Вклад верующих ученых в сокровищницу науки огромен

Когда я поступал в Российский Православный Университет, еще на собеседовании декан факультета - Э. В. Афанасьев - сказал мне: "У нас работают очень интересные люди. Например, катехизис у вас будет преподавать отец Александр. Он физик, работает в "Курчатовском"...

Подобное заявление декана вызвало у меня удивление. Священник, человек, служащий в Церкви... физик. Как это может укладываться? Неужели наука и религия могут так тесно уживаться в человеке? Чтобы разрешить этот вопрос я взял у отца Александра интервью, в котором он объяснил эту "аномалию".

Кирилл Емельянов: Как давно вы занимаетесь деятельностью, связанной с физикой, и что конкретно представляет ваша работа?

Отец Александр: Я работаю в Российском научном Центре "Курчатовский институт" с 1972 года, занимаюсь разработкой программ, предназначенных для расчетов ядерных реакторов.

К.Е. Когда вы пришли в церковь, что вас привело к этому, каков ваш духовный сан и когда вы были рукоположены?

Отец Александр: Мой отец вырос в семье верующей, его мама была очень верующая женщина, он сын вымоленный. У моих дедушки и бабушки долго не было детей. Бабушка ездила в Свято - Троицкую Сергиеву Лавру, молилась Преподобному Сергию и по ее молитве и вере у нее родился сын, которого она в честь Преподобного назвала Сергием. Это мой отец. У него еще был брат Борис, который прошел всю войну и в результате тяжких ранений скончался вскоре после нее.

Папа был человек широкообразованный. Христианином он себя не считал, но к вере относился доброжелательно и кое-что даже нам рассказывал. Мама моя крестилась в конце тридцатых годов, когда ей было 27 лет. У нее была подруга, которая мне рассказала, уже после смерти мамы, что однажды мама пришла и как-то особенно с ней попрощалась. Она прощалась, может быть, навсегда, т.к. тогда крещение взрослого каралось как уголовное преступление. Крещение совершалось в тайне, даже близким старались лишнего не говорить. Мама была верующей христианкой. Конечно, это сказалось на всех нас, у меня есть брат и сестра. И еще очень важны были друзья наших родителей. Особенно друзья мамы, среди которых были очень глубокие церковные люди, можно сказать, подвижники. Но пришел я к церкви, уже сознательно, когда мне было лет двадцать.

К.Е. Пришли к церкви в каком смысле? Когда занялись воцерковлением?


Отец Александр: Да-да. Именно в этом смысле. У меня достаточно длительное время этот процесс занял, но это у каждого индивидуально.

Сейчас я являюсь священником Русской Православной Церкви, был рукоположен в день памяти Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, 9 октября 1995 года.

К.Е. Как вы сочетаете работу в Курчатовском институте и службу в церкви?

Отец Александр: Пока это удается делать потому, что есть заделы, это позволяет выполнять намеченную работу вовремя и одновременно служить в нашем Храме.

К.Е. Есть ли здесь какие-нибудь противоречия?

Отец Александр: Противоречия существуют, потому что служение Церкви требует полной отдачи. Однако приходится еще продолжать работать, причина в основном лежит в сфере финансовой: нужно кормить семью.

К.Е. То есть вам приходится оставаться в институте?

Отец Александр: В общем-то, да, хотя, конечно, я люблю свою работу.

К.Е. Вы считаете, что интеллектуальная работа идет синхронно с духовной?

Отец Александр: Мне кажется, что, да, хотя есть мнение, что эти сферы человеческой жизни не влияют друг на друга. По крайней мере можно констатировать, что вклад верующих ученых в сокровищницу науки просто огромен. Если изъять их достижения, то останется не так уж много. Можно привести имена многих великих ученых, чей вклад в науку трудно переоценить: Коперник, Паскаль и Мендель были монахами; Ньютон, произнося Имя Божее, снимал шляпу; творцы квантовой физики Шредингер и Борн были верующими людьми. К ним можно добавить и наших соотечественников: Ломоносова, Менделеева, Павлова, Туполева... Этот перечень можно продолжать и продолжать.

