itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Икона как средство примирения

Религиозное искусство способствует сближению христианских конфессий

0
207
Время на чтение 4 минуты
Иконопись - неотъемлемая часть православной традиции. Однако в последнее время интерес к иконе появляется и у представителей других христианских конфессий. Иконопись привлекает внимание католиков, украшающих свои храмы картинами и скульптурами. В то же время к иконам проявляют интерес и протестанты, традиционно негативно относящиеся к почитанию священных изображений. Почему это происходит? Это мода или характерное для современности смешение стилей и разрушение традиций? Или речь идет о попытке христианских конфессий преодолеть внутренний кризис за счет взаимного обогащения и своеобразного "культурного обмена"?

Запад открыл икону благодаря русским эмигрантам, которые, оказавшись за границей, пытались сохранить православную традицию именно для того, чтобы не раствориться в чуждой культурной и конфессиональной среде. Наиболее известными представителями иконописной школы русской эмиграции стали инок Григорий (Круга), монахиня Иоанна (Рейтлингер) и Дмитрий Стеллецкий. В то же время оказавшиеся за границей русские богословы, а именно Сергий Булгаков, Леонид Успенский, Владимир Лосский, развивали так называемое "богословие иконы".

Однако в послевоенное время то, что задумывалось как способ сохранения собственной традиции, начало привлекать внимание представителей других конфессий, в частности католицизма. В процессе обновления в 50-60-х гг. XX века Католическая Церковь не могла опираться исключительно на свой опыт и пыталась использовать ресурс восточного христианства. На II Ватиканском Соборе произошел пересмотр отношения Католической Церкви к православию. Интерес к восточной христианской традиции и иконописи как ее части в XX веке проявляли крупнейшие католические богословы: Анри де Любак, Ханс Урс фон Балтазар, Жан Даниэлу, Андре Шеню, Кристоф Шенборн.

Во многом распространению интереса к иконописи на Западе способствовала деятельность общества "Икона", организованного в 1927 г. в Париже старообрядцем Владимиром Рябушинским. Это общество выполняло заказы не только для православных храмов, но и для католических. Так, например, Георгий Морозов расписал церковь Святого Георгия в центре иезуитов Сен-Жорж под Парижем, а Пимен Софронов писал иконы для Восточного института в Ватикане.

В XX веке многие католические монастыри предпринимали попытки интеграции восточной духовной традиции в западную христианскую культуру. Яркий пример - Бенедиктинский монастырь Шевтонь в Бельгии, основанный священником Ламбером Бодуэном еще в 1925 г. Его литургическая жизнь протекает в двух обрядах - латинском и византийском. Монахи монастыря пишут иконы и приглашают иконописцев из Греции, Румынии, России. В 90-х гг. храм здесь расписывал архимандрит Зинон (Теодор).

Монах Шевтоня Фаддей Барнас так пишет об этом уникальном опыте: "Для многих из нас, и прежде всего для меня самого, опыт восточной литургии открывает путь к познанию свидетельства не только православных, но и всех христиан. Для того чтобы усвоить сложную символику византийского обряда, надо обладать дисциплинированностью, терпением и выносливостью. Этот длительный и многотрудный процесс познания приводит прежде всего к возобновленному пониманию нашей собственной веры в Иисуса Христа, притом на таком уровне глубины и широты, которого нельзя себе представить, не сделав шага навстречу братьям, живущим в иной христианской традиции".

Свой опыт освоения православных традиций есть в монастырях Нидральтайх в Германии, Бозе в Италии, во французской общине Беатитюд.

Старейшим католическим центром во Франции, активно перенимавшим восточнохристианский духовный опыт, долгие годы был Сент-Жорж в Медоне, два года назад прекративший свое существование. Он был организован иезуитами на базе Славянской библиотеки князя Ивана Гагарина. В течение тридцати лет сюда приезжали учиться иконописи со всего мира. Преподавал здесь известный иконописец, священник Игорь Сендлер, перу которого принадлежит ряд книг по технике иконописи.

Есть иконописные центры, где трудятся в основном миряне. Например, школа в Сериате при фонде "Russia Cristiana" под городом Бергамо в Италии. Этот фонд был основан в 80-е годы на базе общины, образованной священником Романо Скальфи для молитвы за верующих в коммунистической России. Задача "Russia Cristiana" формулируется так: возродить традиции западной духовности, уходящие корнями в первое тысячелетие, в эпоху неразделенной Церкви. Романо Скальфи считает, что икона - "сокровище, которое соединяет Запад и Восток, потому как свое рождение оно обрело в единой Церкви".

Итальянская культура основана на классических - античных и раннехристианских - традициях. В Риме, Равенне и других городах Италии сохранились древние мозаики, фрески, иконы. И сегодня итальянцы не без влияния русских возвращаются к этим истокам. В иконописной школе при "Russia Cristiana" много лет здесь преподавал Адольф Овчинников - известный современный иконописец и реставратор Всероссийского художественно-научного реставрационного центра им. Грабаря. В церкви при фонде находится написанный Овчинниковым иконостас, выполненный в традициях Псковской школы. Сегодня в "Russia Cristiana" работают и свои мастера, успешно передающие свой опыт другим.

Увлечение иконой не обошло и Ватикан. В конце 90-х гг. Папа Иоанн Павел II пригасил для украшения капеллы "Mater Redemptoris", посвященной двухтысячелетию христианства, российского мастера Александра Корноухова. Корноухов работает в технике мозаики, уходящей корнями в искусство античности и первых веков христианства. Для украшения капеллы была разработана концепция, в которой воплотилась идея единства христианской традиции. В изображении Небесного Иерусалима можно увидеть восточных и западных святых: Франциска и Клару, преподобного Серафима Саровского, Великую княгиню Елизавету Федоровну, блаженного Августина. В центре композиции - образ Богоматери с младенцем. Небесный Град окружен стенами, вне которых остаются вражда и ненависть.

Работа над мозаикой не была закончена Корноуховым, ее продолжил другой художник - священник Марк Рупник, директор центра Аллети в Риме. Его мозаики выполнены в ином стиле. Продолжая заданную Корноуховым тему, Рупник развивает ее в более динамическом ритме. Его образы современны, остры, несколько гротескны. Умиротворенности и созерцательности восточной стены противопоставлен экстаз и духовное напряжение западной. В определенной степени можно сказать, что стены контрастируют между собой, вызывая диаметрально противоположное ощущение образа. Традиционный язык русского мастера продиктован желанием рассказать современному миру о вечных и неизменных христианских истинах. Западный, напротив, говоря на языке модернизма, преподает вечные истины как последнюю новость, увлекая зрителя в энергетическую воронку за пределы этого мира. Общее пространство мозаики было призвано символизировать историческую встречу Запада и Востока, но в то же время разница стилей подчеркивает тот отпечаток, который наложило многовековое разделение Церквей на развитие православной и католической культур.

Сегодня границы между странами и культурами стали прозрачными и богатства православия открываются другим традициям. Икона уже не воспринимается как искусство, принадлежащее только русским, или грекам, или христианскому Востоку. В начале нового тысячелетия икона осознается как общее достояние христианской культуры.

http://religion.ng.ru/art/2005-11-16/6_ikona.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Языкова
Простанство умной красоты
Русский храм в Вене: новая роспись
17.12.2008
Византия или Русь? Иконописец на распутье
Доклад на конференции "Церковное искусство". Рождественские чтения 2007
11.05.2007
Великий голландец с судьбой Иова
Главным источником вдохновения для Рембрандта была Библия
22.12.2006
Все статьи Ирина Языкова
Последние комментарии