itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мы объединяемся с народом верующим, с живой церковью

Интервью с настоятелем кафедрального собора св. Иоанна Крестителя в Вашингтоне, протоиереем Виктором Потаповым

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
269
Время на чтение 6 минут
Протоиерей Виктор Потапов
Протоиерей Виктор Потапов
- Отец Виктор, мы знаем, что Вы уже далеко не первый раз в России. Когда вы были здесь впервые? Лет десять назад?

- Да нет, больше. Я первый раз приезжал в 1984 году, за 5 месяцев до того, как Михаил Горбачев объявил свою новою политику. Так что я немножко застал то время и могу сравнить. Потом мы приезжали еще на тысячелетие Крещения Руси. Я был на соборе в качестве журналиста "Голоса Америки". В общей сложности приезжал около десяти раз.

- С какой целью приехали Вы в этом году?

- Это первое официальное паломничество, которое мы устраиваем. Я задумал это как чисто приходское начинание, но присоединиться пожелали и люди из других городов. В общем, в нашей группе приехало около тридцати человек. Много моих прихожан, а также протодиакон из Сан-Франциско, диакон из Австралии. Пожелали поехать и два католических священника, они очень интересуются Православием.

- Можно ли сказать, что это официальное паломничество РПЦЗ?

- Первое официальное паломничество на приходском уровне. Мы паломничаем по Москве и Подмосковью. Были в Оптиной пустыне, Новом Иерусалиме, Саввино-Сторожевском монастыре и по главным святыням Москвы.

- С момента вашего первого визита в Россию и до настоящего времени какие изменения вы можете наблюдать в духовной жизни русского народа, состоянии Церкви?

- Конечно, блеск храмов совершенно потрясает, но самое главное - благочестие народа. Мы такое видим редко. К сожалению, мы живем на Западе, где гораздо меньше вот этого, народного, глубокого благочестия. То есть, я не хочу сказать, что у нас этого нет, но здесь это - массовое явление. Когда мы сегодня утром прикладывались к мощам блаженной Матроны, я многим своим прихожанам говорил: "Вот смотрите на эти очереди! Мыслимо ли это у нас, в Америке, чтобы люди простаивали часами для того, чтобы просто приложиться к мощам святой". Почитание мощей тоже очень потрясает. И я думаю, что все прихожане, которые со мной приехали, паломники которые тут, их тоже это потрясло и вдохновило.

Для меня было важно показать это людям, что бы они сами могли рассказать другим. Потому что все привыкли к тому, что я говорю о России, а мне хотелось, чтобы сами люди увидели своими глазами и убедились в том, что нам сейчас предстоит объединение наших Церквей. Не архиереи с архиереями объединяются только - мы объединяемся с народом верующим, с живой Церковью. С живой в прямом смысле этого слова.

Также радует то, что возрождается замечательная иконопись, классическое иконописание, это тоже радует, но самое главное - это живая вера.

- Как сейчас в Соединенных Штатах относятся к объединению? Как идет процесс сближения, что можно об этом сказать?

- Я думаю, что в основном положительно к этому относятся. Хотя, разумеется, после стольких лет разъединения, некоторым еще трудно преодолеть какие-то психологические барьеры. Это потребует некоторого времени. Но, в общем и целом, я думаю, положительно относятся. Я являюсь членом предсоборной комиссии. Мы сейчас работаем, готовимся к этому событию, собору, который состоится в мае 2006 года. Судя по высказыванию моих собратьев по комиссии, по подкомиссии, которая встречается чаще, народ из Нью-Йорка, Калифорнии (а я могу говорить о своих прихожанах из Вашингтона) положительно относится.

- А, исходя из работы предсоборной комиссии, можно ли говорить, что результат собора может быть положительный в отношении объединения?

- Я очень надеюсь, что те, кто относится к этому положительно, смогут сами приехать сюда, чтобы помолиться на богослужениях и тоже убедится в том, что то, что мы делаем и к чему стремимся - Божие дело. Единство Церкви это богоугодное дело. Христос нам заповедовал единство. Об этом Он молился. С Божьей помощью преодолеем.

- А какие препятствия все же еще остаются? Какие неразрешенные вопросы или что, по-вашему, может послужить препятствием к объединительным шагам?

- Я думаю, что никаких препятствий нет. Но аргументы, которые выдвигают некоторые сомневающиеся, - что нельзя доверится некоторым иерархам Московской Патриархии. Некоторые боятся, что могут отобрать наше имущество. Я с этим не согласен. Конечно, вопрос экуменизма некоторых все еще беспокоит. Тот факт, что Московская Патриархия все еще состоит в организации Всемирный Совет Церквей - это смущает некоторых. Хотя, если обратиться к тем документам, которые были уже опубликованы, я имею в виду документы согласительных комиссий, то там черным по белому написано по поводу митрополита Сергия, по поводу экуменизма, по поводу имущественного вопроса - все изложено, все предельно ясно. Почему-то люди, которые выступают против объединения, ни чего об этих документах практически не говорят. А там же все сказано. И все, с моей точки зрения, в пользу всей Русской Церкви.

- В свое время Вы выступали в программах "Голоса Америки" и вели передачи. Вы могли бы сказать о целевой аудитории, насколько вам удавалось находить контакт со слушателями?

- Судя по тому, что мне говорят и по письмам, а я тысячу писем получил (в начале 90-х годов стали поступать письма, мы смогли больше общаться с людьми благодаря новой политике), оказывается, что миллионы слушали. Вот сейчас ваш монастырский садовник монах подошел ко мне и сказал: "Батюшка я же Вас с 70-х годов слушаю, я так любил ваши передачи". И могу много случаев перечислить. Конечно, это старшее поколение, молодежь уже не застала то время.

