Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Два берега

Протоиерей  Артемий  Владимиров, Православие и Мир

28.11.2005

Понял теперь я: наша свобода
- Только оттуда бьющий свет.
Н. С. Гумилев

- Батюшка, мне хотелось бы задать Вам еще один банальной вопрос, который в нашей беседе, возможно, получит новую окраску. Когда-то, в разгар диспутов 60 - 70-х годов (о физиках и лириках, о любви и дружбе), он был очень популярен... Итак, возможна ли дружба между мужчиной и женщиной? И какова эта дружба, коль скоро мы говорим о православных мужчинах и православных женщинах? Что входит в ее содержание?

Протоиерей Артемий Владимиров
Протоиерей Артемий Владимиров
Один из русских писателей сказал: "Люди - как реки", может быть, имея в виду изменчивость человеческой природы... Дружба между мужчиной и женщиной, конечно, возможна, но мы должны быть дальновидными в час, когда протягиваем руку дружбы существу иного пола. Подвижники благочестия, и особенно святитель Игнатий Брянчанинов, подробно говорят об этом вопросе, хотя преимущественно их речь обращена к монахам и носит характер предостережения. Истинная дружба предполагает духовное и душевное единомыслие. Но душа облечена в тело. Вот почему весьма часто истинные друзья, он и она, чем более сближаются душевно, чем более понимают друг друга, тем более стремятся соединить свою судьбу. Их чувство взаимной приязни перерождается в любовь, о которой сказано: "...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт. 2, 24).

В любом случае друзьям нужно помнить о немощи человеческой природы и о том, что телесное иногда властно вмешивается в область духа. Не ошибусь, если скажу, что всякий православный человек, произвольно или вынужденно общаясь с лицами женского пола, - скажем, в приходской жизни- должен держать неослабный контроль над своими чувствами и поведением, дабы никому ни в чем не подать соблазна или претыкания.

"Капля камень точит", - говорит русский народ. И Святые Отцы дружным хором убеждают нас, что постоянное общение с одним и тем же лицом женского пола непременно повлечет за собой в мужчине борьбу помыслов, будет причиной внутреннего смущения, спровоцирует духовную брань, в которой, как известно, принимают активное участие демоны.

Полагать, что за такой дружеской доверительностью- подразумевающей и задумчивый взор, и галантное обращение, и нежность голоса - ничего не последует, просто наивно! Будь мы бесплотные ангелы, такая дружба была бы возможна. Но мы носим мужескую и женскую плоть, а потому нам лучше оставаться реалистами.

Давайте обратимся к истории. Сейчас многие православные христиане с большой радостью для себя увидели новое издание писем святого Иоанна Златоуста к его духовной дочери диакониссе Олимпиаде. Говорят, что их связывала подлинная дружба: очевидно, безгрешная, чистая и удивительно нежная, доверительная. Достаточно прочитать несколько писем этих святых, чтобы убедиться, сколь глубоким, искренним и высоким был их духовный и душевный союз.

Размышляя об этой дружбе, скажу, во-первых, что сам почтенный возраст был для них защитой. Во-вторых, святой Иоанн Златоустый - не кто-нибудь, а Патриарх Константинопольский, духовный отец вселенной, человек, опекавший тысячи душ, как мужчин, так и женщин. В-третьих, помимо священнической благодати, ограждавшей его сердце, это был муж скорбей, умерший для всего плотского, страстного, - аскет, истинный подвижник духа. В-четвертых, самый жанр переписки указывает, что волею обстоятельств они были отлучены друг от друга телесно, и посему их единство отличалось особой глубиной (ибо для духовных уз, для Христовой любви не может быть ни препон, ни расстояний).

