itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Покров

14 октября - праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

0
404
Время на чтение 4 минуты
По пути из Москвы во Владимир путников встречает город Покров, основанный на месте Антониевой Пустыни и названный так по главному храму бывшего здесь Покровского мужского монастыря. Впервые эта пустынь упоминается в писцовых книгах Переславского уезда 1628 года, где записано, что "монастырь Покровский Онтониевой пустыни на речке на Шитке, а в нЈм церковь Покрову Пречистые Богородицы,... а в церкви деисус и двери царские и образы местные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение приходских людей, да под монастырЈм же слободка, а в ней на церковной земле поп Евсевей, во дворе дьячок Меньшичко Прокофьев с детьми Ивашком да с Сенькою, во дворе пономарь Ивашко Иванов".

В 1672 году деревянная церковь сгорела, и был построен каменный храм Покрова Божией Матери. Тогда же, в конце XVII века, монастырь был упразднЈн, монастырский храм стал приходским, а монастырская слобода преобразована в патриаршее село Покровское, которое в 1780 году приобрело статус уездного города. На следующий год город Покров получил герб, на котором изображЈн Покров Пресвятой Богородицы.

В Сибирь, по "Владимирке" - центральной улице города, шли когда-то арестанты мимо храма Покрова и молили Пресвятую Деву о заступничестве, просили покрыть их честным омофором (платом, покровцем Божией Матери). И каторжане, и вольные переселенцы, укореняясь за Уральским хребтом, строили в первую очередь православные храмы и, конечно же, многие из них освящали в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь на р. Нерльв с. Боголюбово Владимирской обл.
Покровская церковь на р. Нерльв с. Боголюбово Владимирской обл.
Вера в особое покровительство Богородицы над Россией живЈт в нас с тех пор, как святой князь Андрей Боголюбский украсил Русскую землю храмом Покрова на Нерли и установил день и чин почитания образа Покрова Божией Матери. На шесть лет старше этого всемирно известного храма в нашей губернии только церковь святых Бориса и Глеба тоже на Нерли, построенная в 1152 году от Рождества Христова.

Не знаю, есть ли ещЈ где в православной ойкумене град или весь с чудным названием Омофорово, а вот на Владимирской земле такое село появилось в XVIII веке. Местный помещик Павел Иванович Дубровский создал здесь каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы в честь иконы, приобретЈнной им в Крыму. Эта икона почиталась чудотворной, риза на ней была серебряная, вызолоченная, убрус и ожерелье низаны жемчугом; на иконе был подвешен ковчежец с частицами святых мощей.

РазорЈнный в советское время храм села Омофорово и доныне в руинах. И в этом отличие в судьбе двух Покровских храмов - городского и сельского - характерно для страны: в городах жизнь кипит и даже пенится, находятся ктиторы, восстанавливается попранное, растЈт число прихожан, а село вымирает, - некому в деревне пахать, молиться, просто жить.

Те, кто санкционировал разрушение наших алтарей, ведали, что и очаги не устоят. Как происходило надругательство над святынями русскими, описал в своих произведениях писатель и наш земляк Владимир Алексеевич Солоухин. Он вырос в доме рядом с церковью Покрова Божией Матери села Алепино.

Эта каменная церковь построена в 1850 году усердием прихожан - предков писателя. Однако у неЈ богатая предыстория. Селу Олепино (так оно писалось в старину) более 600 лет. При разборе ветхой деревянной церкви села были обретены три антиминса и самый древний из них отдан в Покровскую церковь в период княжения Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. В начале XVI века село принадлежало московскому Новодевичьему монастырю. В царской жалованной грамоте этому монастырю 1662 года апреля 2 говорится: "В Володимерском уезде, в Полском стану село Микулинское с деревнями, а пожаловал их игуменьи и наместнице монастыря с сестрами тем селом и деревнями блаженная памяти Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси против их села Олепина с деревнями".

В начале XVIII века в книгах Патриаршего казЈнного приказа под 1712 годом село записано уже вотчиной "стольников Петра и Ивана Самойловых детей Салтыковых", которым Олепино принадлежало и в XIX веке.

Ныне село Алепино известно всему читающему миру благодаря таланту замечательного писателя, патриота и христианина Владимира Алексеевича Солоухин, который был родом из этого села. Писатель, используя свой авторитет и связи, не дал в своЈ время снести Алепинский храм и теперь над могилой его раздаЈтся церковный благовест, и, веруем, покров благодати пребывает с ним в блаженной вечности.

Не умирает в нас упование на то, что множество храмов Покрова Божией Матери низведут милость и помощь Божию на одичавший в неверии русский народ. И пусть несутся сегодня мимо Покровской церкви арестанты греха на крутых иномарках на "стрелки", "разборки", сходняки и саммиты. Возможно, завтра и они "тормознут", зайдут в церковь, поставят свечки... А там, глядишь, и очнутся, придут в себя и прилепятся к святыням.

Много лет я тоже пролетал на скорости мимо этого храма. ВсЈ недосуг было зайти, да и мнилось мне, что, побывав на Святой Земле, посетив знаменитые обители страны, тут я ничего особенного не обрящу.

Вдруг, накануне очередного праздника Покрова, у нас в доме, в Суздале, обильно замироточила икона, а волны благоухания буквально затопили комнату, где это происходило. "К чему бы это?" - настороженно рассуждали мы с домашними, памятуя о том, что "всякое даяние свыше благо есть" и в то же время - мироточение икон часто предшествует скорбям.

Так и произошло: гонения, скорби, напраслина обрушились на нас... и неожиданное перемещение по службе... с повышением - я стал работать в Покрове. Наконец-то зашЈл на Пасху в Покровский храм и... встретил он меня иконой священномученика Антипы Пергамского. Благочестивому читателю несомненно знакомо сладостное и священно-трепетное чувство радости от встречи с родным и любимым человеком. Охваченный этой неземной, непередаваемой радостью, я долго не мог отойти от благодатного образа этого величайшего борца с бесовщиной и победителя, ибо обрЈл в нЈм соратника.

А посему не торопитесь, проезжая мимо, братья и сЈстры. Зайдите в храм Покрова Пресвятой Богородицы, стоящий у самого большака. Мы все нуждаемся в лечении Духом Святым. И Господь, видя наперЈд наше бедственное нынешнее состояние души, построил нам здесь духовную лечебницу и утвердил в ней батюшек, наших небесных лекарей, а Богородица, словно крылья, распростЈрла над нами свой незримый омофор.

Впрочем, Покров ЕЈ приобретает иногда и зримые очертания. 14 октября 2003 года после литургии в Покровском женском монастыре города Суздаля и после праздничной трапезы я по пути домой увидел гигантскую, полную и сочную радугу. Проходя под ней, как под триумфальной аркой грядущей русской победы, я слышал отдалЈнный благодатный гром.

http://www.russdom.ru/2005/200510i/20051002.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Евсеенко
Все статьи Анатолий Евсеенко
Последние комментарии