itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пророки, жаждущие власти

Представители новых религий обладают особой сектантской психологией, считает Роман Силантьев

0
128
Время на чтение 5 минут
Пытаясь дать характеристику религиозной ситуации в современном мире, социологи подобрали довольно емкий термин - "религиозный супермаркет". Действительно, сегодня человек оказывается в уникальной ситуации выбора между традиционными религиями и так называемыми новыми религиозными движениями (НРД), порожденными динамикой общественной жизни ХХ века. Число НРД, будь то экзотические культы, ответвления традиционных религий или полностью оригинальные движения, пытающиеся совместить веру и достижения современной науки, постоянно растет. Новые религии вызывают интерес как у представителей традиционных вероисповеданий, так и у академических ученых, причем, как правило, оценки этому явлению даются совершенно различные. Светский ученый зачастую считает НРД естественным порождением современной религиозности, тогда как, например, для православного священника большинство новых религий - опасные секты.

-В чем, на ваш взгляд, причины возникновения и истоки популярности новых религий на Западе и в России? Можно ли говорить о том, что всплеск популярности новых религий связан с кризисом религий традиционных?

- Причин возникновения новых религий довольно много, однако основной из них можно назвать существование в любом обществе определенной группы людей, члены которой обладают так называемой сектантской психологией. Таким людям не хочется быть как все, они стремятся найти свой особый путь, который бы подчеркнул их "избранность" и "незаурядные" духовные дарования. Повышенное самомнение, в православном христианстве именуемое гордыней, разного рода психические расстройства весьма типичны для представителей этой группы. Они обязательно подыщут себе секту, в крайнем случае создадут ее сами на православном приходе, в буддийской общине, мусульманском джамаате или даже в клубе воинствующих безбожников.

Прямой зависимости между кризисом традиционных религий и ростом влияния сект, на мой взгляд, нет. Другое дело, что при нормальном состоянии традиционных религий новые религиозные движения представляют собой сугубо маргинальное явление, а при ослабленном - получают шансы встать с ними на один уровень и расширить свою целевую аудиторию.

Следует помнить, что сектантство не настолько опасное явление, как принято считать. Даже если не бороться с сектами, они просто физически не в состоянии охватить более 10% населения. В нашей стране такая "группа риска" составляет около 4-5 процентов. Даже если человек не принадлежит к общине традиционной религии, но имеет трезвый ум, в секту он никогда не попадет, сколько его не вербуй.

- Правомерно ли называть все новые религиозные движения "сектами", как это нередко происходит? Что такое "тоталитарная секта"?

- Полагаю, что правомерно. Например, в Таиланде сектами называют и вполне традиционные течения буддизма и этот термин не несет там негативной окраски. В том, что в нашей стране слово "секта" стало ругательным, виноваты в первую очередь сами сектанты, которым следовало бы более уважительно относиться к инаковерующим и пореже нарушать законы. Относительно синонимичных словосочетаний "тоталитарная секта" и "деструктивный культ" можно заметить, что такие эпитеты обычно адресуются сектам, ведущим противозаконную деятельность.

- Часто приходится слышать о том, что новые религии опасны. В чем заключается эта опасность? Касается ли это всех новых религий?

- Недобрую славу новым религиям принесли их самые яркие представители - иеговисты, муниты, саентологи, кришнаиты и асахаристы. Количество скандалов и уголовных дел, связанных с деятельностью этих организаций, бьет все рекорды. В то же время в их тени существуют вполне безобидные новые религиозные движения, которые либо имеют очень узкие целевые аудитории, либо исключают попадание в свои ряды случайных людей.

В категорию "опасных" попадают в первую очередь те НРД, которые не стесняются для достижения своих целей заниматься террористической деятельностью или просто массовыми убийствами людей. К таким группам относятся многие секты исламского происхождения, сатанисты, африканская "Церковь Сторожевой башни" (китавала), секты "АУМ-Синрике" и "Ветвь Давидова".