Мы, священники, пастырствуя, исповедуя людей, приводя ко Христу, помимо юношей и мужчин, девушек и женщин, должны непрестанно наблюдать за собой, в учащенной исповеди обнажая малейшие царапины, которыми поневоле уязвляется наше мужеское сердце, помня о том, что диавол, "как лев рыкающий", ходит вокруг нас, ища, кого из невнимательных поглотить. Не секрет, что и в духовных взаимоотношениях пристрастия часто приводят к опасным подменам и оставляют в душах людей язвы, не заживающие в течение многих лет. Поэтому, имея благодать священства, покрывающую и защищающую нас со всех сторон, мы очень хорошо понимаем, почему на Руси в прошлые столетия епископы не благословляли молодых пастырей приниматься за дело исповеди и верительную грамот духовного отца преимущественно получали люди, убеленные сединами.

Несомненно, понимание дружбы как искреннего и сердечного общения приводит нас к рассуждению о предметах духовных, пробуждает желание следовать в своей жизни высоким образцам, один из которых Вы привели, вспомнив об отношениях святого Иоанна Златоуста и диакониссы Олимпиады. Однако в любом православном приходе мужчины и женщины так или иначе ежеминутно встречаются, участвуя в богослужении, трудясь на благо Церкви. Как правильно организовать повседневную жизнь и есть ли в ней место дружбе?

И все-таки: можно или нельзя дружить православным христианам? Очевидно, что есть место общению христианских юношей и девушек, мужчин и женщин между собою. Учитывая сказанное, - то, что относится к аскетике, необходимости блюсти себя, сохраняя сердце от помыслов, чувственности, пристрастий, - православные люди имеют право (живя в миру, но не по-мирски) и на радость соборной молитвы, и на дружескую беседу за трапезой, которая является продолжением литургии, и на общение семьями.

Когда общаются наши дети, то и родители обмениваются своими радостями и горестями, делятся друг с другом, черпая в этом общении утешение и укрепление. Есть русские пословицы, которые точно выражают суть дела. Например, такая: "На людях не шепчутся". Нет места полуинтимной, двусмысленной атмосфере там, где собрались всем миром, дабы отметить чей-то день рождения, отпраздновать именины... Мудрый христианин должен смолоду ум и сердце обращать к Единому Богу, по сказанному апостолом: "Прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Господем" (1 Кор. 6, 17). При этом чем раньше юноша или девушка определятся относительно своей будущности, уразумеют свое призвание к безбрачию, ангельской стезе, или будут по-хорошему мечтать о супружестве, тем лучше. Это поможет им найти самих себя и избежать многих искушений, которые неизбежно встанут на их пути к совершенному богоугождению.

Как разумно определить грань, которую не следует переступать в дружеском общении. Может ли юноша, например, подать девушке руку при выходе из транспорта, поддержать во время гололеда? Может ли перенести через лужу? Ведь все это чревато искушениями...

Когда речь идет о правилах приличия, знаках внимания, необходимых и естественных в обществе, и вопроса не возникает. Молодой человек должен проявить себя мужчиной, дело которого - защищать и оберегать "немощнейший сосуд". Хорош будет жених, если он посчитает неблагочестивым помочь своей избраннице пройти по узкому бревнышку перекинутому через ручей, и она, оставленная на произвол судьбы, окажется в холодной воде.

Другое дело, что влюбленным, готовящимся к венчанию нужно быть сугубо осторожными, чтобы бес не посмеялся над ними, не ввергнул их в смертный грех, чтобы ими не овладел плотская похоть, идущая против указаний совести. Вот почему более чем полезна известная строгость в отношениях. Каждый должен осекать и блюсти себя самого. Чем принципиальнее будут юные христиане в этом вопросе, тем большей благодатью наградит их Господь.

Батюшка, каково Ваше отношение к дружеским поцелуям между лицами противоположного пола: в частности христосованию в пасхальные дни? Ведь еще в начале нынешнего столетия этот обычай был распространен повсеместно и говорят, что он восходит к первым векам христианства.

