Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В поисках нового курса

Юрий  Крупнов, Литературная газета

02.11.2005

Два месяца назад президент Путин выступил с громкими "национальными проектами", которые, по его словам, должны обеспечить в ближайшие три года прорыв в области образования, здравоохранения, обеспечения доступным жильём и сельского хозяйства.

Десять дней назад был даже образован необычный орган - Совет при президенте по реализации приоритетных национальных проектов. Многие тут же обозвали его "вторым правительством".

Объявленный размер средств на заявленные национальные проекты составляет примерно четыре миллиарда долларов. Что это означает в масштабах страны? Всего две недели роста объёма золотовалютных резервов РФ (как раз за неделю перед инициативой президента объём золотовалютных резервов РФ увеличился на 2,2 млрд. долл.).

Увы, в выступлении президента была масса несостыковок. Так, странно звучали рядом помещённые высказывания: "Нам уже удалось добиться значительных успехов в производстве зерна. Из импортёра Россия стала его экспортёром", и необходимо обратить "особое внимание на создание условий для развития животноводства". Но ведь наше превращение в экспортёров зерна как раз и является прямым следствием разгрома животноводства. Зерна-то мы стали собирать "всего" на 20-30 процентов меньше, чем в последние советские годы, а снизить поголовье крупного рогатого скота нам "удалось" за постсоветское время более чем в два раза - вот и высвободилось огромное количество зерна, которое раньше шло на фураж. И если начать хотя бы восстанавливать, не то что развивать, животноводство, то зерно придётся импортировать! И все "успехи" пропадут.

Критику легко можно продолжать. Впрочем, точно так же, как и пустые расхваливания, которые льются со стороны всем известных клакеров и подпевал. Сложнее разобраться с тем, что означает вся эта эпопея с "национальными проектами".

За подобными инициативами скрываются мучительные поиски или даже нащупывания нового курса самим президентом и какой-то горсткой людей вокруг него в ситуации непрерывных смертных схваток между главными финансово-политическими кланами.

Главным исполнителем по проектам назначен М. Фрадков. Но он даже не включён в совет по данным проектам. Главным тормозом проектов выступил министр экономического развития и торговли Г. Греф.

А он включён в совет.

С другой стороны, за "темой" национальных проектов стоит помощник Путина И. Шувалов. Он "выдвинул" эти проекты ещё в позапрошлом году. Но никакого отчёта о результатах и успехах реализации за прошедшие годы нет. Всё как бы начинается сначала.

С третьей стороны, национальные проекты буквально "пропитаны" и "залиты" поверхностным пиаром, реальную технологическую эффективность которого и его полезность для России уже блестяще продемонстрировали на той же Украине в конце прошлого года.

С четвёртой стороны, безобразный уровень подготовки заявленных президентом инициатив свидетельствует об организованной вокруг него блокаде от специалистов и просто разумных людей - ну подумайте про поверхностное связывание экспорта зерна как достижения и необходимости развивать животноводство или про социально-нравственный смысл выплаты 100 тыс. рублей 10 тыс. "лучших учителей страны" (т.е. одному на 500 нелучших), или про то, что должны чувствовать медики, которые оказались не "участковыми терапевтами, педиатрами и врачами общей практики" (и, кстати, для полноты картины в ситуации, когда заветной мечтой Минздравсоцразвития является ликвидация педиатров как "класса")...

Перед нами на деле зловещая картина тотальной дезорганизации и развала власти.

В основе своей люди у власти заняты чем угодно, но не укреплением и развитием страны. В этой ситуации единственное, что можно отметить как сознательное государственное действие - попытка выделить хоть какие-то, пусть кривые и убогие, приоритеты расходования огромных ныне средств федерального бюджета и привязать к этому региональные расходы. Здесь всё несоразмерно и нелепо, но сама попытка есть, и её необходимо всячески приветствовать.

Спасать страну нужно через поддержку любого прогосударственного воления. Но надо понимать, что за "национальными проектами" могут стоять четыре совершенно разные стратегии, в зависимости от которых проекты, оставаясь по масштабу "национальными", будут оказываться либо проектами развития, либо деградации или консервации.

Первая, либерально-фундаменталистская, требует сведения государства лишь к созданию условий для бизнеса и рынков. Это основа "стратегии Грефа". Здесь важно соблюдение неких показателей вне зависимости от смысла процессов. С этой точки зрения национальные проекты могут быть замечательными, хотя они и будут проектами деградации. И наоборот, проекты развития следует останавливать, поскольку они неминуемо ухудшают показатели.

Вторая - модернизационная. Очевидно, именно в этой стратегии разрабатываются проекты "группы"

И. Шувалова. Идея модернизации состоит в построении нового по готовым чужим моделям на расчищенном от "старого" месте. Основной недостаток таких проектов - они требуют иного культурно-исторического "кода", чем традиционный, и огромных затрат при отказе от уже наработанного. Наглядный пример - введение ипотеки.

Третья - консервативная, ориентированная на восстановление того, что было, т.е. выдающихся систем мирового уровня. Но подобное восстановление абсолютно невозможно, ибо все советские системы проектировались под уникальный социально-экономический строй.

Четвёртая - стратегия развития страны. Она предполагает создание принципиально новых систем во всех сферах жизни, но в отличие от модернизации на основе преемственности и воспроизводства предыдущих, т.е. советских систем. Эта позиция самая сложная, и сегодня во власти фактически отсутствуют её носители. Но именно эта позиция несёт спасение стране и даст шанс нашему возрождению.

Национальные проекты и необходимо превращать в поле состязания именно между этими четырьмя стратегиями. Тогда, возможно, мы выйдем к действительным проектам развития страны.

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg452005/Polosy/2_1.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме