itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Коррекционное поколение

0
231
Время на чтение 5 минут
По оценкам комитета по образованию правительства Петербурга, сегодня в Северной столице 50% первоклассников - дети мигрантов. Они учатся в обычных общеобразовательных школах, при этом многие из них почти не владеют русским языком. Кем они станут завтра?

Тема миграции и демографии, никогда особо не волновавшая жителей СССР, стала остроактуальной в России начала XXI века. Теперь и дня не проходит без оглашения катастрофических показателей смертности и рождаемости, стремительной убыли населения. Хотя тенденция обозначилась уже в начале 1990-х, когда рождаемость упала в два раза, а смертность возросла в полтора. Похоже, что тогда Правительству, занятому шоковой терапией, демографическая перспектива не казалась столь уж проблемной. Простому народу тоже некогда было посмотреть на 10 лет вперед, вопрос стоял - выжить бы.

Но и сегодня от проблем демографии многие отмахиваются, дескать, ну кризис и кризис, живем ведь, и дальше будем жить. Между тем, невидимая взгляду обывателя борьба за завтрашний облик Петербурга уже идет, и на передовом крае этой борьбы культур и национальностей стоят обычные школьные учителя. Именно они пытаются научить языку, литературе и остальным предметам детей... с нулевым знанием русского языка, детей петербургских мигрантов.

Русский как неродной

Сегодня в Петербурге половина первоклассников - дети мигрантов, в разной степени владеющих русским языком. Кто-то, чья семья переехала в Северную столицу несколько лет назад, способен общаться на бытовом уровне. Кто-то не знает языка совсем. Между тем, все эти дети учатся в российских общеобразовательных школах, где предметы преподаются на русском. Естественно, в полном объеме усвоить знания, полученные на малознакомом языке, невозможно. Отсюда - отставание от общей группы, груз всевозможных комплексов. Конечно, существуют альтернативные варианты образования в виде национальных школ с обучением на родном языке, но таких школ в Петербурге почти нет. В них и нет особой надобности. Как отмечает директор школы N462 Алла Кузнецова, в большинстве случаев родители-мигранты предпочитают отдавать своих детей в обычные школы, избегая образовательных учреждений с этническим уклоном.

Школа N462 Пушкинского района Петербурга - учреждение уникальное. Даже не в том смысле, что для 30% ее воспитанников русский язык - не родной. Это как раз для района почти норма. Специалисты связывают это с тем, что Пушкинский район привлекает мигрантов своим относительно дешевым жильем. В условия низкой рождаемости в семьях старожилов и большого количества многодетных семей мигрантов в районе появился принципиально новый тип образовательного учреждения - многонациональная школа. В школе N462 учителя пытаются обеспечить доступное среднее образование детям, для которых русский язык не является родным.

Братских народов союз вековой

"С 1995 года у нас в школе отрабатывалась модель "Школа для всех", которая строилась на индивидуальном подходе к обучению ребенка, - рассказывает Алла Кузнецова. - А с 2001 года совместно с правозащитным обществом "Мемориал" мы работаем над созданием цыганской школы, привлекая цыганских детей к среднему образованию. С этого года школа стала лабораторией по интеграции детей в культурно-языковое пространство России в условиях полиэтничной школы".

Сегодня в школе N462 учатся русские, армяне, азербайджанцы, грузины, узбеки, цыгане, эстонцы. Помимо прочего, в школе функционирует цыганский ансамбль. Остается только удивляться, как дети уживаются друг с другом в одном здании. Школе помогают 10-летний опыт преподавательского состава и штатный детский психолог.

"Коррекционные" дети

Проблемы, с которыми сталкиваются ученики подобных школ, знакомы во многих странах Европы. В Германии и Франции многонациональные школы существуют не один десяток лет. Дети нуждаются в помощи логопеда, психолога, многие на исторической родине проживали в сельской местности, а потому тяжело переносят городские условия. "Некоторые дети ранее учились в школах с другой бальной системой, где оценка могла быть, например, "135". Им непривычно получать "пятерку" за отличный ответ. Но главная проблема в том, что в школе они учат русский, а в семьях продолжают разговаривать на родном языке. После летних каникул русский вообще приходится учить заново", - говорит Алла Кузнецова.

