Если есть "Троица", значит, есть Бог

Недавно в РГПУ им. Герцена прошла II международная научная конференция "Святая Троица" преподобного Андрея Рублева в свете православного апофатизма".

"Если есть "Троица" Рублева, значит, есть Бог" - эту мысль высказывал еще Павел Флоренский. Особый мир этой иконы, как оказывается, изучен только с одной стороны, чисто изобразительной, а с богословской - не очень. Непознанность, недосказанность - все эти приставки "не-" и есть суть богословской дисциплины "апофатика".

А занимаются такими серьезными проблемами в недавно созданном Санкт-Петербургском НИИ православной иконологии. Это уже вторая подобная конференция, организованная совместно с Санкт-Петербургским институтом гуманитарного образования и РГПУ им. Герцена. О деятельности института и о проблемах, обсуждавшихся на конференции, мы попросили рассказать Марину ВАСИНУ, научного руководителя исследовательского центра Института православной иконологии.

- Институт возник на основе иконописной школы "Святогорье". Мы с моим научным руководителем по докторской протоиереем Николаем Озолиным, видя, в каком недостойном положении находится иконология, дерзнули организовать институт, посвященный именно исследованию богословских начал иконы. Я разрабатываю основы христианского образа.

Есть такие науки, как иконография, литературоведение, искусствоведение (все это тоже художественные образы). А вот собственно науки о начале той самой иконографии, которая стала возможна только потому, что свершилось Боговоплощение, то есть Бог стал видимым, нет. После того как Бога стало возможным изображать, стали изображать и все важнейшие события Его земной жизни. Так появились праздничные иконы. И это все благодаря тому, что Бог воплотился.

Это событие определяет всю нашу жизнь, поскольку мы все себя считаем наследниками христианской культуры, мы живем в эпоху после Рождества Христова. Мы считаем себя православными, мы ходим в храмы. Но даже во время молитвы перед иконой наше сознание остается каким-то равнодушно-вялым по отношению к тому, что произошло в тот момент истории, когда Бог воплотился. Как это повлияло на такие глобальные философские аспекты, как учение о бытии и человеке? Только в свете богословия образа мы можем ставить эти вопросы и более-менее верно их решать.

В последнее время все науки, связанные с антропологией, задаются вопросом о происхождении вселенной, человека. Но часто подобные построения не содержат в себе изначального образа, понимания того, что в центре всего стоит конкретная Личность Христа. И эту конкретность хранит и поддерживает иконописание. Без этого ощущения наше сознание вырождается в этакое обезличенное религиозное самочувствие, когда мы можем говорить о религии, бесконечно искать и говорить о едином Боге, но почему-то стесняемся говорить о Христе. А Христос - это живая икона...

Мне кажется, что разговор о "Троице" Рублева только начинается, потому что в силу исторических факторов он шел только с точки зрения искусствоведения. О богословии мы обычно не говорим, по инерции продолжаем делать вид, что его и нет. И мы, создавая институт, решили положить этому конец.

Институт православной иконологии зарегистрирован в 2004 году. Проект предполагает тесное сотрудничество с кафедрой иконологии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже в лице профессора протоиерея Николая Озолина.

ДОСТОВЕРНО:

Апофатика - неприложимость к Богу положительных свойств и явлений, осознание всех подразумеваемых свойств Бога как неточных или ложных и их последовательное отбрасывание с целью получения все более полного ответа на вопрос "Что Бог не есть?". Согласно богословской традиции в конце концов мысль погружается в "Божественный мрак", из которого затем таинственным образом выступит подлинный образ Бога, невыразимый в человеческом языке.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=227203306

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Камилла Нигматуллина:
Неохота пуще неволи
Почему священники не хотят служить в храме изолятора "Кресты", прихожане которого испытывают острый дефицит духовности
11.05.2007
Зачем Папе быть святым?
Кому выгодна канонизация умершего два года назад Иоанна Павла II
23.04.2007
Священники стали альпинистами
Вчера утром состоялось освящение пяти золоченых куполов собора в Воскресенском Новодевичьем монастыре
04.12.2006
Пародия и тираж убивают образ
Древняя ересь иконоборчества актуальна и сегодня
11.10.2006
Все статьи автора