Католики пишут письма протеста

Богословы-диссиденты выступили против беатификации Иоанна Павла II

Когда в мае 2005 года Папа Римский Бенедикт XVI объявил о начале процесса беатификации (причисления к лику блаженных) Иоанна Павла II, ни у кого это не вызвало удивления. Безусловно, каноническое право предписывает приступать к процедуре беатификации лишь спустя 5 лет после смерти "кандидата", но случай Кароля Войтылы в Католической Церкви склонны рассматривать как "исключительный". Сегодня всех, по сути, занимает один вопрос: когда же Иоанна Павла II провозгласят блаженным? "Оптимисты" утверждают, что это может произойти уже следующим летом, "пессимисты" не спешат с прогнозами. Вопрос о том, а обосновано ли причисление Кароля Войтылы к лику блаженных, казалось бы, вообще не ставится.

Однако в начале декабря группа из 12 католических богословов и историков Церкви из Испании, Италии, Австрии и Сальвадора подготовила и подписала официальное письмо протеста в связи с начавшимся процессом беатификации покойного Папы. "Несогласные" призвали Церковь принять к сведению "негативные оценки" понтификата Иоанна Павла II, а католиков - "преодолеть стеснение и рассказать о фактах, препятствующих причислению Понтифика к лику блаженных".

Известно, что в составе специального трибунала, рассматривающего вопросы беатификации, есть свой "прокурор". Его задача - это как раз сбор показаний свидетелей, выступающих "против" беатификации. В случае с Иоанном Павлом II аргументы, приведенные в вышеупомянутом письме 12 богословов, могли бы стать весомым голосом "против". Однако "процесс Кароля Войтылы" скорее напоминает театральную постановку, чем суд, и совершенно ясно, что трибунал не будет серьезно рассматривать претензии теологов-диссидентов.

Впрочем, уже сейчас часть аргументов противников беатификации можно назвать изначально "проигрышной". В вину Иоанну Павлу II, в частности, вменяются "репрессии" в отношении ряда богословов, в первую очередь - в отношении представителей латиноамериканской "теологии освобождения". Теологи-диссиденты утверждают, что покойный Понтифик оказывал поддержку "правым" диктаторским режимам в Латинской Америке, например, в Чили и Сальвадоре. В конце 70-х Ватикан требовал от сальвадорского архиепископа Оскара Ромеро, известного своей критикой военной диктатуры, разъяснений по поводу занимаемой им политической позиции. Иоанн Павел II эффективно боролся с влиянием на Католическую Церковь в Бразилии, архиепископа Сан-Паулу и сторонника "теологии освобождения" Паулу Арнса, разделив его епархию. Он также запретил францисканскому богослову Леонардо Боффу выступать с проповедями и публично осудил священника Эрнесто Карденала, занимавшего пост министра культуры в социалистическом правительстве Никарагуа.

В Католической Церкви "теологию освобождения" рассматривают как недопустимую смесь католицизма и коммунистической идеологии. Папа Бенедикт XVI накануне своего избрания Понтификом назвал марксизм одним из главных врагов Церкви - и это в начале XXI века, когда основная "угроза" давно миновала! В свою очередь, бывший личный секретарь Иоанна Павла II, ныне архиепископ Кракова Станислав Дзивиш подчеркнул, что "успешная борьба покойного Понтифика с фальшивой идеологией - лишний довод в пользу его святости". Кто рискнет усомниться в положительном образе Папы - борца с коммунизмом, когда именно противостояние "враждебной идеологии" сделало Иоанну Павлу II имя в политике? Католическая Церковь на это не пойдет!

В тексте "письма протеста" упоминаются и финансовые махинации, в которые в годы понтификата Иоанна Павла II оказался вовлеченным Ватиканский банк (ВБ). Речь идет о связях ВБ с миланским банком "Амброзиано", обанкротившимся в 1982 году. Итальянский суд установил, что в начале 80-х ВБ владел крупным пакетом акций "Амброзиано", но Ватикан отказывался признавать этот факт. Связи Ватикана с миланским банком и его директором Роберто Кальви становились объектом журналистских и судебных расследований. Ватиканский банк подозревали в отмывании денег мафии, а Кальви и вовсе был вынужден скрываться от правосудия. В 1982 году он был убит под мостом Черных Братьев в Лондоне. Незадолго до смерти банкир написал письмо Иоанну Павлу II, в котором просил спасти банк "Амброзиано", а также напоминал о собственном участии в финансировании движения "Солидарность" в Польше.

Конечно, любой адвокат скажет, что Папа Римский не может держать под контролем все операции Ватиканского банка. С другой стороны, едва ли верно утверждать, что связи с "Амброзиано", установленные еще при Павле VI, были для Иоанна Павла II загадкой. Впрочем, отрицание участия представителей Ватикана в каких-либо финансовых махинациях - обычная практика для Святого Престола и его дипломатии.

Богословы, подписавшие "письмо протеста", обратили внимание и на "пассивную позицию Церкви в отношении педофилии среди духовенства". Это веский аргумент. Более того, перевод в Рим бостонского кардинала Бернарда Лоу, в епархии которого имел место крупнейший скандал, связанный с педофилией среди священников, и вовсе следует считать не наказанием, а повышением. Однако никто в ватиканской Конгрегации по делам святых не станет рассматривать подобные претензии. "Посмотрите на фамилии подписавших письмо! - призывает Станислав Дзивиш. - Ни один серьезный человек не придаст их обвинениям значения!"

Среди подписавших "письмо протеста" - известный сальвадорский богослов-диссидент и бывший преподаватель теологии Университета Гранады Хосе Мария Кастильо, глава Центра теологии и религиоведения Университета Карлоса III в Мадриде, богослов Хуан Хосе Тамайо, а также итальянский теолог Джованни Францони, бывший аббат монастыря Святого Павла "вне стен". Часть протестующих относится к движению "Мы - Церковь", выступающему за либерализацию отношения Церкви к женскому духовенству, контрацепции и гомосексуалистам. Однако для Святого Престола это - маргиналы, мнением которых следует пренебречь. Прежде всего из-за того, что оно во многом отражает позицию современного секулярного общества, о котором в Ватикане зачастую предпочитают "не слышать".

http://religion.ng.ru/facts/2005-12-21/2_katoliki.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Минин:
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи автора