Другая сторона вопроса - кадры, которые, как известно, решают все. В Петербурге крайне мало подготовленных учителей, способных преподавать русский язык как неродной. Подготовкой по этой специальности занялись в РПГУ им. Герцена на кафедре межкультурных коммуникаций, но там первый выпуск грядет не ранее следующего года.

Пока что учителя, которые находят в себе силы разрабатывать специальные методики и преподавать в классах с детьми мигрантов, в буквальном смысле жертвуют своей карьерой. Дело в пресловутой аттестации преподавателей. Чтобы получить высшую категорию, учителю нужно иметь класс, состоящий из отличников, победителей олимпиад и обладателей почетных грамот. "О каких олимпиадах и грамотах может идти речь в наших классах, где дети с трудом усваивают русскоязычные уроки?" - спрашивают чиновников учителя 462-й школы в Пушкине и Осельковской школы с цыганскими классами. С другой стороны, вряд ли можно утверждать, что обучение и воспитание апатичных и забитых жизнью детей мигрантов требует меньше учительского таланта, чем пестование активных и благовоспитанных учеников гимназий.

Упрекнуть государственные органы в игнорировании ситуации нельзя. Каждый регион эту проблему видит и решает по-своему. И если в Пушкине детей мигрантов пытаются адаптировать к российской образовательной действительности в рамках обычной школы, то в Осельках (Всеволожский район Ленобласти), по информации координатора правозащитной организации "Мемориал" Ольги Абраменко, готовятся пойти иным путем. Тамошние начальники спят и видят образовать специальные коррекционные цыганские классы. "Коррекционные классы - это клеймо для человека на всю жизнь, - считает правозащитница. - Нельзя делать детей мигрантов и их учителей детьми второго сорта, они не виноваты в том, что не знают русского языка. Нужно издавать специальные учебники и создавать нормальные условия для преподавателей в многонациональных классах". По словам Ольги Абраменко, в Осельковской школе цыганские дети учатся в отдельном здании, больше похожем на сарай. В итоге между цыганами и "обычными" детьми выстраивается стена отчуждения.

Английский язык до армянского доведет

Между тем в школе N462 успешно обучают русскому языку тех, кто еще вчера не мог разобрать и трех букв русского алфавита. Но самыми сложными для детей мигрантов стали уроки английского. Родители-армяне одного из учеников поделились методикой выполнения домашнего задания: "Сначала ребенок переводит упражнение с английского на армянский, а потом с армянского - на русский". "Система обучения английскому языку должна быть скорректирована", - соглашается Алла Кузнецова.

В любом классе есть неуспевающие дети. Для обычной школы их существование никогда не было проблемой. Все мы помним закоренелых двоечников, долгие годы спокойно просидевших за последними партами и вышедших из школы с натянутыми троечными аттестатами. В национальной школе закоренелый двоечник это тот, кто не может выучить русский язык, а значит, в принципе не способен стать гражданином своей новой страны. "Если ребенок испытывает трудности в овладении русским языком, у него тут же появляется целый груз комплексов, переживаний. Это приводит к тяжелому кризису, самым страшным последствием которого является суицид", - говорит детский психолог школы N462 Илья Бердышев. С неуспевающими детьми психолог работает индивидуально, в основу обучения закладывая понятие "успешность".

"Успешные" дети из 462-й школы в свободное от занятий время ездят на экскурсии - в Псков, Новгород, по Золотому кольцу России, не забывают и питерские музеи, впитывая богатейшую культуру края, ставшего для них второй родиной. Их учителя недавно собрались на научно-практический семинар "Образование в полиэтнической школе: проблемы и перспективы развития" и предложили организовать специальные курсы русского языка для детей мигрантов 6-7 лет, посоветовали изыскать в городском бюджете дополнительные средства для поддержки учителей, работающих в школах с многонациональным контингентом. Возможно, это действительно лучше, чем создавать коррекционные классы и школы для детей с задержкой языкового развития. Для того чтобы завтра на наших улицах не появилось целое коррекционное поколение.

http://www.rosbalt.ru/2005/10/20/230944.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Мостоцкий
Все статьи Филипп Мостоцкий
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17