itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Нарвская святыня

0
324
Время на чтение 9 минут
Нарвский Воскресенский собор является хранителем дивной святыни, которая дорога ему еще и как память об Императрице Марии Фёдоровне. Речь идет об иконе "Явление Божией Матери в день Благовещения святому преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу".

Дочь датского короля Кристиана IX и королевы Луизы, Луиза Фредерика Дагмара, родилась 26 ноября 1847 года в Копенгагене. После принятия ею Православия, наречена Марией Фёдоровной. В 1866 году состоялась её свадьба с великим князем Александром Александровичем, вторым сыном Александра II, ставшим в 1881 году Российским Императором Александром III.

Мария Фёдоровна всем сердцем следовала завету Господа Иисуса Христа - быть милостивыми. Широко занималась благотворительностью, образованием малообеспеченных, медициной. В годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов Императрица становится сестрой милосердия. Всех благодеяний её невозможно перечислить. Благотворила царица и храмам. Значительное пожертвование на строительство Нарвского Воскресенского собора было внесено Александром III не без её влияния. Судьба же Императрицы трагична. В 1894 году на её руках скончался супруг, царствование её сына Николая II закончилось зверской расправой над царской семьёй. В 1919 году Мария Фёдоровна с дочерьми Ксенией и Ольгой навсегда покидает свою возлюбленную Россию и остаток дней доживает у родственников - европейских монархов. Скончалась Мария Феодоровна 13 октября 1928 года, её тело погребено в Роскильдском соборе, усыпальнице датских королей. Сама же она желала быть погребенной в России, рядом с супругом. В настоящее время по инициативе главы Императорского дома Романовых, с согласия властей Дании и России и благословения Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ведётся подготовка к перезахоронению останков Марии Фёдоровны в г. Санкт-Петербург. Это событие стало поводом к описанию иконы, хранящейся в Воскресенском храме г. Нарва, некогда принадлежавшей Марии Фёдоровне.

Образ этот - одно из первых творений сестер Серафимо-Дивеева монастыря (о чем на иконе есть соответствующая надпись), выполненных к прославлению святого Серафима Саровского в июле-августе 1903 года. На иконе изображены Богородица со святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом в окружении ангелов и двенадцати святых мучениц, явившиеся преклонившему колени великому Саровскому старцу. Фон на иконе украшен орнаментом и вызолочен. Обратная сторона доски обтянута красной бархатной материей. До наших дней сохранилась выполненная чернилами и выведенная аккуратной игуменской рукой надпись: "1903 год. Государыне Императрице Марии Фёдоровне от игумении Марии Серафимо-Дивеева монастыря".

Известно достоверно, что образ этот был в числе других, преподнесенных членам царской семьи на Саровских торжествах 1903 года. (В Воскресенском соборе есть еще одна икона преподобного Серафима с царским вензелем Императора Николая II, выкупленная в антикварном магазине Таллина).

Выдающаяся игумения Серафимо-Дивеевской обители Мария, 42 года кротко несшая крест настоятельского послушания, снискала любовь сестёр, паломников, многих современников и их потомков. До сих пор в монастыре свято хранят о ней светлую и добрую память.

Во время её настоятельства число сестёр возросло до 1600, наладилась духовная жизнь, приобретены лесные и земельные участки, выведены многие хозяйственные постройки, улучшилось благосостояние обители. Её великие труды, беспристрастность, снисходительность и милость к подчинённым, её добродетельность являются назидательным образом каждому христианину. На матушке Марии, возведенной в сан игумении 27(14 ст.стиль) марта 1862 года Елизавете Алексеевне Ушаковой, сбылись пророческие слова Серафима Саровского: " На двенадцатой начальнице у вас всё управится, и будет у вас мать-праведница". Особой заботой настоятельницы было строительство Троицкого собора. Заложен он был в 1848 году, через 17 лет началась стройка, длившаяся 10 лет, а отделка продолжалась долгие годы. Левый придел по благословению матушки Марии оставался неосвященным до канонизации Саровского старца Серафима в 1903 году и был освящен в его честь после прославления.

Торжественное открытие мощей преподобного Серафима и прославление его, как новоявленного угодника, было совершено, в присутствии Их Императорских Величеств Государя Императора и Государынь Императриц и других членов Августейшей Фамилии и многочисленных масс народа(около 300 тысяч), 19 июля 1903 года(1 августа нового стиля) и сопровождалось многочисленными исцелениями, истекавшими по молитвенному предстательству преподобного Серафима. Ещё за 16 дней до этого торжества, 3 июля(ст.стиль), дубовый гроб с останками преподобного Серафима, после совершения панихиды, был изнесен с крестным ходом из места первоначального его погребения в монастырскую церковь святых Зосимы и Савватия.

