itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Минин и Пожарский как предтеча гражданского общества

Историки считают, что задача поиска национальной идеи была решена в России еще несколько веков назад

Новости Москвы 
0
449
Время на чтение 4 минуты
В канун первого празднования Дня единения России 4 ноября, связанного с окончанием польской интервенции и Смутного времени начала XVII века, в среду в Москве прошла научная конференция, организованная Институтом истории РАН и посвященная этапам формирования гражданского общества в нашей стране. Основной мыслью собравшихся ученых было то, что неправильно сейчас говорить о формировании в современной России гражданского общества, так как оно уже давно есть и функционирует в нашей стране, а одним из первых и наиболее ярких проявлений гражданской активности было как раз ополчение под руководством Минина и Пожарского, созданное в начале XVII века.

По мнению ученых, нельзя говорить, что сейчас мы только строим гражданское общество в современной России. Вопрос должен ставиться иначе - каково оно, насколько и как его модернизировать и как оно развивается. Если же мы констатируем, что гражданского общества в нашей стране нет, то тем самым также косвенно отрицаем и состоятельность российского государства и российского общества как таковых.

Такое положение вещей крайне негативно сказывается не только на международном имидже России, но и на ее гражданах, ведь в этом случае они не имеют права на соблюдение их свобод, прав, суверенитета и т.д. Также ученые отмечали, что дилемма, о которой последнее время много говорят - "как выстроить национальную идею и национальное самосознание в многонациональном государстве" - уже несколько веков назад была решена самим гражданским обществом и многонациональным народом нашей страны. Так, всего через пятьдесят лет после вхождения Казанского ханства в состав России его жители выступили на стороне ополчения Минина и Пожарского.

Ученые отмечали, что в начале XVII века на стороне Минина и Пожарского выступали практически все слои общества, причем наиболее активными их сторонниками были представители тогдашнего "среднего класса" - те, кто был связан с торговлей, посадские люди и т.д. Одновременно со Смутой в России происходили и довольно-таки прогрессивные для того времени государственный процессы; в частности, именно тогда имел место первый опыт ограничения монаршей власти. Особо было отмечено, что до воцарения династии Романовых полтора года огромной территорией российского государства руководил коллегиальный орган - Совет всея земли.

Отдельно отмечен был тот факт, что после окончания Смутного времени перед Россией встала сложная дилемма, которая и впоследствии не раз появлялась в отечественной истории. С одной стороны, во время смуты народ и российское гражданское общество осуществили прорыв к самоуправлению, с другой стороны, стране требовалась скорейшая централизация, которую в условиях огромной территории уместнее всего проводить при авторитарном режиме. Хотя на первый взгляд может показаться, что после восстановления монархии и воцарения Романовых Россия упразднила ряд "демократических" нововведений Смутного времени, в реальности между различными слоями общества, между властью и населением был найден консенсус.

В частности, после Смуты практически отсутствовали репрессии (исключения составляли те, кто был связан с поляками), остальные же участники конфликта, выступавшие на стороне Лжедмитрия, первого и второго ополчений и т.п., остались в рамках общества и государства. Представители этих противоборствующих сторон по завершению Смуты вместе трудились в приказной системе и других органах государственного аппарата. Также значительные льготы получили ремесленники, купцы, городское население, так как были отменены чрезвычайные налоги и был введен льготный налог, позволявший им сначала "встать на ноги". Такая налоговая политика согласования интересов обеспечила быстрый рост и восстановление городов. Можно сказать, что тогда российские власти применили старый принцип, который не всегда переводится на русский язык однозначно: "Разделяй и властвуй" - другой перевод этой фразы звучит как: "Различай интересы и властвуй с учетом этих интересов".

Что касается того, какой путь для России после каждой точки бифуркации - более либеральный или более авторитарный - был бы правильнее, то это давний спор представителей исторической науки, от чьих политических взглядов во многом зависит и их оценка тех или иных исторических событий. Так, если мы откроем Натана Эйдельмана, то увидим, что российское общество с самого своего рождения стремилось и на том или другом этапе своего развития реализовывало "либеральные" модели, начиная от Новгородского и Псковского вече. Упразднение же этих институтов, по мнению историка, было антипрогрессивным и пагубным для развития страны и демократии. С другой стороны, у известного монархиста и экс-революционера Льва Тихомирова все с точностью до наоборот: как раз революционные потрясения и восстания не давали нормально развиваться низовой демократии, и она не могла, таким образом, принять более прогрессивные формы.

Много было сказано и о том, что гражданское общество существовало как до Смутного времени, так и после него. Из части выступлений можно было сделать вывод, что если бы не было гражданского общества, то страна не сталкивалась бы с необходимостью многих государственных реформ. Причем это относится как к царскому и советскому периодам, так и к современности. Тем не менее, было отмечено, что наиболее яркие проявления гражданской активности в истории России приходились на время войн и тяжких испытаний для страны в целом, а вот в более благоприятных условиях эта гражданская активность несколько снижалась.

Помимо оценок исторического периода начала XVII века и роли гражданского общества того времени, была высказана гипотеза относительно того, что конституционное развитие России имеет определенную цикличность. Каждый из циклов похож на предыдущий как структурно, так и функционально. И если в начале XVII века в России произошла первая "конституционная революция", то сейчас мы имеем дело с третьей в ее заключительной стадии. Еще одна "конституционная революция" была в России в начале ХХ века - с 1905 по 1918 гг.

http://www.strana.ru/stories/04/09/27/3552/262723.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Чегляева
Иерархи предлагают творить добро
Религиозные лидеры страны считают, что 4 ноября должно стать главным российским праздником
03.11.2005
Новый старый праздник
День народного единства возвращается в Россию вопреки стараниям большевиков
01.11.2005
Более двух третей россиян будут отмечать День Победы как семейный праздник
Большинство граждан РФ считают, что СССР выиграл бы войну и без помощи союзников, но ценой больших потерь и затрат
06.05.2005
Вера в миру и храме
Обретать утраченные духовные ценности тяжело не только обществу, но и Церкви
13.04.2005
Все статьи Мария Чегляева
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии