Замечания к дискуссии на тему "Глобализация и эсхатология

Генассамблея ООН по Украине 
0
166
Время на чтение 5 минут
17 ноября 2005 года под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в рамках Международной богословской конференции "Эсхатологическое учение Церкви" состоялся "круглый стол" на тему "Глобализация и эсхатология". Открывая заседание "круглого стола", митрополит Кирилл представил следующий доклад

1. В соответствии с Определением о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором 2004 года, и во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви Отделу внешних церковных связей и Синодальной богословской комиссии поручено подготовить проект документа, выражающего позицию Московского Патриархата по проблемам глобализации, на базе соответствующих положений "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви".

Первое заседание указанной группы состоялось 2 ноября 2005 года под моим председательством. Участниками заседания были изложены взгляды на интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике и международных отношениях, а также предложено свое видение решения проблем, возникающих в жизни Церкви в связи с реализацией глобальных экономических и политических проектов.

В дальнейшем мы планируем расширить круг экспертов, участвующих в подготовке и обсуждении проекта данного документа, за счет привлечения светских специалистов и членов православных общественных организаций.

2. В самом предварительном порядке хотелось бы озвучить для обсуждения первоначальный набор идей, которые были выдвинуты на заседании группы. Во-первых, проблему составило само определение глобализации. На Западе под ней обычно понимаются сугубо экономические процессы. Мы - в частности, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, - говорим о правовом, политическом, культурном и информационном измерениях глобализации.

Иногда разделяют, с одной стороны, глобализацию как естественный процесс сближения и интеграции народов и, с другой стороны, глобализм как идеологизированный проект, направленный на то, чтобы оседлать эти процессы для продвижения определенного мировоззрения, определенной политико-правовой системы, определенной культуры, определенных экономических и политических интересов. Возможно, стоит уйти от термина "глобализация", разными людьми понимаемого по-разному, и говорить - более точно, но и более широко - о современных мировых политических и экономических процессах.

3. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви вопросам глобализации во многом посвящен глава, XVI раздел.

Там говорится, что, с одной стороны, новые явления в международных отношениях способствуют развитию торгового, производственного, военного, политического и иного сотрудничества, необходимость которого диктуется естественным усилением международных связей. Однако при том, что имеются положительные примеры такого сотрудничества, нельзя недооценивать опасности расхождения между волей народов и решениями международных организаций и транснациональных корпораций, которые могут становиться средствами доминирования одних стран над другими, менять традиционные способы организации общества и осуществления власти, что нередко чревато тотальной унификацией и коммерциализацией всех сторон жизни и создает прямую угрозу традициям и религиозным устоям народов.

Все это побуждает Православную Церковь подходить к процессу правовой и политической интернационализации с критической осторожностью, обращая внимание на внутреннюю противоречивость этих процессов и на связанные с ними опасности. Нашей целью является такое мироустройство, которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало подавление их воли национальными и глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния.

Развивая эти положения в новом, особом документе, мы не должны противоречить тому, что уже было сформулировано соборным разумом Церкви.

4. Думаю, трудно отрицать, что в мире идут вполне естественные процессы сближения и взаимопроникновения народов и стран. Развитие транспорта и коммуникаций облегчает перемещение через границы и океаны людей, денег, товаров, идей и культурных явлений. Все это нужно регулировать, поэтому появляется международное право, а также наднациональные органы координации и управления. Только вместе народы и государства могут отвечать на такие угрозы, как терроризм, транснациональная преступность, глобальный экологический кризис и так далее.

Между прочим, объединение разных народов для общих целей не является принципиально новым явлением. Оно проявлялось во многих империях, включая Римскую, Византийскую и Российскую. Оно лежит в основе ООН, Европейского Союза и других международных сообществ.

5. Впрочем, отнюдь не случайно современные мировые тенденции так волнуют многих людей, включая православных христиан и представителей инославных конфессий. Нравственно нейтральные естественные процессы необходимо ясно отличать от стремления удержать или захватить власть, навязать людям ту или иную волю, приумножать благосостояние богатых за счет бедных. Подобные явления, нарастающие в мире, Церковь может и должна пророчески обличить. Вот лишь некоторые из таких явлений:

- навязывание секуляризма как единственного политического стандарта;- настойчивые попытки вытеснить религию из общественной сферы;- информационная, культурная и религиозная унификация, разрушающая самобытность народов и личностей;- кризис народовластия, отдаление простых граждан не только от участия в принятии политических решений, но и от их понимания (яркий пример -попытка продвинуть более чем 250-страничный проект Европейской конституции);- концентрация власти в руках никем не избранных и никому не подотчетных экономических, медиатических, юридических и бюрократических элит;- опасность тотального контроля над частной жизнью человека, его мировоззрением и взглядами;- повышение роли финансового сектора экономики, который становится самодовлеющим;- расширение разрыва между богатыми и бедными странами, происходящее из-за эрозии реальной свободы рынка товаров и труда.

Был бы благодарен за добавление пунктов к этому списку. Полагаю, что каждое из подобных явлений могло бы получить критическую духовно-нравственную оценку в документе.

6. На мой взгляд, центральный вопрос заключается в следующем: как нам, православным христианам, в нынешнем сложном мире отстоять свое право жить по нашей вере и проповедовать ее? Мы должны дать ответ на все вышеперечисленные угрозы, мы должны научиться ясно видеть их, но одного этого мало. Церковь должна предложить программу действий. Так, мне думается, что документ может заявить об особой важности сегодня миссии Церкви как печальницы, ходатаицы за народ. Церковь именно сейчас может с особой силой защищать право человека и общества на духовную свободу, на свой образ жизни, на реализацию веры в общественном действии. Когда я говорю "Церковь", я, естественно, не имею в виду только духовенство и церковных работников. Речь должна идти обо всех наших мирянах, где бы они ни трудились. Вполне можно, например, поставить вопрос о гражданском контроле с их стороны за всеми действиями и процессами, несущими потенциальную опасность. Задатки такого гражданского контроля уже сегодня присутствуют в жизни России, Украины, ряда других стран.

7. Наконец, я бы дерзновенно предложил сформулировать нашу собственную идею для объединяющегося и взаимозависимого мира. Эта идея, на мой взгляд, есть традиционный универсализм. Для нас он носит христианский характер, многократно заявленный в Предании Церкви. В то же время сегодня он все больше вбирает в себя сотрудничество с верующими других традиционных религий. Такой универсализм - то есть общение в многообразии, свободное сотрудничество целостных общин, хранящих свои традиции и свой образ жизни, - может быть нашим ответом на вызов унификации и глобализма. Примет ли подобный ответ мир сей?

В заседании "круглого стола" приняли участие архиереи и клирики Русской Православной Церкви, представители церковной и светской науки, общественные деятели, преподаватели Духовных школ, социологи, публицисты.

http://www.pravaya.ru/column/5662
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Заигрывающие с агрессивным секуляризмом христиане станут вертухаями грядущего концлагеря
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
24.04.2024 09:01
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11