Последняя панихида об упокоении его души была совершена после заупокойной литургии 18 июля(31 июля н. стиль) и закончилась литией на его могиле, куда все священнослужители вышли из монастырского Успенского собора с крестным ходом. В тот же день вечером было совершено всенощное бдение - первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться как святой. Во время литии все присутствующие с зажженными свечами крестным ходом направились к церкви святых Зосимы и Савватия, а оттуда, после изнесения гроба со всечестными останками преподобного Серафима, крестный ход снова возвратился в собор, в центре которого святые мощи и были поставлены в закрытой и запертой на замок новой кипарисовой гробнице. Перед пением величания гробница была открыта, все присутствовавшие совершили земной поклон. В положенное время молящиеся стали подходить к мощам, прикладываться и получать помазание благословенным елеем (маслом). Это продолжалось в течение всей ночи. Также всю ночь служили молебны преподобному, а рано утром была совершена ранняя литургия.

На поздней литургии 19 июля -1августа во время малого входа гроб со святыми мощами был обнесен вокруг святого престола, а затем положен в сооружённую для него раку. После отпуста литургии перед святыми мощами совершено молебное пение преподобному, а затем и крестный ход вокруг монастыря под торжественный колокольный звон. На память об этих событиях Императору Николаю II и членам царской семьи игуменией окормляемого при жизни преподобным Серафимом Дивеева монастыря, Марией преподнесены святые иконы новопрославленного старца - духовника её монастыря.

Сюжет иконы, подаренной вдовствующей Императрице Марии Феодоровне, повествует о дивном случае жизни Саровского Старца. За год и десять месяцев до своей кончины преподобный Серафим сподобился посещения Божией Матери. Это произошло ранним утром в день Благовещения 25 марта 1831 года. Старица Дивеевской общины Евпраксия (до монашества Евдокия) по повелению преподобного пришла к нему в этот день. Батюшка сказал ей : "Нам будет видение Божией Матери". Они вдвоём молились, когда сделался шум, подобный шуму леса. Потом послышалось пение, подобное церковному - дверь отворилась, сделалось светло, и благоухание наполнило келью. Впереди шли два ангела, держа ветви только что распустившихся цветов, затем шли святой Иоанн Предтеча и святой Иоанн Богослов. Одежда их была белой, блестящей от чистоты. За ними шла Богоматерь, а за Ней двенадцать дев. Царица Небесная была в мантии, сияла необыкновенным светом. Вся одежда была украшена крестами, поверх мантии на Ней была надета епитрахиль, на руках поручи, а на голове корона. Девы шли попарно, в венцах, все необыкновенной красоты. Все они встали вокруг отца Серафима. Свет ярче и белее солнечного наполнял и расширял келью. Старица испугалась и упала.(Этот самый момент передает образ Воскресенского собора)

Думая, что уже умерла, она спросила батюшку: "Где мы?!".Указав на дев говорила : "Кто это?!". В ответ получила повеление Богородицы самой спросить их. Матушка Евпраксия стала подходить к ним, каждая говорила своё имя, рассказывала о своей жизни и подвигах Христа ради. В первых местах стояли великомученицы Варвара и Екатерина, во вторых первомученица Фекла и великомученица Марина, в третьих великомученица и царица Ирина и преподобная Евпраксия, в четвертых великомученицы Пелагея и Дорофея, в пятых преподобная Макрина и мученица Иустина, в шестых великомученица Иулиания и мученица Анисия.

Разговора Царицы Небесной с преподобным монахиня почти не слышала, но конец его запомнила. Богоматерь говорила о Дивеевских монахинях : "Если исполнят послушание, то будут с тобой и близ Меня!" (Удивительно, но теперь Саров является закрытым городом, ядерным щитом России, а монастырь в нём уничтожен. Преподобный же Серафим святыми мощами действительно пребывает в Дивеевской обители.) Из услышанного очевидицей приведём слова Пресвятой Девы, которые, вероятно, сказаны именно о нашем времени : "Как было прежде, так и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, и мзда им будет такая же". Видение кончилось тем, что Пресвятая Богородица сказала отцу Серафиму : "Скоро будешь с нами" - и благословила его. Простились с ним и все святые.

Первый камень в основание Нарвского Воскресенского храма 5 августа 1890 года положил сам Император Александр III. Торжественная закладка была приурочена к официальной встрече в нашем городе Российского Императора с Германским Вильгельмом II.

Супруга Александра III Мария Федоровна присутствовала при этом и знала о желании Императора быть на освящении нашего храма. Освящение же Воскресенского собора состоялось 17 ноября 1896 третьего года царствования Николая II. Император, заложивший храм, не дожил до его освящения, и место золотого "царского" креста на куполе занял черный крест, украшенный золочеными украшениями. Он явился напоминанием о печальном факте неисполнения благого намерения Императора Александра III.

