itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Косовский сценарий для Приднестровья: миф или реальность?

0
179
Время на чтение 6 минут
На днях в Тирасполе, в верховном совете Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) на заседании профильной комиссии по внешней политике и международным связям было единогласно высказано мнение о необходимости прекращения переговоров с Республикой Молдова о построении общего государства. Тем самым члены комиссии поддержали инициативу об отмене ранее принятых решений парламента ПМР, в частности о денонсации постановления верховного совета Приднестровья "Об образовании Молдавской Конфедерации", принятого в 1993 году, и ряда других документов, закрепляющих основы разных моделей государственно-правовых отношений между Приднестровьем и Молдавией, таких как конфедерация, федерация, общее государство.

На заседании депутаты установили, что в соответствии с концепцией внешней политики ПМР разработка конкретной модели государственно-правовых отношений Приднестровья и Молдавии должна учитывать существующую международную практику мирного урегулирования и базироваться на результатах всеобщего референдума. Планируется, что в ближайшее время инициативу проведения плебисцита по вопросам взаимоотношений с Молдавией и развития Приднестровской республики обсудят городские и районные советы, а также общественные организации непризнанной республики.
Ранее в Тирасполе спикер приднестровского парламента Григорий Маракуца заявил, что Приднестровье еще до конца 2005 года может принять решение об отказе вести переговоры с Молдавией о построении общего государства и заявить о курсе построения полностью независимой республики. Спикер подчеркнул, что до сих пор это не было сделано потому, что Тирасполь следовал подписанному с Кишиневом меморандуму 1997 года, согласно которому обязался искать пути строительства общего с Молдавией государства в рамках ее границ на 1990 год. Но, по его словам, блокируя переговорный процесс, Кишинев ставит под сомнение саму перспективу полномасштабного урегулирования и определения статуса Приднестровья.
Впрочем, переговорный процесс застопорился давно. А конкретным поводом для столь серьезных заявлений стала не столько позиция Кишинева, сколько решение парламента Косово об отделении края от Сербии и Черногории. Какая тут связь? По мнению многих аналитиков, самая прямая. Того же мнения придерживается и руководство непризнанной ПМР. Тот же председатель верховного совета Приднестровской Молдавской Республики Григорий Маракуца прокомментировал ситуацию так: "Это решение парламента Косово не было внезапным, оно ожидалось, так как фактически было подготовлено соглашениями, заключенными в Рамбуйе, согласно которым Косово не могло войти в Албанию, но о том, что Косово не может выйти из состава Сербии и Черногории, речи не шло. Как дальше будут развиваться события - время покажет, но думаю, что Сербии и Черногории придется смириться и признать независимость Косово. Их просто уговорят - поставят признание независимости Косово условием их вступления в Евросоюз. Более того, полагаю, что на этом история не закончится, ситуация в Косово послужит примером для Черногории, которая также объявит о своей независимости от Сербии. Кем-то когда-то поставленная задача развалить Югославию будет, к сожалению, таким образом реализована.
Что касается возможности повторения косовского сценария в Приднестровье, то предложения от различных партий и общественных организаций Приднестровской Молдавской Республики о прекращении бесплодных переговоров с Молдавией и о фактическом провозглашении независимости нашей республики, как это записано в нашей конституции, поступают уже давно... Молдавия сделала все для того, чтобы сорвать переговорный процесс, и сейчас фактически бойкотирует его. Кишинев сам подталкивает нас к тому, чтобы мы последовали примеру Косово.
Я не исключаю, что наше решение приведет к эскалации конфликта с Молдавией и она попытается разрешить ситуацию силовым путем, но мы рассчитываем на поддержку России (не случайно наш народ проголосовал за сохранение в республике российского миротворческого контингента) и Украины, которая также, являясь страной-гарантом в процессе урегулирования молдавско-приднестровского вопроса, не заинтересована в том, чтобы у ее границ возник какой-то очаг напряженности".
По другую сторону Днестра - в самой Молдове - все эти демарши воспринимаются как нечто несерьезное. Любые заявления представителей верховного совета Приднестровья не имеют никакой силы - таково мнение официального Кишинева по поводу намерения парламента непризнанной республики прекратить переговоры с Молдавией о построении общего государства. Такая позиция основывается на том, что эти решения (о выходе из договоров и соглашений и проведении референдума) не получат никакого резонанса в силу непризнанности региона.
Однако единства мнений по этому вопросу нет даже среди политиков Молдовы. К примеру, председатель народно-республиканской партии Николай Андроник считает, что косовские события - это и юридический прецедент, и пример возможного поведения самопровозглашенных республик на территории СНГ.
"Международное сообщество предполагало, что сначала должен быть выполнен ряд условий, а потом уже будет поднят вопрос о статусе Косово, но парламент Косово пошел по наиболее радикальному пути, приняв решении об отделении от Сербии и Черногории, - отметил он. - Чем закончится эта миссия албанской делегации на международных переговорах, еще неизвестно - никому невыгодно возникновение нового конфликта на Балканах.
Что касается возможного проецирования косовского сценария на Приднестровье, то полагаю, что обе стороны молдавско-приднестровских переговоров давно готовы к любому варианту развития событий и никого ничем уже не удивишь. В настоящее время в переговорном процессе образовался вакуум. Все инициативы международных организаций, в том числе и ОБСЕ, план Ющенко, служат лишь ширмой. На самом деле молдавское руководство самоустранилось от решения приднестровского вопроса, а также пытается вытеснить из переговорного формата Россию. В этих условиях вполне возможно, что верховный совет Приднестровья примет решение, аналогичное решению парламента Косово. Но мне кажется, что все-таки следует набраться немного терпения и дождаться, чем закончится международная миссия в Косово".
По словам политика, если решение верховного совета Приднестровья последует уже в ближайшее время, то молдавское руководство ничего, кроме очередных нервных выпадов типа "бандитский сепаратистский режим" в отношении приднестровского руководства, противопоставить этому не сможет. "Это решение также подтвердит тот факт, что Воронин так и не выполнил своего обещания за два года решить приднестровский вопрос, которое он дал избирателям в 2001 году. При этом большинство населения Молдовы, я полагаю, не испытает большой радости в случае, если приднестровский парламент примет такое решение. Какое-то изменение ситуации может произойти лишь в том случае, если молдавское руководство поймет, что западные страны не смогут самостоятельно решить приднестровский вопрос, и само активно включится в переговорный процесс, что живем мы в 2005-м, а не в 1990 году, когда начинался этот конфликт".
В этой обстановке, грозящей заметно повысить политический градус, тому же Западу не остается ничего иного, как предлагать новые "успокоительные" инициативы. К примеру, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) обратилась с призывом к Молдавии и непризнанной Приднестровской молдавской республике начать процесс разоружения. "Основная проблема остается в том, что обе стороны располагают большим количеством военных сил и боеприпасов", - сообщил представитель ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл. По его мнению, "эти силы и запасы вооружений должны быть, без сомнения, сокращены".
Вот только надежды на то, что этот призыв будет услышан, призрачны - слишком агрессивно ведут себя обе стороны, чтобы сосредоточиться на демилитаризации...


