itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Откуда прилетел российский орел?

Новости Москвы 
0
124
Время на чтение 5 минут
Провокационные призывы некоторых мусульманских лидеров убрать с герба России "православную символику" вызвали достаточно резкую реакцию в Госдуме и российском обществе. ИА "Росбалт" предлагает своим читателям небольшой экскурс в историю российской государственной символики. Выводы, насколько эта символика приемлема для поликонфессиональной и полиэтнической России, пусть каждый сделает для себя сам.

Рисунок полного герба России (в щите) был исполнен геральдическим художником Р.И.Маланичевым в конце 1993 - начале 1994 года - вскоре после официального утверждения Государственного герба РФ.

Федеральный Конституционный закон Российской Федерации "О Государственном гербе Российской Федерации" в первой статье точно описывает государственный герб России:
"...Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона".
Как видно из описания, никаких религиозных символов в государственном гербе России даже не упоминается.

На груди орла, как следует из закона, находится всадник, поражающий дракона. Символизм этой сцены вполне понятен - человек борется со злом. Данная символика не противоречит ни одной религии.

Если же все-таки отойти от буквы закона и воспринимать всадника на современном российском гербе как Cвятого Георгия Победоносца (как следует из традиции), то выявляется несколько любопытных фактов из жизни воина-победителя.

Георгий жил в самом конце III века. До возникновения ислама оставалось еще более трехсот лет. Даже христианство было в самом начале своего развития - Миланский эдикт 313 года, который прекратил гонения на христиан, еще не издан. Да и христианство еще едино - до раскола церквей на православную и католическую еще более 750 лет (1054 год).

Крест еще не воспринимался как главный символ христианской веры. В первые годы христианства приверженцы Иисуса испытывали глубокое, непреодолимое отвращение к крестному знамению. Несмотря на то, что уже апостол Павел в своей христологии сделал крест символом спасения человечества через жертвенную смерть Иисуса, и тем самым - символом окончательной победы христианства, крест долго ещё оставался в восприятии верующих воплощением чудовищного унижения и смерти. Им трудно было привыкнуть к нему как к символу спасения и новой жизни, поскольку в повседневной действительности он был им знаком как жуткое орудие пытки, как символ смерти, а не торжества. Об этом свидетельствуют, в частности, фрески в римских катакомбах. Там изображены как символы Иисуса добрый пастырь, жертвенный агнец (в соответствии с пророчеством Исаии-3:7 и Иеремии- 11:19), чаще всего - знак рыбы, креста же нет нигде.
Крест как символ Христа получает распространение только в V-VI вв., то есть спустя сто с лишним лет после отмены Константином Великим смертной казни через распятие.

Итак, Георгий был очень способным военачальником и совершил немало ратных подвигов. Был причислен к лику святых за то, что не отказался от христианской веры по требованию императора Диоклетиана, за что и был обезглавлен в 303 году.

Из многих подвигов, совершенных Георгием, наиболее известный запечатлен в иконографии. Это поражение змея, обитавшего в озере у подножья Ливанских гор, близ Бейрута, и пожиравшего людей. Убив змея, Георгий избавил от верной гибели царскую дочь, которой надлежало стать очередной жертвой змея. Но христианами Георгий признан святым только за то, что не склонился к язычеству и принял мученическую смерть за веру. Почему же Георгий не может почитаться как воин, защитник своей земли?

Примечательно, что Георгия Победоносца, как воплощение воинской доблести и преданности долгу, чтят не только христиане. Мусульмане почитают его под именем Джурджис и приписывают ему совершение подвигов, в том числе и на территории нынешнего Дагестана, где, по мнению некоторых историков, расположена могила Георгия. А в Российской империи орден Георгия Победоносца (высшая награда для солдат) существовал в двух разных формах: кресты - для воинов-христиан и восьмиугольные щиты - для воинов-мусульман.



Двуглавый орел является символом российской государственности на протяжении более чем 500 лет. Впервые он появился в России на печатях Ивана III.

В мае 1453 года пал Константинополь, а вместе с ним была уничтожена Византийская империя. Последний византийский император Константин XI Палеолог был убит на стенах своей столицы. Некоторые Палеологи сумели бежать от турок. Софья (Зоя) Палеолог, племянница Константина XI, позднее вышла замуж за великого князя московского Ивана III и привезла с собой изображение двуглавого орла.
В самой Византийской империи двуглавый орел не был государственным гербом, лишь у династии Палеологов он становится родовым знаком. Но на печатях Ивана III орел появляется только через 25 лет после женитьбы на Софье Палеолог.

Позднее, в XVI веке, возникла политическая теория "Москва - третий Рим", обосновывавшая всемирно-историческое значение Москвы как политического и церковного центра. Теория утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй является Московская Русь - "третий Рим" ("Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти").

Двуглавый орел стал олицетворять начинавшую складываться Российскую империю.

Использование двуглавого орла, как императорского в Священной Римской империи (попытка оспорить первенство) и как родового в Византии (наличие законных прав) могло лишь подтолкнуть Ивана III к мысли принять его как государственный символ Московской Руси.

При Иване IV Грозном государственный символ окончательно закрепился как двуглавый орел со щитом на груди, где изображен всадник с копьем, поражающий змея. Менялись только форма орла (поднятые или опущенные крылья), его цвет (с золотого на черный), положение всадника (иногда был повернут влево от зрителя), количество корон (две, одна, три) и некоторые детали.

Современный золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов XV-XVII века.

Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона.

Орел - один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Кстати, поскольку в Российской империи во всех орденских знаках присутствовало изображение православных святых, чтобы не задевать религиозные чувства мусульман, по рескрипту Николая I от 1844 г. было указано на всех орденских знаках, жалуемых мусульманам, вместо изображений святых помещать изображение императорского орла...

http://www.rosbalt.ru/2005/12/08/237208.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии