Подаете ли вы милостыню?

0
106
Время на чтение 5 минут
Римма БАСМАНОВА,
преподаватель Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств:

Мне нравится ответ одного священника, который всегда подавал и говорил, что если нечего подать, то подай чистый носовой платок. Его мера мне и не снилась, поэтому я подаю милостыню в двух случаях: когда имею возможность и когда не имею возможности (с корыстью, по лукавству), и думаю, что эти деньги мне вернутся. Вряд ли последнее хорошо, но я четко знаю, что мне это вернется, как в духовном, так и в прагматическом смысле.

Еще я очень люблю преподобного Амвросия Оптинского, который подавал милостыню "не взирая на лица, на мотивы просящего". Он считал, что без нас Бог разберется. Вот просят, например, странники - их образ жизни нам неведом.

Милостыню тяжелее принимать, чем давать. Чтобы принять милостыню, нужно победить гордость.


Оксана ДАНИЛЮК,
студентка ВГИКа им. С.А. Герасимова.

Честно говоря, я не питаю иллюзий, что мелочь из моего студенческого кармана может кого-то спасти. И все же иногда высыпаю ее в чью-то протянутую руку. Если человек просит, значит ему нужнее...

У Экзюпери в "Цитадели" герой говорил, что не жалеет нищих и калек. Помню, меня ужаснули эти слова. Но ведь действительно, это очень страшная вещь - когда человек начинает использовать свою бедность, свои язвы и костыли для легкого заработка. Он предает самого себя, перестает быть божественным творением.
Несколько раз видела: машина привозила к метро чистеньких трогательных старушек, а дородная женщина расставляла их по местам. Подхожу к одной из бабушек, спрашиваю - кто вы, в чем ваша беда? И тут же появляется "сторож". Прямо-таки оттаскивает в сторону, угрожает, видя, что с человеком заговорили. Да, шипит, мы работаем, а ты иди подобру-поздорову. И я иду, и минут десять не верю людям. Но потом все равно подаю милостыню... Вряд ли можно помочь бедности, но наверняка - конкретному человеку. Вот этому, рядом. Дать ему шанс, возможность не упасть.

Все прошлое лето в глухой рязанской деревне мои знакомые покупали у старушки-соседки яблоки. Брали целыми коробками от телевизора. Эта женщина одна воспитывает троих внуков, сама все сеет, копает, доит. Удивляется, когда ей сочувствуют, и не любит показного сострадания. Мои знакомые, имея свой огромный сад, отвозили ее яблоки в город и раздавали прохожим. Наверное, это была самая прекрасная помощь, потому что почти никто не знал о ней. Кроме моих знакомых и яблок.


Владимир КОРНЕВ,
директор ЗАО "Ондулин", писатель

Я хотел бы придерживаться правила, которое сформулировал кто-то из мудрых: "Истинно милостив не тот, кто произвольно отдает излишнее, а кто охотно уступает необходимое". Но этой установке совсем нелегко следовать, она требует от тебя постоянного духовного роста. Искренне стремлюсь к этому. Часто подавая милостыню, я ориентируюсь на свою интуицию и поступаю, если уместно такое сравнение, по Станиславскому: "верю - не верю". Если вижу, чувствую, что передо мной действительно нуждающийся, страждущий человек, никогда мимо не пройду. Всегда подаю, когда просят "ради Христа" - здесь и задумываться кощунственно. Строго говоря, милостыню полагается просить на паперти, возле храма, и поэтому, когда тебя останавливает какой-нибудь опустившийся тип в метро, а иногда и вовсе возле ларька со спиртным, это как минимум озадачивает, если не сказать раздражает. А бывает, тут же вспомнишь народную мудрость: "От тюрьмы да от сумы не зарекайся", станет жалко, и все-таки откликнешься на просьбу.

На все - воля Божия, и нам далеко не всегда дано понять, почему она проявляется именно так, а не иначе. В конце концов, нужно помнить, как велел подавать сам Христос: чтобы твоя "правая рука не ведала, что делает левая", то есть, творить добро не раздумывая и, не дай Бог, с каким-то расчетом, иначе милостыня, по сути, перестает быть свободным изъявлением милосердия. А если "не оскудеет рука дающего", то и сердце не очерствеет, и мир не потеряет надежды на Спасение, явленное ему две тысячи лет назад.


