itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Извините за выражение

Вот такое кино

0
138
Время на чтение 3 минуты
Единственное, о чем я пожалел, посмотрев фильм Федора Бондарчука "Девятая рота", - так это о том, что его нельзя показать моему сыну. И фильм-то в сущности не так плох, и солдаты наши, воевавшие в Афганистане, показаны так, как и нужно было бы их показать... И нельзя же патриотам безконечно кормить наших детей рассказами из древней русской истории или уж, на худой конец, из истории Великой Отечественной. Дети должны знать, что и современные русские солдаты способны на подвиг, что русская доблесть не в прошлом осталась. Тут-то фильм о героях-"афганцах" пришелся бы как раз кстати, но...

Кто видел фильм Бондарчука-младшего, то знает, что я имею в виду. Кто не видел, тот догадывается. Дело, разумеется, не в показе жестокостей: война есть война, а создатели фильма не так чтобы переусердствовали в этом направлении. Дело в другом...

И вот, что самое ужасное: хочу сказать, в чем дело, и боюсь. Боюсь, что засмеют. Скажут, что прячу голову под крыло, не вижу настоящей жизни, придираюсь к мелочам, и что ни к чему тут интеллигентская щепетильность, когда речь идет о войне и т.д.

А я все-таки скажу. Мне не нравится, что в картине без конца матерятся.

И обвиняйте меня в чем угодно - в отсутствии настоящего мужского характера, в неуместном морализаторстве, назовите меня лакировщиком действительности - мне наплевать. Мне не нравится мат, летящий с экрана, и я в любом случае буду против него. Все равно я считаю, что мат и в жизни (но это особый разговор), и тем более на экране - признак не мужской силы, а бабьей истеричности. И не напоминайте мне, что, мол, все мужики так выражаются: о тотальной феминизации современных мужчин говорят давно.

Нет, я понимаю постановщика: ему хотелось показать "жизнь без прикрас", войну "такой, как она есть", со всей ее кровью и грязью. Но есть такое понятие - "запрещенный прием". И общеизвестно, что к запрещенным приемам прибегает тот, у кого нет сил, чтобы победить законным путем.

Вообще-то мастерство художника в том и заключается, чтобы не копировать по-рабски действительность, а творчески преображать ее. Настоящий художник сумеет показать ту же войну во всей ее красе, не бегая за солдатами с записной книжкой, дабы зафиксировать все забористые оборотцы армейской лексики. Всем известно, что солдаты говорят не по-французски, - ну и что с того? В конце концов, русский язык достаточно богат, и на каждое матерное словцо можно найти вполне цензурное, но отнюдь не менее хлесткое соответ-ствие.

Но логика режиссера такова: если артист не может сыграть крутого мужика, если он не в силах это сделать, не богато у него с талантом - ну что ж, пусть он истерично изрыгает мат-перемат, - результат в глазах невзыскательного зрителя будет почти тот же. Крутой мужик - он и без мата крутой, но его надо же суметь сыграть!.. А тут и играть ничего не надо: гаркнул пару раз нечто непотребное - и готово.

Вот и получается, что мат на экране - это расписка в режиссерской, актерской несостоятельности, слабости. Увы, не может Ф. Бондарчук показать интересных, сильных героев и поэтому пользуется запрещенными приемами. Кто из персонажей фильма нам запомнился? Смутные, бледные тени: этот, вроде бы, интеллигент, этот, вроде, из народа. Это, вроде, профессиональный военный, прапорщик... (Кстати, кто мне объяснит, почему в фильме Бондарчука только солдаты и прапорщики? Откуда такая нелюбовь к офицерам? Непонятно...) А чего стоит попытка привнести в фильм лирическое начало!.. Помните историю с Белоснежкой-Афродитой? Нет, лучше было бы обойтись без лирики... Попытка не удалась, все осталось на своих местах: шлюха так и не стала Афродитой, а свальный блуд не стал служением Красоте и Любви.

Мне скажут: "Но это патриотический фильм! Простим автору отдельные огрехи за его крепкую патриотическую позицию!" А я отвечу: что же это за патриотический фильм, если его категорически нельзя показывать детям? Мне скажут: "Да автор и не имел в виду детскую аудиторию, он снимал фильм для взрослых!" А я отвечу: ну и зря он не имел в виду детей. Мальчишки всегда были лучшими зрителями фильмов про войну. Они, может быть, и не понимали некоторых психологических, исторических, кинематографических тонкостей (которых, кстати, в данном фильме и нет), но прекрасно умели определять, где "наши", а где "немцы", а еще лучше умели сочувствовать "нашим", и этим сочувствием возрастала, крепла их душа.

Мне скажут: "Вспомните фильм, снятый отцом Федора Бондарчука, вспомните "Они сражались за Родину"! Сдается нам, что там тоже звучало с экрана что-то такое-этакое, и произносил эти страшные слова не кто-нибудь, а сам Шукшин!" А я отвечу: "Quod licet Jovi, non licet bovi!" - и, чтобы никого не обидеть, не стану эту фразу переводить. Только замечу: Сергей Бондарчук и Василий Шукшин сделали все, чтобы пресловутый этот разговор (о том, что тонет, а что не тонет) прозвучал не грубо, не вызывающе, а мягко, шутливо... А там - что уж вышло, то вышло...

И еще раз скажу: фильм Ф. Бондарчука - не самый худший фильм современности. Снимают (и широко рекламируют) сейчас такое, что только руками развести. Тем обиднее сознавать, что вот - не было фильма, да и это не фильм: все доброе, все ценное, что в нем было, погублено безвозвратно. Еще один выстрел вхолостую. Еще один фантик без конфетки, - как в известном фильме, где снимался Бондарчук-отец... Помните, что сказал мальчик Сережа, получив от дяди такой фантик?..

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n168/ta009.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Бакулин
Все статьи Алексей Бакулин
Последние комментарии