Библейский театр Франциска Ассизского

Откуда пошла традиция рождественских вертепов

0
144
Время на чтение 4 минуты
Атмосфера Рима XIX столетия воссоздана до мелочей. Трехэтажный дом с черепичной крышей, вверх уходит узкая улочка. На первом этаже дома трактир: за столом сидят посетители, перед ними на тарелочках мясо. У входа танцует девица, монашки почтительно смотрят на швейцарских гвардейцев в ярко-алых одеждах. Только и монашки, и завсегдатаи трактира - ростом с палец.

Это не кукольный домик. Это вертеп, или, как принято говорить на языке оригинала, "презепе" - то, без чего жители Апеннинского полуострова не представляют себе Рождества. Познакомиться с древней итальянской традицией можно на открывшейся 9 декабря выставке в музее храма Христа Спасителя, где представлено 19 вертепов - от XIV века до современных - из разных областей Италии.

Криппе и начименто

"Презепе" переводится как "ясли, кормушка для скота" и обобщенно означает место Рождества Христова. А вся эта многофигурная композиция с детальными декорациями призвана изображать события библейской истории: само Рождество, поклонение пастухов (реже - волхвов) и обстановку постоялого двора - того, где не нашлось места Марии и Иосифу.

Сооружение вертепов - самая трогательная в мире рождественская традиция, появившаяся в Италии. Там они называются презепе, во Франции - креш, в Англии - криб, в Германии - криппе, в Испании - начименто. Обычно в европейских странах во всех семьях готовятся к Рождеству заранее: покупают фигурки (или делают сами), мастерят пещеру, клеят на небо звезды - так, чтобы уже к середине декабря все было готово. Только ясли остаются пустыми. Младенца в них кладут ровно в полночь 25 декабря.

И здесь уже не важно, соответствует ли все исторической правде или нет. В этом и чудо - для каждого Рождество происходит здесь и сейчас, поэтому совсем неудивительно увидеть презепе со скалистыми горами или маленькими городками.

Приготовить ясли, принести сена

Начало традиции положил "самый итальянский" святой Франциск Ассизский. В ночь Рождества 1223 года в пещере Греччио перед большим скоплением верующих он устроил первое рождественское представление. Велел приготовить ясли, принести сена, привел быка и осла и отслужил мессу.

В дальнейшем, с распространением ордена францисканцев во всей Италии, ни одно Рождество больше не обходилось без таких фигур и декораций из различных материалов. Сначала презепе делались исключительно для храмов и были довольно велики в размерах. Именно к этому виду относится скульптурная композиция, выполненная Арнольдо ди Камбио в 1289 году, которая находится в церкви Санта Мария дель Фиоре в Риме.

Впоследствии презепе полюбили иезуиты - они считали, что такое наглядное изображение будет только способствовать укреплению веры. В XIV-XVI веках изготовлением вертепов стали заниматься мастера и ремесленники, а не только монахи. Презепе изготовливали из дерева, фигуры стали меньше, а одеяния для них делали из ткани. А для большей убедительности всем персонажам вставляли стеклянные глаза.

А настоящего расцвета мастерство презепе достигло к XVII веку, когда причудливые декорации и многофигурные композиции перебрались из храмов в дома знати и стали считаться предметом роскоши.

Смешались в кучу люди, кони...

Пожалуй, самые роскошные из итальянских вертепов - неаполитанские. В XVIII столетии благодаря меценатской деятельности Карла III Бурбона культурная жизнь Неаполя оживилась, что нашло свое отражение в оформлении презепе. Достаточно только взглянуть на одежды персонажей, украшенные тонкой вышивкой, золотом и серебром. Сцена поклонения волхвов выглядит экзотично - сплошь арапы в роскошных восточных нарядах. Но самое сильное впечатление производит постоялый двор и рынок, где смешалось все - торговцы, военные, попрошайки и мошенники.

Завершают картину многочисленные яства: миниатюрные фрукты, зелень, рыба, мясо выглядят совсем как настоящие. Большая часть неаполитанцев жила очень бедно, почти впроголодь, но считалось, что созерцания такого рода презепе доставляло им необычайную радость, означало победу над суровыми буднями.

Неаполитанские презепе отличаются строгой системой символов. Здесь обязательно присутствуют такие элементы, как грот - граница между светом и тьмой, мост как знак перехода, река (она одновременно символизирует рождение, крещение, а также смерть) и постоялый двор (он обозначает не только достаток, но и обобщенный образ человеческого равнодушия). Святое семейство обычно изображалось на фоне разрушенного языческого храма, и бедность обстановки, их окружавшей, контрастировала с остальным пестрым хаосом.

Замерзший Дженайетто

Другой интересной школой презепе является сицилийская. Эти вертепы очень лаконичны и не так декоративны, как неаполитанские. Изначально все фигуры вырезались из дерева, но потом стала применяться особая техника "a cachet": мастера вымачивали полоски полотна в растворе гипса и клея, затем красили их и прикрепляли к манекену так, что они создавали эффект драпировки. Этот способ давал возможность более детально разрабатывать персонажей, потому что вырезать по дереву каждую складочку на одежде не всегда было благодарным занятием. В XVIII веке появились глиняные презепе, а потом в ход пошли экзотические материалы: кораллы, слоновая кость, воск, морские раковины, алебастр.

Сицилийские презепе примечательны наличием необычных персонажей, которых придумал Джованни Матера. Здесь присутствовал Всевышний - он изображался в виде седовласого старика с летящим голубем на одежде и треугольником над головой. Также обязательно был включен в действие "испуганный юноша" - обычно он даже закрывал лицо руками, пораженный происходящим. У огня грел руки старик в капюшоне, которого называли Дженайетто. Но самым любимым из второстепенных персонажей был и остается "юноша, вынимающий шип из ноги" - мастера не жалели сил и изображали бедолагу в самом комичном виде.

http://www.ng.ru/accent/2005-12-13/7_francisc.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зоя Машковцева
Три царя, смерть и Антипка
Почему Петрушке не место в русском вертепе
13.12.2005
Все статьи Зоя Машковцева
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 19:23
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14