Священник Георгий ОРЕХАНОВ,
зам. декана богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Каждый человек решает эту проблему по-своему. Одни принципиально не подают на улицах или в метро. Другие не дают деньги, но покупают для нищих еду. Третьи подают всем. Как быть? Когда я решаю эту нравственную проблему, то вспоминаю слова Христа: "Будьте мудры как змеи и просты как голуби" (Мф. 10:16). Голубь - это символ благих и чистых намерений. Но этого мало. Любые добрые дела, в том числе и дела милосердия, должны сочетаться с мудростью, с рассуждением. Такое сочетание дается нелегко, оно напрямую связано с духовной жизнью человека. Поэтому всегда есть опасность ошибиться. Лично я, если не уверен, действительно ли передо мной человек нуждающийся, или это профессионал-попрошайка, предпочитаю ошибиться в сторону подаяния.

В Евангелии есть такие слова Христа: "Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут ". То есть Господь обещает Свою милость тем, кто сам милосерден. Один из величайших святых - Иоанн Златоуст - высказал такую, на первый взгляд, странную мысль, что только лишь одна милостыня, без всяких других христианских подвигов, способна возвести человека в Царство Божие. Неужели, раздавая, например, сто рублей в день, можно в итоге оказаться рядом с Богом? Можно, если делать это ради Бога. Для Господа самое главное в любом поступке человека - мотивация. Можно раздавать тысячу рублей ежедневно, но при этом гордиться и думать: "Какой же я хороший и милосердный". Это не милостыня. Настоящее милосердие, настоящая милостыня ради Бога - неважно, рубль это или миллион долларов - не связана никакими мотивами, кроме искренней любви к тому человеку, которому требуется помощь.

В Евангелии есть притча о Страшном Суде - аллегорическое описание окончательного суда над всеми людьми во время второго пришествия Христа. Но аллегория там только в том, как это будет происходить, но не в том, за что, за какие дела человек окажется или не окажется рядом с Богом. В этой притче, как, впрочем, и во всем Евангелии, Христос говорит, что на этом Суде Он будет относиться к человеку так, как сам человек относился к Нему. Но, на первый взгляд, слова Спасителя звучат тут очень странно. Он говорит, что люди достойны Царствия Божия, потому что "алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:35-36). То же самое, только с частицей "не", Христос говорит потом людям, которые никогда уже не окажутся рядом с Ним...

Можно, конечно, искренне, без всякой гордости за себя помогать другим людям, но при этом быть атеистом. В этом случае милостыня будет одним из видов благотворительности, она естественно будет иметь смысл, но смысл земной. Христианство поддерживает и такую благотворительность, но в словах притчи о Страшном Суде можно увидеть разграничительную линию. Не всякая милостыня, подаваемая с искренними намерениями, ведет в Царствие Божие, а только та, которая является реализацией любви человека к Богу.


Алексей РЫБНИКОВ
Композитор, народный артист, лауреат Государственной премии России

Я всегда подаю милостыню. Никогда не выбираю, кому подать, а кому нет. Просто я считаю, что надо проявлять милосердие, сострадание к тому, кто в этом нуждается. Надо помогать всем страждущим, особенно если обращаются за помощью к тебе. Говорят, что люди, которые просят милостыню, так зарабатывают, и неплохо зарабатывают, что это такой бизнес. Может быть. Но мне это неважно - важно помочь человеку в трудном положении. А ему действительно трудно. Хотя бы потому, что он оказался на улице.


Сергей ЦЫГАНКОВ,
первый заместитель директора КФ ООО "МАСТ", г. Киев.

В Библии говорится: "Просящему - дай". Я стараюсь по мере сил исполнять эту заповедь дословно. Профессиональные нищие, цыгане, мошенники - я не пытаюсь разбираться, кто достоин милостыни, а кто нет. Даже когда вижу, что человек обманывает, что вовсе он не бедствует, а зарабатывает таким промыслом деньги, все равно подаю. Но делаю это с сожалением, ведь, согласитесь, больно сознавать, что человек берет грех на душу.
Наши монахи из Свято-Успенской Почаевской Лавры рассказывали, что вечером, каждый день после службы, они собирают на паперти целые корзины мелочи. Мнимые нищие просто бросают копейки в траву, для них это уже не деньги. Бедность становится бизнесом - еще одна печальная черта нашего времени. Но все же нельзя забывать, что просящие подаяния живут в такой среде, где человеческое горе становится предметом купли-продажи, и часто в том нет их вины. Имеем ли мы право судить? Ведь сказано: кто без греха, пусть первый бросит камень...

Мне перед Богом отвечать на Страшном суде, и если я хоть чем-то могу помочь человеку, то помогаю. Надо жить простыми истинами, пусть даже простота эта нелегко дается.

Материал опубликован в 5(28)-м номере "Фомы" 2005 г.

http://fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=23&article=1257
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07