По приходскому преданию, Мария Фёдоровна, помнившая о Воскресенском храме после прославления любимого православными народами Империи святого старца Серафима, распорядилась передать его образ в Эстонскую Нарвскую церковь, теперь являющуюся Воскресенским собором, как благословение подвижника и избранника Божия. По другим источникам известно, что икона "Явление Божией Матери преподобному Серафиму", действительно принадлежавшая Государыне, была ею подарена настоятелю Воскресенского собора протоиерею Иоанну Стратановичу, скончавшемуся в 1951 году и погребенному в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря. Отец Иоанн был заслуженным священником, участвовал в Русско-японской войне, был награжден золотым крестом на георгиевской ленте. До революции он служил в дворцовой Церкви в Гатчине. Император Александр III с супругой жили чаще всего именно здесь. Мария Феодоровна исповедывалась отцу Иоанну, почитала этого священника. Два креста, подаренные ему Августейшими супругами, он завещал Псково-Печерской обители. Образ же, о котором идёт наше повествование, со времени настоятельства о. Иоанна Стратоновича всегда пребывал в Воскресенском соборе. В любом случае верующие города Нарва считают эту икону даром Императрицы Воскресенскому храму, о чём свидетельствует гравировка на сделанной в недавнее время табличке. Хотя, надо сказать, есть и противники такой надписи.

О почитании нарвитянами и их любви к преподобному Серафиму можно судить по устройству в подвале собора нижнего храма в его честь. Достоверно причина такого выбора неизвестна, но появление иконы, принадлежащей царице, и освящение нижнего храма духовно связанны. Православные люди нашего города всегда хранили благословение Саровского преподобного с открытия его мощей и прославления, благодаря Господа, давшего им таковую великую святыню. В советские годы Образ, запечатлевший явление милости Матери Божией к человеческому роду и Государыни к простым людям, священнослужители не выставляли на всеобщее обозрение, скрывая от посторонних глаз, он находился то на хорах, то в алтаре. Его "неполиткорректность" могла стать причиной его уничтожения.

В настоящее время по благословению настоятеля Воскресенского собора начаты реставрация иконы, а также работы по изготовлению деревянного киота к ней. Работы предполагаются закончить до памятного дня переноса останков Марии Федоровны из Дании в Санкт- Петербург (26 сентября 2006 года). Память Императрицы, как храмоздателя, чтят в Воскресенском соборе в ежедневным заупокойным поминовением.

Но в преддверии ее возвращения приходской совет желает воздать дань памяти царице реставрацией образа, ее Величеству принадлежавшего. Воскресенский собор имеет также намерение преподнести копию этой иконы родственникам приснопамятной Императрицы: Королеве Дании и главе Императорского Дома князю Николаю Романову.

Обращаемся ко всем добрым людям с просьбой о посильной помощи в реставрации образа и изготовлении киота. Ваше пожертвование можно перечислить на счет нашего собора. Да благословит вас Господь!

Наши реквизиты:
Moskva Patriarhaadi Eesti Oigeusu Kiriku
Narva Isanda Ulesto usmise Peakiriku kogudus
nr. 1120003135,
Eesti Hansapank

nr. 4278632535108
Krediidipank

В этом году день кончины Императрицы Марии Фёдоровны (13 октября) в Нарвском Воскресенском соборе был отмечен обычным заупокойным поминовением. А в крипте кафедрального собора города Роскильд прошла последняя панихида в день годовщины смерти супруги Александра III, совершенная в Дании. (Служба коммуникации ОВЦС МП сообщила, что в сентябре будущего года прах Императрицы должен быть перенесен в Россию и погребен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, возле могилы Её супруга.) Настоятелем Александро-Невского прихода Московской Патриархии в Копенгагене иеромонахом Феофаном было отмечено, что возвращение сынов и дочерей России, скончавшихся и погребенных вне Отечества, послужит преодолению трагических последствий братоубийственной смуты минувшего столетия.

Радостным событием для нарвского соборного прихода стал визит Сербской принцессы Екатерины 1 ноября по новому стилю, в день памяти дивного сербского чудотворца преподобного Прохора Пчиньского, мироточивого, чье житие связано с Царьградскими монархами.

Её Высочество представительница Югославской королевской династии Карагеоргиевичей. Её отец - сербский принц Томислав, сын короля Александра I, изгнанного в Великобританию Югославского монарха. Король Александр I, родственник Российского Императора Николая II, давший приют русской эмиграции после 1917 года, и все его потомки являются православными.

Принцесса Екатерина по окончании вечерней службы в Нарвском Воскресенском соборе была торжественно встречена настоятелем храма, духовенством, хором и прихожанами. Её Высочество прослушала повествование об истории собора, связанной с многими монархами, и его святынях.

Прослушав концерт прекрасного соборного хора, уделив внимание каждому, Её Высочество отправилась осмотреть храм Нарвской Одигитрии. День визита принцессы в Нарву закончился ужином, данным в Её честь Воскресенским храмом.

Почитание коронованными особами иконы Божией Матери, явившейся преподобному Серафиму, не прекращается. Не изменяется и благоговейное отношение прихожан Воскресенского собора к этому образу.

http://www.orthodox.ee/index.php?d=novost&myID=289
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30