Я всегда говорил, что надеюсь, что доживу до того времени, когда нужда в моих передачах отпадет. И, в общем, слава Богу, дожил не только до этой цели, но вижу, что в России сейчас создают замечательные радио и телевизионные передачи и гораздо лучше моих. Я счастлив и благодарю Господа, что мог и свою лепту внести в дело возрождения церковной жизни в России, что Он дал мне возможность держать микрофон в руках и каждую неделю говорить: "у микрофона священник Виктор Потапов", и сообщать людям катехизические истинны, правду о положении веры и Церкви в России. И вопреки глушению и всяким другим препятствиям, которые ставила на нашем пути безбожная власть, несмотря на это, люди слушали и с благодарностью выражали свои чувства.

- А за последние пять лет поменялась ситуация на вашем приходе в Вашингтоне? Если да, то как?

- Конечно, за последние даже 10 лет: старое поколение уходит, и приходят новые люди. Многие из России, которые переехали в Вашингтон, приходят к нам в церковь. У нас в Вашингтоне сейчас очень много научных институтов, много ученых, масса людей приходят к нам крестить своих детей и очень многие не только приходят изредка, но присоединяются к нашей христианской семье, становятся прихожанами. И, кроме того, у нас много американцев принявших Православие. Вот среди наших паломников несколько человек приехало. Мы служим каждую субботу две всенощных: в 16 часов - по-английски и в 18.30 - по-славянски. В воскресение две литургии: первую, раннюю - в 8 часов утра - по-английски и вторую - в 10 утра - по-славянски.

И я бы сказал, что сейчас может быть 60% наших прихожан - это новые приезжие из России. И очень многие, которые не были воцерковлены в России, у нас воцерковляются. У них, естественно, появляется некая тоска по родине. Они приходят в наш храм. Церковь у нас расписана, у нее отличная архитектура XVII века в ярославском стиле. Да и наш приход особый - он единственный в США основанный свт. Иоанном Шанхайским (Максимовичем). Он приехал в Вашингтон в 1949 году прошлого столетия, чтобы помочь своим прихожанам, застрявшим на острове Тубабау на Филиппинах. Они бежали из Китая и хотели иммигрировать в США, в Южную Америку и жили в лагерях. Американские представители в Маниле посоветовали ему поехать в Вашингтон и ходатайствовать за них перед конгрессом. Он это сделал, как вы это узнаете из его жития. 11 сентября 1949 года он служил первую литургию в день Усекновения главы Иоанна Предтечи в нашей новообразованной общине. Мы считаем его нашим основателем и вторым покровителем после Иоанна Крестителя. Так что наш приход в этом смысле уникален, и мы всегда чувствуем в нашей жизни, что любой успех, которым мы можем похвалиться - это все благодаря молитвам владыки Иоанна.

- Вы сказали о том, что достаточно большое число приезжих из России, которые сейчас стали прихожанами вашего собора, не были воцерковлены в достаточной мере. Можно ли говорить, что их приход к вере уже в США является осознанием своей православности как русских?

- Безусловно, конечно. Разные бывают люди. Есть те, которые приезжают уже воцерковленными и легко вливаются в нашу жизнь, а есть люди, которые были крещены, но не развили своей церковности. Они приходят к нам, и это происходит. Не сразу, может быть, но это происходит.

- А что побуждает американцев принимать Православие?

- Я думаю, они ищут настоящей духовности. К сожалению, протестантские, римо-католические церкви очень многое утратили. Они это осознают. Они ищут святоотеческую духовность. Я могу привести пример. У меня была семья, которая обратилась в Православие, потому что они обнаружили для себя, что есть Церковь которая в ХХ веке явила больше мучеников, чем раннехристианская Церковь. Я имею в виду Русскую Церковь. Они нашли книгу "Новомученики Российские" изданную Свято-Германовским Братством на английском языке, которую прочли и пришли в нашу церковь. И глава семьи стал священником, а до этого был регентом англиканской церкви. И он говорил, что его поиски начались, когда женщина-священница вышла на амвон и говорила, что не обязательно верить в телесное Воскресение Христово. И он говорил: "Это все. Я уже не могу оставаться в этой церкви". И это пережили очень многие, переживают очень многие сейчас и ищут истину Христову, потому что они осознают интуитивно, что она не могла испариться и исчезнуть. И вот, разными путями приходят к Православию.

Беседу вел Иван Пиковский, студент Сретенской духовной семинарии

http://www.pravoslavie.ru/guest/051024121020
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей РПЦЗ Виктор Потапов
Иосиф Муньос-Кортес - избранник Божией Матери
К 35-летию явления чудотворной иконы Божией Матери «Иверской-Мироточивой Монреальской» и 20-летию убиения ее хранителя Иосифа Муньоса-Кортеса
31.10.2017
«Мы болеем Россией»
Протоиерей Виктор Потапов о путешествиях чудотворной иконы и жизни русского прихода в Америке
21.03.2016
"Мы не можем любить то состояние разобщенности, в котором ныне пребываем"
Открытое письмо протоиерея Виктора Потапова бывшему Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Виталию (Устинову)
22.05.2007
Протоиерей Виктор Потапов: Вы - клеветник, лжесвидетель и кощунник
Открытое письмо полковнику КГБ К.Г.Преображенскому
25.04.2007
Все статьи Протоиерей РПЦЗ Виктор Потапов
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии