"Я русский архиерей"

0
128
Время на чтение 4 минуты
С 7 января 2003 года для мирян и духовенства нашей епархии праздник Рождества Христова навсегда связан с днем памяти Архиепископа Александра (Тимофеева). Мы попросили тех, кто помогал Владыке Александру в его нелегких трудах, поделиться своими воспоминаниями об Архипастыре.

Протодиакон Михаил Беликов, клирик Свято-Духовского кафедрального собора:

- Владыка Александр был сама строгость и дисциплина. Ничто не могло поколебать его спокойствия во время службы, хотя накладки случались разные. Зато последующий разбор ошибок мог закончиться не только выговором, но и наказанием. Владыка мог простить священнику личные недостатки, но жестко спрашивал за нерадение, затрагивающее интересы Церкви. Прошедший многолетнюю школу послушания в Лавре, он требовал такого же полного отказа от своеволия и от нас. Архиерей не раз подчеркивал, что послушание - это основа жизни Церкви, приучал подчиненных к ответственности. С его приходом саратовский клир впервые за многие годы почувствовал, что такое церковная дисциплина. Несмотря на кажущуюся простоту речи, Владыка Александр был очень эрудирован. Большие знания и ревностное отношение к своему архипастырскому служению помогали ему находить достойное решение самых непростых проблем. Зачастую, удивляя всех, он шел, казалось бы, против очевидного здравого смысла, но в конечном итоге оказывался прав. С высоты архиерейской кафедры ему было дано видеть куда больше.

Диакон Роман Карпов, клирик храма в честь преподобного Серафима Саровского:

- Мне кажется, возглавляя Саратовскую епархию, Владыка Александр всегда душою оставался в Троице Сергиевой Лавре. И это понятно. Он пришел в нее семинаристом, стал ректором Московской Духовной Академии, архиепископом. Владыка часто вспоминал и о том умиротворении, которое Лавра ему дарила, и о тех многочисленных трудностях, которые необходимо было преодолевать в годы советской власти, чтобы содержать Духовную школу.

Не удивительно, что он любил и Саратовскую Духовную семинарию, много сделал для ее развития, часто служил в Архиерейском храме в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали", являющимся одновременно и семинарским храмом. Учение было смыслом его жизни. Планка его требований к будущим пастырям была высока. Он любил повторять: "У семинаристов две дороги - в библиотеку и в храм". Владыка Александр обладал тем, что именуют архиерейской харизмой. Он видел человека насквозь. Решение о том, как себя вести в той или иной ситуации, кого поставить на то или иное место, он принимал безошибочно.

Владыка был патриотом России. Будучи иподиаконом, я не раз слышал из его уст: "Я русский архиерей". О том, что под этим подразумевалось, я думаю, можно судить и по его интересу к личности Патриарха Никона. Вслед за ним архиепископ Александр повторял, что духовная власть - это солнце, а светская власть - луна. По его мнению, только такой порядок отношений мог принести в государственные дела гармонию.

Михаил Орлов, преподаватель СГУ, заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии:

- Впервые я увидел Владыку Александра 25 августа 1995 года, когда, прибыв на Саратовскую кафедру, он служил благодарственный молебен в Свято-Троицком соборе вместе с немногочисленным тогда саратовским духовенством. Поразила мысль, прозвучавшая в его приветственном слове: православные христиане должны помнить, что легких времен не бывает. Нам еще предстоит в этом убедиться. Сам он, безусловно, был убежден, что мир враждебен христианину, враждебен человеку. Время противостояния государства и Церкви научило его держать оборону, научило удерживать то, что было получено с великим трудом. Вспоминая светлый, но вместе и трагический (по самому характеру тех времен) период своего ректорства в Московской Духовной академии, Владыка рассказывал о таком эпизоде, дающем представление о характере отношений государства и Церкви. Владыка возведен в сан архиепископа. Уполномоченный по делам религий пригласил его к себе. После приличествующих поздравлений за чаем предложил высокому гостю попросить себе подарок. "Он думал, я буду испрашивать себе машину,- рассказывал архиерей,- а я предложил увеличить набор в Академию на двадцать человек. Уполномоченный чуть не выронил чашку". Прибыв на Волгу, Владыка с трудом шел на диалог и с саратовскими властями. Впрочем, это проистекало и в силу чуткости, ранимости его натуры. Он крайне мало говорил о себе, но скупые фразы архиерея свидетельствовали о его убежденности в том, что человек в этом мире чрезвычайно одинок. Только Бог способен избавить его от одиночества. Из чего следовал вывод: самые счастливые люди - монахи. К монашеству Владыка Александр относился с большим почтением. Блестящий администратор, в решении вопросов епархиальной жизни он опирался на нормы церковного права, том которых всегда лежал у него на столе. Свою задачу управляющего Саратовской епархией Владыка формулировал просто: знать о том, что происходит в епархии. А центром епархиальной жизни для него, конечно, являлась семинария. Время ректорства Владыки в Московской Духовной академии называлось его учениками "золотым веком" московской духовной школы. Одно то, что он не побоялся тогда активно привлекать к учебному процессу светскую профессуру, говорит уже о многом. Насколько Владыка был внимателен к людям, настолько же он был внимателен и к службе. Поражало, как он читал канон Андрея Критского во время Великого поста: каждое слово не просто четко и красиво звучало, оно переживалось. Так же читалось им и Евангелие. В Евангелии от Иоанна есть такие слова: Я есмь Путь и Истина и Жизнь (14, 6). Я думаю, Архиепископ Александр нашел свой путь.

Протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской Духовной семинарии по учебной работе:

- Владыка Александр был сильной личностью. Редкий госруководитель федерального уровня мог бы сравниться с его мощным административным талантом. Мудрый человек, он не раз удивлял окружающих своим даром проницательности, умением предугадать будущие события. До того как архиепископ Александр возглавил Саратовскую епархию, дисциплина в нашей Духовной семинарии образцовой явно не являлась. С его приходом семинарский уклад претерпел разительные изменения, был приведен в соответствие с традицией. Однако за внешней формой строгого распорядка, выверенного, к примеру, вплоть до нюансов ведения совета семинарии, за подчеркнутым уважением к должностям стояла не прихоть. Через внешнюю форму воспитывались дисциплина и послушание. Плоды трудов Владыки, добивающегося того, что бы семинаристы осознали высоту своего пастырского призвания, мы ощущаем до сих пор. Думаю, покойному архиерею мы во многом обязаны и тому уважению, с каким относятся к священникам саратовские чиновники. Духовенство он никогда в обиду не давал и сам ни на какие компромиссы с властью, сомнительные с точки зрения нравственности и противоречащие интересам Церкви, не шел.

Записал Владислав Боровицкий

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/47.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03