Исламоведение "новой волны"

Цензура научных работ противоречит интересам общества

0
278
Время на чтение 4 минуты
Монография Романа Силантьева "Новейшая история исламского сообщества России" уже успела вызвать бурную общественную полемику. Однако до сих пор содержанию самой книги было уделено мало внимания.

Задачей рецензента является ответ на основной вопрос: стоит ли читать книгу, а если стоит, то почему? Полагаю, что работу Силантьева не только полезно, но и необходимо прочесть всем, кто занимается вопросами религиозной жизни России.

Насущность обобщающего исследования развития исламской общины России конца XX - начала XXI веков очевидна хотя бы потому, что последняя работа такого масштаба, а именно исследование Алексея Малашенко "Исламское возрождение в современной России", появилась еще в 1998 году. Таким образом, существенные сдвиги в положении российского ислама, вызванные в первую очередь военным противостоянием исламских радикалов и Российского государства на Северном Кавказе начиная с 1999 года, оставались без комплексного описания. Более того, за это время ислам превратился в политический фактор глобального значения. Это стало понятно после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, а также во время развернувшейся впоследствии "войны против террора". Все эти события, конечно, не могли не отразиться на положении в российских мусульманских структурах. Произошедшие изменения, несомненно, требовали многостороннего анализа.

Несомненным достоинством монографии Силантьева является выявление, обобщение и ввод в научный оборот обширного корпуса источников по истории исламских структур России. В особенности это касается как документов российских духовных управлений мусульман и малотиражной региональной исламской прессы, так и материалов российского исламского интернета. Одно это делает данную работу необходимым пособием для того, кто интересуется или профессионально занимается религиозно-политическими проблемами нашей страны.

Особенность монографии в том, что даже частый повтор материала в ее главах является не недостатком, но достоинством работы. Единый блок сведений рассматривается в трех основных разделах под разными углами зрения: общая эволюция исламских структур страны в 1989-2004 годах, развитие исламских структур в каждом из субъектов Федерации и в федеральных округах, отдельные стороны и аспекты противоборства основных религиозных структур. Тем самым Силантьев сделал свою книгу удобным справочным инструментом для решения различных читательских задач. Так, например, сведения об основных фигурах российского ислама доступны не только интересующимся историей конфликта муфтиятов с 1992 по 2004 г. или ситуацией в том или ином ключевом регионе, но и тем, кто ищет данных о конкретных формах политической деятельности исламских структур. Точно так же блок материалов о деятельности исламских радикалов показан с исторической, региональной и технологической точек зрения.

Столь же сильной стороной "Новейшей истории исламского сообщества России" является раздел, посвященный характеристике региональных исламских структур. Автор показывает положение мусульманских общин в каждом регионе страны, придерживаясь единой схемы изложения: развитие общины в постсоветский период, основные достижения и конфликты, этническая структура мусульманского населения, описание ее состояния на 2004 год, а также характеристика лидеров и активистов, информационная политика и медиаресурсы. Региональный раздел организован в соответствии с делением РФ на федеральные округа, что может быть оправдано спецификой религиозной политики, проводимой администрациями отдельных субъектов Федерации, но разрывает столь важный для российского ислама район, как Волго-Уральский. Если для государственного служащего такой подход является удобным, то исследователя он может поставить в тупик: дело в том, что у исламских общин на Урале и в Поволжье разная история и разная логика развития.

Работа Силантьева в значительной степени закрывает этот пробел, предлагая последовательную схему развития исламских структур страны. Автор стремится исследовать различные аспекты трансформации исламских организаций - демографический, этнический, собственно религиозный, финансовый, административный и административно-политический.

Характеристика взаимоотношений исламских структур с региональными и федеральными органами власти, описание эволюции этих отношений - не менее интересный аспект работы Романа Силантьева. Хотя автор не стремился дать углубленное описание политики власти в отношении исламских структур, но даже отдельные параграфы, посвященные этой теме, создают весьма поучительную картину эволюции подходов президентских и правительственных структур как при власти Бориса Ельцина, так и на протяжении правления Владимира Путина.

Конечно, столь масштабный труд не свободен от некоторых недостатков, к числу которых можно отнести зачастую недетализированные ссылки, в особенности при цитировании электронных текстов. В значительной степени за рамками исследования осталось такое явление, как неофициальный или "параллельный" ислам. Вызывает вопросы сама концепция раскола, под которым Роман Силантьев понимает конфликты лидеров российского ислама и "борьбу муфтиятов", равно как и вывод автора о том, что такой раскол был фактически преодолен к началу 2005 года. Ряд замечаний возникает и по отдельным региональным разделам монографии.

Но и совокупность этих недочетов не отменяет главного результата работы Романа Силантьева - российский читатель получил качественную обобщающую работу, которая послужит солидной опорой для дальнейшего изучения развития отечественного ислама. "Новейшая история исламского сообщества России" будет комментироваться и оспариваться, углубляться и исправляться, но она уже стала заметным явлением отечественного исламоведения.

В чем же причина столь бурной реакции на книгу Силантьева части отечественной мусульманской общественности? Можно предположить, что факты, относящиеся к истории борьбы муфтиятов в 1990-х годах, не слишком красят нынешнего главу Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигуллу Аширова. Ряд руководителей исламских СМИ также вряд ли разделяют критическое отношение Романа Силантьева к их компетентности и добронамеренности. Однако обвинения в исламофобии и дискредитации образа российского ислама и мусульман скорее должны быть адресованы тем участникам конфликта муфтиятов, кто старательно заполнял страницы газет и эфир нападками на конкурентов, в том числе - на своих недавних наставников и покровителей. В этом контексте понятно, что автору не случайно пришлось детально группировать обвинения, применявшиеся в конкурентной борьбе - от ереси до психических расстройств.

Не случайно, что уже сейчас публичные оценки книги со стороны лидеров российского ислама начинают меняться в положительном направлении. Можно полагать, что ознакомление с самой книгой Силантьева, а не с набором искаженных цитат из нее, повлияло на положительные отзывы главы ЦДУМ Талгата Таджуддина или замглавы ДУМ Татарстана Валиуллы Якупова.

С другой стороны, несмотря на очевидность мотивации критиков работы Силантьева из числа муфтиев или журналистов, пишущих о религии, их действия являются попыткой ввести цензуру научных работ и ограничить свободу научного исследования. Такая цензура полностью противоречит интересам как научной среды, так и всего российского общества.

http://religion.ng.ru/problems/2005-12-21/5_islamovedenie.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Георгий Энгельгардт
Все статьи Георгий Энгельгардт
Последние комментарии