- Новые религии нередко приводятся в качестве примера использования религиозных чувств со стороны мошенников и финансовых махинаторов. Насколько такие явления в действительности характерны для новых религий?

- Разного рода манипуляции над верующими являются "визитной карточкой" новых религиозных движений. Самые распространенные из них - выплата специфически понимаемой "десятины", которая в реальности может достигать до 90% дохода, и бесплатная работа на секту. Нередко адептов заставляют заниматься попрошайничеством, вербовать в секту своих родных и сослуживцев, злоупотреблять служебным положением, передавать секте свое недвижимое имущество. Конечно, такие эпизоды могут происходить и в общинах традиционных религий, однако там это, в отличие от сект, не считается нормой.

Самым ярким примером мошенничества новых религиозных движений может служить их навязчивая мимикрия под традиционные религии. Сектанты всегда будут утверждать, что они "просто христиане" или последователи "чистого" ислама, тем самым ассоциируясь с известными и уважаемыми религиозными организациями. Многие секты изначально создавались с целью заработать денег. Правда, их лидеры обычно не могли вовремя остановиться и скрыться с награбленным - ведь в сектах они получали не только миллиарды долларов, но и неограниченную власть над сотнями, тысячами и даже миллионами людей. И со временем сами начинали верить в свою пророческую или божественную миссию, после чего удовлетворить их амбиции может только власть над всем миром.

- Могут ли новые религии, например харизматические Церкви, служить для традиционных религий примером в плане модернизации учения? Возможна ли в традиционных религиях такого рода модернизация?

- Нередко безудержная модернизация харизматических деноминаций приводит к тому, что их просто перестают считать христианскими. Политика "прогибания под изменчивый мир" еще может быть приемлема для политических партий, однако для религиозных движений она гибельна и быстро ведет к их деградации. Ни православное христианство, ни ислам не отказываются от своих традиций, благодаря чему находятся сейчас на подъеме. В отличие, например, от активно модернизирующихся западных церквей.

- Возможен ли диалог между представителями традиционных религий и новых религий в какой-либо области? Или это совершенно нереально?

- Прежде всего надо спросить - кому нужен такой диалог? Приверженцам новых религий? Но ведь они в лучшем случае считают инаковерующих непросвещенными язычниками, а в худшем - слугами сатаны. Поэтому любые переговоры рассматриваются ими как военная хитрость, призванная выиграть время и обезопасить своих миссионеров. Со своей стороны лидеры традиционных религий могут быть заинтересованы в просвещении людей, попавших в секты по ошибке, однако о чем им говорить с Виссарионом или Грабовым? Людьми, которые считают себя богами? С другой стороны, многие специалисты по сектам мечтают собрать всех "христов" - Муна, Виссариона, Асахару и Грабового в одной комнате и пожелать им интересного диалога на тему "А кто же настоящий?".

- Конституционно Российская Федерация - светское государство. Можно ли в светском государстве проводить различия между традиционными религиями и новыми религиозными движениями на законодательном уровне?

- Безусловно, можно. В большинстве стран де-юре и де-факто такие различия вводятся, поскольку совершенно очевидно, что нельзя ставить на один уровень уважаемую религиозную организацию с многовековой историей и группу, основанную с целью обогащения своего "гуру" и кучки его помощников. Любая страна имеет право вести политику протекционизма, которая позволяет защищать интересы не только промышленных предприятий, но и религиозных организаций.

Станислав Минин

http://religion.ng.ru/problems/2005-11-16/4_proroki.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Силантьев
Роди ихтиандра: как секты губят здоровье людей
Мошенники под видом религиозных гуру могут серьезно навредить
08.02.2021
Эта мера не приведет к повышению активности сект
Конституционный суд России обязал изменить норму о передаче религиозным общинам помещений под храмы
21.11.2020
«Реестр будет носить рекомендательный характер»
Мусульмане призвали Министерство юстиции создать список религиоведов для экспертиз исламской литературы на предмет наличия в ней экстремизма
22.02.2020
Все статьи Роман Силантьев
Последние комментарии