О "грубом вмешательстве" посредством молитвы и о братских во Христе чувствах

Заявление Службы коммуникации ОВЦС МП

01.12.2005
На Официальном интернет-сайте Грузинской Православной Церкви появилась информация под алармистским заголовком "Продолжается вмешательство России в дела Цхум-Абхазской епархии".

Фактография заметки, заимствованная из материала сухумского информационного агентства "Апсны-пресс", сводится к тому, что за богослужением в храме во имя святого апостола Симона Кананита (Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь) присутствовали паломники из России, а кроме того, новая икона для этого храма была создана в московской иконописной мастерской.

На том же церковном сайте в дополнение к данному сообщению и, вероятно, в развитие темы подверстан другой материал, рассказывающий о некоем "традиционном богослужении", совершенном абхазским священником в "Московской церкви".

В связи с упоминанием мифической "Московской церкви" на территории Абхазии хотелось бы надеяться, что речь идет не о сознательном введении в заблуждение пользователей официального грузинского сайта, а всего лишь о весьма странном незнании его редакторами географии и топонимики Кавказа. Потому что в исходном тексте на ленте новостей вышеупомянутого абхазского информагентства говорилось о богослужении "в Моквском храме". Для справки сообщаем, что Моква - это село в Очамчирском районе Абхазии; там расположен древний (Х века) храм Успения Пресвятой Богородицы.

Что же касается присутствия православных россиян на богослужении Ново-Афонском монастыре, то, вероятно, и в этом случае необходимо пояснять, что курорты Абхазии традиционно пользуются популярностью у отдыхающих из России. В последние годы в пик сезона численность гостей абхазских здравниц практически достигает уровня доперестроечных времен. Естественно, что среди приезжающих из России и других стран СНГ наверняка немало православных верующих, которые, как и положено, стараются не пропускать богослужений в православном храме даже в период пребывания на отдыхе. Впрочем, и те, кто не считают себя воцерковленными людьми, полагают своим долгом посетить прославленную обитель в Новом Афоне в качестве туристов.

Поскольку написание образа абхазского святого современными российскими изографами также расценивается Официальным интернет-сайтом Грузинского Патриархата как "грубое вмешательство со стороны России во внутренние дела Грузии", вынуждены вновь обратить внимание коллег из Тбилиси на общеизвестные факты. В Москве и в других российских городах существует множество церковных, частных, артельных, учебных и иных иконописных мастерских. С заказами на написание самых разнообразных икон, включая именные, семейные, мерные и иные, к иконописцам традиционно обращаются в том числе из ближнего и дальнего зарубежья - как православные общины, так и частные лица. Потому что иконописные мастерские существуют для того, чтобы создавать иконописные образы.

Но в силу каких причин вполне безобидная информация о более чем обыденных событиях приходской жизни была подана под редакционной "шапкой", которая более приличествовала бы реляции с поля сражения?

И в чем, собственно, усматривает официальная церковная информационная служба "грубое вмешательство"? Неужели в том, что единоверные грузинам россияне молились за богослужением в православном храме вдали от родных мест?

Но если всерьез следовать этой удивительной логике, то с неизбежностью пришлось бы признать, что и Грузия, со своей стороны, издавна и традиционно "вмешивается" в дела российских епархий. А в некоторых храмах - например, в известном московском храме во имя святого Георгия Победоносца в Грузинах, где служба совершается на грузинском языке, - такое "вмешательство" носит сугубо регулярный характер, в точности совпадающий с дневным, недельным и годичным богослужебным кругом. Правда, Русская Православная Церковь по этому поводу никогда не испытывала сожалений и тревоги, но только и исключительно - братскую во Христе радость.

В связи с вышеизложенным Служба коммуникации ОВЦС МП напоминает, что Священный Синод Русской Православной Церкви 30 июля 2003 года недвусмысленно подтвердил: Русская Православная Церковь рассматривает Абхазию как часть канонической территории Грузинской Православной Церкви. Было также выражено сожаление в связи с тем, что нынешнее положение в Сухумско-Абхазской епархии нередко становится причиной для осложнения взаимоотношений между грузинским и абхазским народами, в то время как миротворческое служение Церкви является жизненно важным для установления прочного и справедливого мира в данном регионе. Учитывая продолжающиеся затруднения в деле духовного окормления населения Абхазии, Русская Православная Церковь засвидетельствовала, что она готова способствовать установлению диалога между заинтересованными сторонами, направленного на нормализацию церковного положения в регионе в строгом соответствии со священными канонами Церкви.

Известно, что это решение получило положительную оценку в письме Его Святейшества и Блаженства Католикоса - Патриарха всея Грузии Илии II Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, а также в посвященном этому решению материале на Официальном сайте Грузинской Православной Церкви в Интернете.

Позиция Священноначалия Русской Православной Церкви по данному вопросу остается неизменной, несмотря на то, что за время, истекшее со времени принятия упомянутого определения Священного Синода, положение в области пастырского окормления в Абхазии, к сожалению, не улучшилось. А также невзирая на попытки некоторых противников дружбы России и Грузии поссорить народы наших стран и две Церкви-Сестры, хранящие наследие нашей общей Православной веры.

http://www.mospat.ru/index.php?page=28562

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий