Только преодолевая противоречия, мы можем сблизиться

Мое представление о церковной жизни в России не изменилось, но обогатилось, считает епископ Манхэттенский Гавриил

В последние годы отношения между Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП) и Русской Православной Церковью Зарубежом (РПЦЗ) интенсивно развиваются. Многие аналитики отмечают, что возможным итогом сближения Церквей может стать преодоление многолетнего раскола в русском православии. Знаком прогрессирующего диалога можно считать посещение России влиятельными иерархами РПЦЗ. С 28 сентября по 6 октября в России находился епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков). Он посетил ряд российских монастырей, принял участие в праздновании 625-й годовщины Куликовской битвы и встретился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Наш корреспондент встретился с епископом Гавриилом, чтобы побеседовать с ним о его впечатлениях от поездки.

- Ваше Преосвященство, в начале октября вы совершили паломничество по святым местам России, встречались с руководством Московского Патриархата, познакомились с жизнью российских монастырей и приходов. Изменилось ли ваше представление о церковной жизни в России?

- Оно не изменилось, но обогатилось. Я узнал и увидел за эти недолгие дни немало нового по сравнению с тем, чему был свидетелем 10 лет назад. Я был тронут, увидев, как идет возрождение наших русских святынь, духовных опор в истории Русской Церкви: Оптиной Пустыни, Валаама, Соловков. В Петербурге храм Спас-на-Крови понемногу становится действующим храмом, в котором совершаются богослужения. Мое общение со священнослужителями было открытым, искренним и полезным.

- Считаете ли вы, что время соединения РПЦЗ и РПЦ МП уже действительно пришло?

- Речь идет не о соединении, если понимать его как слияние или даже взаимодействие на административном уровне. Сегодня мы думаем, пришло ли время для молитвенного общения, обсуждаем возможности общения евхаристического, т.е. дозволения нашим клирикам и пасомым причащаться в храмах друг друга. Мы стараемся преодолеть наши церковные расхождения. Для этого нам вместе необходимо обсудить наши взгляды, касающиеся злободневных церковных вопросов.

Поэтому давайте условимся именовать то, что сейчас происходит между Церквами, постепенным сближением. Это, на мой взгляд, самое подходящее определение. Такое сближение правомыслящий, православный человек может только приветствовать. Но плоды сближения мы увидим лишь тогда, когда сможем преодолеть то, что нас сегодня разделяет, дабы мы смогли с чистым сердцем сказать во время совершения Божественной литургии: "Христос посреди нас".

Итак, сближение через преодоление разделений. Сказать-то легко, но как же это трудно... Именно о необходимости преодоления я говорил и с журналистами, но по какому-то странному совпадению это слово выпало изо всех печатных версий моих интервью. Сближение осталось, а преодоление исчезло. Люди часто слышат только то, что хотят услышать.

- Увы, зарубежную Русь и православных в России всегда будут разделять взгляды на исторические судьбы русского народа... Например, мы по-разному смотрим на деятельность генерала Власова в годы Отечественной войны 1941-1945 годов или на роль коммунистической власти в кадровой политике Московского Патриархата. Можно приводить другие примеры. Не являются ли эти взгляды основной причиной разделения Русской Церкви, а вовсе не декларируемые и малопонятные церковному народу "сергианство" и "экуменизм"?

- Если бы основной причиной наших несогласий были бы только историко-политические расхождения, то на ваш предыдущий вопрос можно было бы ответить кратким "да". Ведь земные история и политика не являются оправданием для церковных разделений. Церковное единство неизмеримо важнее и выше всякой и всяческой политики. Если бы какая-то из сторон в церковном диалоге сослалась на исторические и политические взгляды в качестве причины отказа от единства, ее можно было бы обвинить чуть ли не в ереси.

Вы правы в том смысле, что различная историко-культурная подоплека мешает нам понять друг друга. Но дело здесь гораздо серьезнее. Проблема не в том, например, что вы назвали ролью КПСС в кадровой политике РПЦ МП. Если мирская власть пытается "надавить" на Церковь, если она гонит ее, старается ее пленить - это, как ни странно, вам может показаться почти "нормально". Но мы, говоря о "сергианстве", обсуждаем не политику власти, а деяния церковные.

Не перешли ли митрополит Сергий и его последователи в своих стараниях найти какой-то общий язык с мирской, абсолютно враждебной Христу властью ту невидимую, но хорошо известную Церкви грань, за которой предметом компромисса становится уже само учение о Церкви Христовой?

Экуменизм - это не отговорка, а лжеучение о вере и Церкви. Мы пытаемся понять: не обернулось ли в некоторых случаях общение и сотрудничество с инославными Церквами и иноверными религиозными организациями в фактическое согласие с тем, что Божественных Откровений может быть несколько и каждое из них содержит свою долю истины? И так хорошо, и этак неплохо...

В одном из своих интервью, которые совсем недавно появились в российских СМИ, кстати, не во всех из них мои слова были переданы с достаточной аккуратностью, я высказался в том смысле, что РПЦ МП, отчасти неожиданно для меня, далеко продвинулась в своей оценке так называемой "Декларации" митрополита Сергия.

Но я должен заметить, что практически для всех моих собеседников в отечестве, а наши беседы были откровенными, признание какой-либо неправды в деяниях митрополита Сергия (Страгородского) сегодня недопустимо. Это же касается и участия РПЦ МП во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ). Они не видят в таком участии никакой опасности экуменического свойства. И мы обязаны это принять во внимание.

А с разными взглядами на роль генерала Власова в войне православные люди вполне могут молиться в одном храме и причащаться из одной Чаши. В Зарубежье так и происходит.

- А зачем РПЦЗ просить автономию у МП. Почему не иметь нормальных дружеских и молитвенных отношений. Посмотрите на греков. У них Вселенский, Александрийский, Иерусалимский Патриархаты, Элладская и Кипрская архиепископии. Пять независимых (автокефальных) Православных Церквей. Это не мешает им оставаться православными, где бы они ни жили.

- Автономия Русской Зарубежной Церкви, то есть ее теперешнее существование на независимых началах, основывается на известном Указе 362, который был издан Патриархом Тихоном еще осенью 1920 года. Независимое (самостоятельное) внутреннее, административно-структурное существование РПЦЗ при всех вариантах развития наших переговоров по сближению, собственно, не обсуждается.

Оно в обозримом будущем, например, до Всероссийского Поместного Собора, где в принципе могут быть приняты какие-то изменения в этой области, остается неизменным.

- Не кажется ли вам, что время соединения РПЦЗ с РПЦ МП придет тогда, когда архиереи РПЦЗ принесут на суд Всероссийского Поместного Собора свои дела, а не тогда, когда выпросят у МП для себя некую неприкосновенность. Ведь сейчас Патриарх и Синод запросто могут послать, например, Калужского архиерея куда-нибудь в Читу...

- По существу, нет и речи о том, что хотя бы отдаленно напоминало то, что вы назвали "выпросить неприкосновенность". Вас кто-то ввел в заблуждение... Впрочем, ваша неосведомленность - это отчасти и наша, церковная, вина. Может быть, мы слишком скупо, слишком мало рассказываем о сути ведущихся нами бесед.

Так что не следует тревожиться: наши зарубежные архиереи по назначению Соборов РПЦЗ продолжат занимать наши зарубежные кафедры. Об этом прямо говорится и в предварительном проекте Акта о каноническом общении, который обсуждался в комиссиях.

А вот практика переводов архиереев с одной кафедры на другую была постоянной и повсеместной в Российской империи. Это иногда вступало в противоречие с церковными канонами. Кстати, на суждение Всероссийского Поместного Собора, который, по воле Божией, соберется, когда придет время, свои деяния принесут все части некогда единой Российской Церкви, а не только РПЦЗ.

Из досье "НГР"


Епископ Манхэттенский Гавриил (в миру Георгий Чемодаков) родился в Сиднее (Австралия) в семье эмигрантов "первой волны" в 1961 г. В 1984 г. окончил Свято-Троицкую православную семинарию в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США). До пострижения в монашество преподавал в этой семинарии, затем работал в канцелярии Архиерейского Синода.

С 1996 года - епископ Манхэттенский, постоянный член и секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ. Управляет приходами Восточно-Американской (США) и Восточно-Канадской епархий Русской Церкви Зарубежом.

Петр Селиванов

http://religion.ng.ru/facts/2005-10-19/1_protivorechia.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Гавриил (Чемодаков):
Только преодолевая противоречия, мы можем сблизиться
Мое представление о церковной жизни в России не изменилось, но обогатилось, считает епископ Манхэттенский Гавриил
19.10.2005
Епископ Гавриил: Чаяния скорейшего объединения преждевременны
Своими взглядами на процесс сближения РПЦ и РПЦЗ в эксклюзивном интервью Русской линии поделился секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Манхеттенский Гавриил (Чемодаков)
15.07.2005
Все статьи автора
"Воссоединение РПЦ и РПЦЗ"
«Священный Синод принял историческое решение»
В состав Русской Православной Церкви вошла Архиепископия приходов русской традиции с центром в Париже
07.10.2019
Митрополит Викентий: «Мы исполнены сегодня великой радости»
Архипастыри, духовенство и прихожане Среднеазиатского митрополичьего округа торжественно встретили прибывшую из Нью-Йорка Курско-Коренную икону Божией Матери
10.09.2019
Архиепископ Антоний Волынский
Уникальная важность святительства в Русской Православной Церкви
01.09.2019
Состоялось заседание Архиерейского Синода РПЦЗ
В связи с наступающим 100-летним юбилеем Зарубежной Церкви решено созвать Архиерейский Собор, также обсуждались вопросы пополнения епископата, административно-хозяйственные и финансовые вопросы
03.07.2019
Все статьи темы