itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Похождения тайного атеиста

0
988
Время на чтение 3 минуты
Недавно читателю была представлена новая книга саратовского писателя Юрия Никитина "Санкт-Сарытау, или Похождения тайного еврея". Прошла презентация в музее К.А. Федина, автор рассказывал о своем романе в серии газетных интервью. Одно из них вышло под громким названием "Адвокат дьявола". В нем Юрий Никитин заявил о своей попытке создать в рамках романа сюррелигию, тщательно отобранную им из "вороха мифологических плевел" традиционных религий и язычества. Автор утверждал также, что верующие не готовы вступить с ним в дискуссию из-за отсутствия способности к здравому рассуждению.

Книга написана в столь модном в наше время стиле ироничной усмешки, в котором глубокомысленные размышления соседствуют с почти нецензурной лексикой и блатным жаргоном. Однако "Санкт-Сарытау" не производит впечатления дешевого бульварного романа. Чувствуется, что писал человек эрудированный. Узнаваемы события последних лет и знаковые места Саратова. Главная мысль произведения - вполне в духе современной тенденции толерантности, благожелательного безразличия ко всем мировоззренческим системам и религиям: древние языческие культы, традиционные религии - все имеют одинаковое право на существование, все хороши по-своему. Главный герой романа, Ярослав Небоскребов, "прогуливается" по религиозным и оккультным системам, как по бульвару, пытаясь выбрать подходящее для себя, путая национальное и конфессиональное, собственное отношение и объективную реальность.

Такая позиция действительно распространена в наше время. Это проблема многих людей, которые приходят в Церковь не ко Христу, а пытаясь следовать малопонятным для них обычаям, которые принято считать национальными. Крещение для них, как и для главного героя романа,- запутанный и смешной обряд, а не рождение в новую жизнь. Поэтому не случайно, что, обладая отрывочными сведениями о многих религиях, такие "христиане" не считают ни одну из них своей. Ведь знание фактов не всегда дает понимание сути. Для того чтобы понять, что происходит в храме, нужно, чтобы он стал твоим домом. И вполне справедливо, что истина не открывается человеку, который не хочет сделать над собой усилие, пойти к ней навстречу, отказаться от чего-то, изменить свою жизнь. Вместо этого он ищет повод обвинить хоть в чем-нибудь людей верующих, найти этакие лазейки в их мировоззрении.

Для чего же столь кропотливая работа? Ответ ясен - такая позиция и удобна, и приятна. В тоталитарных сектах погибают и калечат свою психику множество людей, но эстету неприятно задумываться об этом, ему удобнее говорить о том, что Бог един и межконфессиональные различия незначительны. Следуя той или иной религии, необходимо соблюдать определенные заповеди, отстаивать свою позицию, но это сложно, зато приятно и необременительно проповедовать всеобщую правоту в целом и заблуждение в деталях. Выражаясь словами Ярослава Небоскребова, это забавно и ни к чему не обязывает.

Поиски умиряющей всех и вся истины приводят героев романа к созданию новой "сюррелигии" - объединению всех религий под началом науки в поисках "энергии духа". Разочаровавшись в собственных (весьма далеких от реальной церковной практики) представлениях о традиционных религиях, они создают "надрелигиозное мировоззрение". Однако течение сюрреализма, по аналогии с которым, очевидно, и названо их детище, признает источником творчества сферу не сверхсознания, а подсознания - инстинкты, сновидения, галлюцинации, тайные желания.

Очевиден источник вдохновения и новых "пророков". Страницы, повествующие о Христе, знакомы до боли. Вспоминается отнюдь не первоисточник - Евангелие, но человеческое мудрование - Лев Толстой, Михаил Булгаков, Леонид Андреев, даже Мартин Скорцезе. Та же смесь негностических преданий с евангельскими цитатами, то же пристальное и благожелательное внимание к личности Иуды, то же признание Христа хорошим, умным и добрым - но только человеком. Да пусть хоть самым гуманным поэтом и пророком, исполненным всяческих достоинств и благих устремлений, но только не Богом. Старое, почти толстовское стремление "переписать" Евангелие, отсеяв все чудеса и такое нелогичное Воскресение, по точному замечанию диакона Андрея Кураева, попытка сатаны изложить евангельские события в желательном для него варианте.

Главный герой романа, реализуя несбывшееся желание самого автора, выступает для всех профессиональным адвокатом, защищая Иуду, Герострата и подобных им. Вспоминаются слова, сказанные одним из преподавателей нам, в то время студентам юридического вуза: "Когда мы в своей деятельности вступаем на территорию зла, расследуя то или иное преступление, нам необходимо придерживаться четкой системы нравственных оценок". Иначе защитник может легко превратиться фактически в соучастника, что и происходит с Ярославом Небоскребовым в конце романа, когда он наталкивает на мысль о возможности и способе убийства одну из своих клиенток.

Кстати, не знаю, помнит ли Юрий Никитин и автор вышеупомянутой газетной статьи, что фильм "Адвокат дьявола" называется так не потому, что главный герой защищает несчастных грешников или самого нечистого, а потому, что он служит сатане своими страстями, и в первую очередь - тщеславием и гордостью. Для того чтобы служить Богу, необходимы упорный труд и тяжкая, буквально до крови, борьба с грехом в самом себе. А для того чтобы послужить лукавому, достаточно лишь расслабиться и быть самим собой. Только вот об истинной цели и единственно возможном конце такого служения "граждане мира", исповедники всех религий предпочитают не задумываться.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/43.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Шмелева
Все статьи Марина Шмелева
Последние комментарии