itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Древность улучшенная и исправленная

Конкурс на воссоздание древней святыни Ярославля закончился позором

0
126
Время на чтение 3 минуты
Сегодня в России модно восстанавливать древние памятники в варианте "улучшенном и исправленном". Власти чаще предпочитают не строго научный подход, а импровизации на тему, позволяющие им существенно корректировать смету работ. В результате облик исторических городов России непоправимо меняется к худшему.

В августе прошлого года газета "Время новостей" писала о конкурсе на восстановление взорванного в 1937 году ярославского Успенского собора (см. "Время новостей" от 11 августа 2005 года). Результаты конкурса разочаровали. Проекту ярославского архитектора-реставратора Вячеслава Сафронова (ООО "НПО "Стройреставрация"), предусматривающему научно обоснованное воссоздание собора XVII века, жюри предпочло предложения москвича Алексея Денисова, руководителя мастерской N12 Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ. Денисовский проект - вольная фантазия на тему главного храма московского (!) Новодевичьего монастыря и стилизованного под Древнюю Русь модерна начала XX века. Своим решением конкурсная комиссия, имена членов которой до сих пор не оглашены, проигнорировала сразу два понятия, которые игнорировать нельзя. Это закон и общественное мнение. Во-первых, Ярославль официально включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По закону ЮНЕСКО любое архитектурное решение в заповедной зоне, отклоняющееся от точного воссоздания утраченного памятника, является нарушением закона. А во-вторых, комиссия большинством голосов протащила проект Денисова, несмотря на то, что по итогам голосования посетителей выставки проектов и общественного обсуждения подавляющее большинство ярославцев было за исторически корректный проект ярославского реставратора.

Нет ни одного аргумента, выдвинутого в пользу денисовского проекта, который нельзя было бы опровергнуть. Церковники говорят, что новый собор должен быть вместительнее прежнего - мол, не устраивает собор, рассчитанный всего лишь на 1300 человек, а надо бы вмещать как минимум 4000. Но где же такое требование указывалось в условиях конкурса? И откуда взялось именно число 4000? Лоббисты денисовского проекта утверждают, что отсутствие архивных материалов не позволяет в точности воссоздать прежний собор. Тогда на основе чего Сафронов сделал свой проект, и как он умудрился учесть в своем проекте тонкости древнерусской пропорциональной системы?

Проведение архитектурного конкурса на восстановление собора в заповедной зоне ЮНЕСКО - в принципе нонсенс. Ведь для сохранения визуальной экологии старого города возможен и предписан один-единственный путь: исторически точная, скрупулезная реконструкция былой постройки. Соревноваться в таком случае имеет смысл лишь на предмет использования более умных технологий и методов реконструкции.

Но хорошо. Даже если презреть нормы ЮНЕСКО и оправдать конкурс словами одного ярославского священнослужителя, на общественном обсуждении сказавшего, что новостроев бояться не следует, дескать, сам разрушенный Успенский собор когда-то был новостроем, даже тогда выбранный проект-победитель неубедителен.

Во вторую половину XX и в начале XXI века пришлось наблюдать довольно много случаев восстановления разрушенных памятников архитектуры. До сих пор продолжается восстановление памятников, разрушенных во время второй мировой войны. Из-за войн в Югославии и Ираке стало необходимым восстановление еще целого ряда объектов. В моей родной Англии за последние 20 лет погибли памятники в связи с несчастными случаями - как, например, при пожаре в Виндзорском замке.

Последний случай особенно поучителен. После пожара 1992 года был объявлен конкурс. Участвовало большое количество архитекторов, в том числе и очень знаменитых. Предлагалось великое разнообразие проектов - от точной реконструкции до очень радикальных новаторских вариантов. Но ни один из них не предусматривал приблизительную импровизацию на тему английской готики, имеющую мало общего с тем, что там было до пожара.

Ситуация с восстановлением ярославского собора свидетельствует об удручающем состоянии храмостроения в России. Повсеместно сейчас встречаются новые храмы в стиле Владимиро-Суздальского зодчества домонгольского периода; даже там, где они плохо вписываются в окружающую среду. Подобные бутафории - к которым и относится денисовский проект-победитель - суть вызов к воображаемому, мифологизированному прошлому. Пускай в среде священников говорят, что новостроек бояться не следует, но и инновации и оригинальности, видимо, очень даже боятся.

Это бесконечно жаль, так как не используются огромные возможности. Ведь в какой другой стране, кроме России, строятся новые храмы в таком масштабе и такими темпами? Почему же в ярославском конкурсе не участвовали архитекторы с мировым именем? Победи на конкурсе проект, допустим, какого-нибудь современного храмостроителя вроде Марио Ботта или Имре Маковеча, не было бы так обидно, что отстранили научно обоснованное воссоздание. Ведь в Польше доказали, причем еще при социализме, что подлинно современные храмы вполне совместимы с традиционными христианскими ценностями.

Допускаю, что многих священников такие аргументы не убедят. Если они считают-таки необходимым построить псевдодревнерусский храм как видный акт благочестия, то пускай это сделают в другом месте. В новых районах Ярославля полно мест, где отсутствует сильная градостроительная доминанта, где такой проект, как денисовский, хорошо бы смотрелся. На Руси издревле строились храмы в память о значительных событиях (Народное ополчение, Отечественная война 1812 года и пр.). Не было бы лучше построить совсем отдельный храм, посвященный тысячелетию Ярославля?

Парадоксальным образом получается, что научно обоснованное воссоздание древнего Успенского собора является сегодня не только самым мудрым решением, но и в данной ситуации самым радикальным.

http://www.vremya.ru/2006/2/10/142952.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии