всего лишь подавленная, теперь изымается. Грузия уже почти в таком состоянии, Украина - на грани. В РФ такая "оранжевая" революция готовится, и сопротивляемость ей понижена - власть переживает кризис легитимности, диалог о большом национальном проекте отсутствует.
Фундаментальная причина этого состояния заключается в том, что за двадцать лет демонтирован, "разобран" главный субъект выработки и реализации национального проекта - народ.
Во второй половине ХХ века народ России существовал как советский народ. На разрушение духовного и психологического каркаса этого народа была направлена большая кампания, названная "перестройкой". Демонтаж народа проводился сознательно, целенаправленно и с применением сильных и даже преступных технологий. Предполагалось, что в ходе реформ удастся создать новый народ, с иными качествами ("новые русские", "средний класс"). Это и был бы демос, который должен был получить всю власть и собственность. Ведь демократия - это власть демоса, а гражданское общество - "республика собственников"! "Старые русские" ("совки"), утратив статус народа, были бы переведены в разряд быдла, лишенного собственности и прав.
Была поставлена и задача изменить тип государства - так, чтобы оно изжило свой патерналистский характер и перестало считать все население народом. Теперь утверждалось, что настоящей властью может быть только такая, которая защищает настоящий народ, то есть "республику собственников". Идеологи народа собственников особое внимание обращали на армию - задача создать наемную армию карательного типа была поставлена сразу же.
Выполнение этой программы свелось к холодной гражданской войне нового народа ("новых русских") со старым (советским) народом. Новый народ был все это время или непосредственно у рычагов власти, или около них. Против большинства населения (старого народа) применялись средства информационно-психологической и экономической войны.
Экономическая война внешне выразилась в лишении народа его общественной собственности ("приватизация" земли и промышленности), а также личных сбережений. Это привело к кризису народного хозяйства и утрате социального статуса огромными массами рабочих, технического персонала и квалифицированных работников села. Резкое обеднение привело к изменению образа жизни (типа потребления, профиля потребностей, доступа к образованию и здравоохранению, характера жизненных планов). Это означало глубокое изменение в материальной культуре народа и разрушало его мировоззренческое ядро. Воздействие на массовое сознание имело целью непосредственное разрушение культурного ядра советского народа. В частности, был произведен демонтаж исторической памяти, причем на очень большую глубину.
В результате экономической и информационно-психологической войн была размонтирована "центральная матрица" мировоззрения, население утратило целостную систему ценностных координат. Сдвиги и в сознании, и в образе жизни были инструментами демонтажа того народа, который и составлял общество и на согласии которого держалась легитимность советской государственности. К 1991 г. советский народ был в большой степени "рассыпан" - осталась масса людей, не обладающих надличностным сознанием и коллективной волей. Эта масса людей утратила связную картину мира и способность к логическому мышлению, выявлению причинно-следственных связей.
В этом состоянии у населения РФ отсутствует ряд качеств народа, необходимых для выработки проекта и для организации действий в защиту хотя бы своего права на жизнь. Можно говорить, что народ болен и лишен дееспособности, как бывает ее лишен больной человек, который еще вчера был зорким, сильным и энергичным.
В начале реформ утверждалось, что речь будет идти о "пересборке" народа, о консолидации индивидов, "освобожденных" от уз тоталитаризма, в классы и ассоциации, образующие гражданское общество. Этому должны были служить новые отношения собственности и система политических партий, представляющих интересы классов и социальных групп. Должны были быть реформированы и механизмы, "воспроизводящие" общество - школа, СМИ, культура и т.д. Эти планы оказались утопическими и выполнены не были. Гражданского общества и "среднего класса" не возникло. Созданный социально-инженерными средствами квази-народ ("новые русские") оказался выхолощенным, лишенным творческого потенциала и неспособным к строительству в социальной и культурной сфере.
Возникла патологическая социальная система: большинство населения "съеживается" и низводится до положения бесправного меньшинства. В рамках демократических процедур (например, выборов) это "меньшинство" и не может отвоевать и защитить свои права и обречено на вымирание. Тот факт, что в численном отношении этот "бывший" народ находится в большинстве, при демократии западного типа не имеет значения - как для англо-саксов в США не имела значения численность индейцев при распределении собственности и политических прав.
При анализе в этих понятиях нынешняя РФ предстает как жесткое этнократическое государство. Здесь к власти пришел и господствует этнос (племя или народ), который экспроприирует и подавляет численное большинство населения, разрушает его культуру и лишает его элиту возможности выполнять ее функции в восстановлении самосознания населения как народа. Причем господствующая общность не только пользуется властью и привилегиями, но и присваивает себе государство в целом. Она выдает себя за единственную "настоящую" нацию и навязывает всему населению ту модель, к которой остальные обязаны приспосабливаться (это и есть главный признак этнократичности).
Идея разборки и создания народов нам непривычна. Причина этого в том, что истмат и либерализм приучили нас к представлению, будто общество развивается по таким же объективным законам, как и природа. Зарождаются в дикой природе виды растений и животных, так же зарождаются и развиваются народы у людей. Другое дело - классы. Для их возникновения нужны не только объективные основания (отношения собственности), но и сознательная деятельность людей, которые вырабатывают идеологию. Эти люди, сами обычно из другого класса, вносят эту идеологию в "сырой материал" для строительства нового класса и "будят" его.
В действительности все сообщества людей складываются в ходе их сознательной деятельности, они проектируются и конструируются. Это - явления культуры, а не природы. Чтобы возник народ (из племени, уже возникшего из родов), требуется государственная власть с ее жрецами и философами, границами и войском. "Не нации порождают национализм, а национализм порождает нации".
Процесс разборки и строительства народов резко ускоряется в переломные моменты истории. За вторую половину ХХ века он стал предметом исследований и технологических разработок, основанных на развитой науке. Свержение государств и уничтожение народов происходит сегодня не в ходе классовых революций и межгосударственных войн, а посредством искусственного создания и стравливания этносов. Бесполезно пытаться защититься от этих новых типов революции и войны марксистскими или либеральными заклинаниями.
Выработка "проекта будущего" и выход из нынешнего кризиса будут происходить по мере новой "сборки" народа из большинства населения на основе восстановления его культурного и мировоззренческого ядра с преемственностью исторического цивилизационного пути России. Для этого необходимо принципиальное обновление политической системы государства с появлением организационных форм (партий и движений), построенных исходя не из классового, а из цивилизационного подхода и адекватных современному историческому вызову России как цивилизации.
http://www.contr-tv.ru/common/1545/