К.Е. Религия и наука - это симбиоз, или две независимые друг от друга сферы?

Отец Александр: Несомненно связанные, зависимые. "Религия" означает воссоединение. Воссоединение человека с Богом. Познание Бога - Творца неба и земли - возможно двумя путями. Один - через откровение т.е. через Священное Писание, через праведников или через чудеса, которые происходят и сейчас. Например, поистине великое чудо - то, что наши современники, выросшие под влиянием атеистической пропаганды, часто в неверующей среде, причем, как правило, люди образованные, приходят в Церковь, обретают веру в Бога.

Второй путь - через познание природы. Например, великий Луи Пастер, говорил, про себя, что я знаю много и поэтому верую как простой бретонский крестьянин, если бы я знал больше, я бы веровал как простая бретонская крестьянка. Знание, если это серьезное знание, способствует непосредственной чистой вере, незатуманенной излишней рефлексией. Вера отнюдь не отвергает работу интеллекта.

Одна из заповедей гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем помышлением твоим и всей крепостью твоей". На языке Священного писания "познать" и "возлюбить" - близкие понятия, почти синонимы. Можно немножко перефразировать: "Познай Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем помышлением твоим, всей крепостью твоей". То есть всем своим составом. Как эмоциональной частью души, крепостью волевой и физиеской, так и интеллектуальной. В этом перечне разум, интеллект стоит на третьем месте. Важно, чтобы соблюдалась иерархия ценностей. Если разум займет первое место, то тогда равновесие нарушится. Об этом говорит апостол Павел: "Разум надмевает, а любовь назидает", то есть учит, а следовательно сообщает настоящее знание.

К.Е. Существуют ученые, преклоняющиеся перед теорией Чарльза Дарвина. Но в то же время это верующие люди. Чем, по-вашему, это можно объяснить?

Отец Александр: Я не специалист в этой области и не смогу квалифицированно ответить на этот вопрос. Хотелось бы заметить следующее: Ч.Дарвин создал теорию эволюции, которая описывает развитие животного мира. Несомненно, все в природе, и живой и неживой, развивается. Вселенная, казалось бы, этот незыблемый небесный свод, и то расширяется, звезды двигаются и разлетаются с огромными скоростями.

Господь создал все мироздание: и природу и человека в динамике, статики нет никакой, все изменяется по удивительным, установленным Богом, законам. Как известно, новая теория, которая пытается объяснять природу, должна отвечать трем условиям: она должна подтверждать уже известные факты и не противоречить им; должна предсказывать новые, еще неизвестные факты и, третье, должна быть красивой. Это уже требование метафизическое, ведь красота - нерациональное понятие, требование это на самом деле духовно. Интересно, что это представление возникло сравнительно недавно, и принято современными учеными, среди которых далеко не все верующие люди. Само по себе требование некоей красоты свидетельствует о том, что данная теория несет в себе какую-то особую правду. В связи с термином "красота" вспоминается Ф.М.Достоевский, который говорил: "Красота спасет мир". Потому что все, что создал Бог - прекрасно. И только человеческие грехи нарушают эту гармонию и красоту.

C отцом Александром Ильяшенко беседовал Кирилл Емельянов

http://www.pravmir.ru/article_686.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Ильяшенко:
«Прошу меня с этим порталом не ассоциировать»
Протоиерей Александр Ильяшенко вышел из состава редакции «Правмира», деятельность которого носит явно не православный характер
11.07.2019
Мы сами себе роем могилу!
Если мы желаем спасти Россию от демографической катастрофы — надо разрешить ранние браки
10.01.2018
Мы приближаемся к демографической катастрофе
Предложенные Президентом меры явно недостаточны для того, чтобы добиться многолетнего и многократного эффекта
29.11.2017
Все статьи автора