Относительно первых веков сказать ничего не могу, ибо этого вопроса я не изучал. Но, зная о целомудрии первых христиан, сомневаюсь, что такой обычай вообще мог существовать. Между тем цена разным обычаям разная. Не все, что досталось нам в наследие от прадедов, нужно однозначно перенимать. Брак есть тайна. Согласно этике христианского поведения, супружества, муж и жена никак не должны обнаруживать своих чувств в присутствии посторонних лиц. Это и нескромно, и чревато соблазнами.

Для меня как для христианина и священника очевидно, что христосоваться между собою могут лишь лица одного пола - ибо дерзость, по свидетельству святого епископа Игнатия Брянчанинова, погубляет все добродетели. Представьте себе православного студента, который борется с блудными помыслами, месяцами изживает нечистоту, произошедшую в сердце... От одного такого лобзания с девицей он почти наверняка воспалится огнем похоти: может ли хворост не возгореться, лежа в горящей печищ Для людей, ведущих жизнь собранную, внимательную, такое выражение "христианской любви" никак не допустимо, и ничего, кроме вольности, потери духа целомудрия, видеть мы в этом не можем.

Многое, повторяю, могло быть принято в христианском обществе прошлых столетий, но не все из принятого вписывается в русло благочестия. К примеру, в некоторых храмах есть обычай молодоженам по совершении таинства венчания целовать друг друга по-супружески. Есть обычай кричать "Горько!" на свадебных пиршествах, побуждая молодых к поцелую. Я много раз замечал, что души истинно целомудренные не могут беззастенчиво взирать на подобные проявления интимности, они краснеют и опускают глаза... И это вовсе не ханжество, а признак души, берегущей себя от страстей. Поэтому одобрения не заслуживает ни первое, ни второе обыкновение, как бы прочно они ни входили в жизнь людей. Истинная любовь крайне деликатна, она прячет себя от ненужных взоров, никого не отягощая и ничего никому не навязывая.

Нередко можно встретить мужчин или женщин, в окружении которых встречаются преимущественно особы противоположного пола. Является ли такое расположение души несомненно греховным?

Это ведет к вольности в обращении, а последняя, как уже говорилось, губит все добродетели. Если мы будем смотреть на мелочи нашей жизни, на самый образ жизни нашей с точки зрения спасения души, то, конечно, тяготение к обществу лиц иного пола очень симптоматично и грозит кораблекрушением.

Надо сказать, женщины порой предпочитают дружить с мужчинами вовсе не из желания самоутвердиться (по крайней мере, осознанного), а потому что ищут подлинной дружбы и хотят избежать сплетен, мелких дрязг и конфликтов, к сожалению, почти неизбежных в любом сообществе лиц "прекрасного" пола.

Думаю, что дело здесь не в разности полов, но в недостатке общей глубины духовной жизни. Если благочестивая женщина, словно евангельская Мария, заботится о "едином на потребу", ходит пред Богом и питает душу словами Христовыми, то она всегда сумеет наполнить общение с подругами своими дыханием благочестия, благоговения и любви. Вспомним двух несравненных жен, которых Бог поставил в пример преподобному Макарию Великому. Живя много лет бок о бок, они никогда не укорили друг друга и не произнесли ни единого праздного слова. Вот подлинная высота молитвенной жизни!

Трудно не согласиться с Вами, батюшка. И все же Ваши ответы предполагают некоторую духовную зрелость, серьезность, вдумчивость и глубокую веру человека. Но, к сожалению, нынешние христиане далеко не всегда таковы. Мы очень немощны, подвержены смятению и разного рода "романтическим" влияниям, особенно если в нашей судьбе еще далеко не все определилось. Просто сказать человеку: молись, кайся, очищай душу, гони прочь сомнения и помыслы! Если смущает кто-то - оградись, не общайся... Но тогда нужно уходить в затвор. Ведь мы ежеминутно чем-нибудь смущаем друг друга! Существует ли доступный "рецепт", в соответствии с которым можно жить по-христиански, оставаясь в рамках реальности и здравого смысла?