Мнение

Руководитель приднестровского филиала Института национальной стратегии России Дмитрий СОИН:

- Схема, когда парламент провозглашает полную государственную независимость, для Приднестровья приемлема и соответствует существующему на сегодняшний день статусу республики гораздо больше, чем для самого Косово. Потому что в отличие от Косово Приднестровье является полноценным государством со всеми атрибутами государственной власти, гражданским обществом, СМИ, образовательной системой и т.д. Единственная проблема - и в этом заключается основная разница между Приднестровьем и Косово - это то, что Косово поддерживается Западом, а Приднестровье - нет. В данном случае наиболее четко и жестко проявляется политика двойных стандартов. То есть Косово, несмотря на проводящиеся там этнические и религиозные чистки, воспринимается США и странами Западной Европы со знаком "плюс", а Приднестровье, где налицо все признаки демократического общества, - со знаком "минус". Но я не исключаю того, что парламент Приднестровья уже в ближайшее время последует примеру косовского и также провозгласит курс на создание полностью независимого государства. И это решение будет абсолютно логичным, поскольку переговоры с Молдавией давно уже зашли в тупик и продолжать их совершенно бесперспективно. Фактически давно уже существуют два государства с разной судьбой, с разными социально-экономическими и политическими структурами. Более того, можно констатировать, что у Молдавии и Приднестровья противоположные геополитические приоритеты и векторы развития. Поэтому нужно просто оформить цивилизованный "развод".
Если подобное решение приднестровского парламента последует, то реакция Запада легко прогнозируема. Запад не может простить Приднестровью его пророссийской ориентации, поэтому пытается торпедировать любые инициативы, исходящие из Приднестровской республики. Так же, думаю, будет и в данном случае. И поддержка России, если она положительным образом отреагирует на эту инициативу приднестровского парламента, здесь может сыграть огромную роль.
Конечно же, Молдавия попытается максимально "взвинтить" ситуацию, но реальных ресурсов для осуществления каких-либо активных действий без поддержки Запада у нее нет. Поэтому если Молдавия и пойдет на какие-то жесткие меры, то только при поддержке Запада. Но пока в Приднестровье сохраняется присутствие российского миротворческого контингента, Запад на это не пойдет - НАТО не решится на "лобовое" столкновение с Россией, во всяком случае сейчас. Но если вывести из Приднестровья российский воинский контингент, то население республики окажется один на один с НАТО. Поэтому для сохранения мира присутствие российских миротворцев надо сохранить любой ценой.

http://www.redstar.ru/2005/12/03_12/3_02.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Данко
Все статьи Андрей Данко
Последние комментарии