Каждый человек, а тем паче христианин, войдя в сознательные годы, должен стремиться к обретению служения, главного дела в жизни. Может быть, это отдельная тема для разговора... Ведь существует понятие "человек идеи": человек целеустремленный, для которого свято раз и навсегда выбранное им дело. Убежден, что когда мы вступаем на верное поприще, обретаем его - сначала в учении, потом в том, что называется невыразительным словом "работа" (а лучше- "призвание"), - все прочие области жизни иерархически выстраиваются.

Если молодой повеса, пробуждающийся ото сна только в третьем часу дня, найдет для себя неразрешимыми на "теоретическом уровне" проблемы аскетического порядка, то есть сохранения сердца в чистоте при необходимости жить в обществе, то для человека идеи, дела, ощущающего в себе призвание к великим и полезным трудам, все обстоит проще. Ведь служение Богу и людям всегда жертвенно; в основе его лежит самоотвержение, предпочтение общей пользы своей собственной выгоде. И если в душе мало-помалу выстраивается эта иерархия ценностей, то Сам Бог помогает нам отдалиться от тех, кто препятствует, сознательно или бессознательно, нашему служению, является источником соблазна, - и Тот же Господь сближает нас с людьми, которые станут нашими соратниками, сослужителями, соработниками, как выражался о своих учениках святой апостол Павел.

Думаю, что истинная дружба возможна именно там, где обретается общее поприще для служения. Однажды я познакомился с несколькими молодыми людьми, которые раздают на Казанском вокзале бесплатные обеды для неимущих, не преследуя никаких религиозных или партийных целей: иными словами, занимаются чистой благотворительностью, состоя в братстве преподобного Серафима Саровского. Входят туда и девушки, и юноши. Очевидно, что само приближение молодых людей к страждущему человечеству является подлинным гарантом глубины и чистоты взаимных симпатий, серьезности, с которой они относятся друг к другу, сознавая себя нужными десяткам и сотням людей.

Или другой пример. Мне как священнику приходилось близко общаться с молодыми представителями братства преподобного Германа Аляскинского, занимающимися издательской деятельностью. Я вижу, насколько чисты их помыслы и как, служа хорошему и полезному делу, они умеют быть друзьями. То же можно сказать и о дружеских отношениях молодежи в редакции студенческой газеты "Татьянин день", которую окормляет настоятель домовой церкви Московского Государственного университета протоиерей Максим Козлов.

Убежден - там, где есть благое общее дело, в наибольшей чистоте и прозрачности выявляются дружеские узы. Напротив, если вы друзья-товарищи по "тусовке", пьянке, ничегонеделанию (не говоря о каких-то криминальных затеях), то, очевидно, демоны воспользуются греховным устроением сердец и будут дерзко, нагло и откровенно наседать на грешников, склоняя их к самым постыдным делам. Дай Бог, чтобы читающие эти строки молодые люди распознавали вовремя козни лукавого и не позволяли нечистому духу осквернить великий Божий дар искренней дружбы и нелицемерной любви.

Однажды, когда преподобный Макарий Великий молился, к нему был голос, говоривший: "Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе". Старец пошел в город и отыскал дом, где жили женщины. Они с радостью приняли его. Преподобный стал вопрошать их об их добрых делах. "Честный отче, - отвечали женщины, - живем мы в суете мирской, заняты житейскими попечениями; грехов у нас много, а добрых дел за собой не знаем никаких. Мы - жены двух братьев родных; пятнадцать лет живем мы вместе под одною кровлей, и за это время ни одна из нас не слыхала от другой слова досадного. Детей у нас нет, и не раз мы сговаривались между собой уйти в монастырь, но не смогли упросить мужей отпустить нас. Тогда, чтобы жизнь наша хоть сколько-нибудь походила на жизнь святых пустынниц, мы дали пред Богом сердечное обещание - избегать пустых мирских разговоров, сидеть больше дома да заниматься делом". Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: "Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, управляющего жизнью каждого, желающего спастись". "Жития святых". 19 января (по ст. стилю) Из жития преподобного Макария Александрийского

http://www.pravmir.ru/article_175.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме