"В минуты жизни трудные..."

Размышления и воспоминания у стен Успенского Патриаршего собора Кремля

Новости Москвы 
0
163
Время на чтение 5 минут
Мы учимся, вспоминая прошедшие дни и годы России. Учимся терпению у наших предков, учимся мудрости, находим силы переживать всЈ новые и новые испытания, посылаемые на наши головы.

Гляжу на лгущих политиков, на циничных и продажных деятелей экрана, журналов и газет, на открытую уже пропаганду разврата, насилия, пошлости и особенно на ползание на брюхе перед западным образом жизни, пресмыкание перед долларом и... совершенно спокоен. Как, каким образом? А вот таким: я стою у стен собора Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, у главного нашего Патриаршего собора и думаю: "О, сколько ты видела, наша святыня!" ВсЈ было в России, ещЈ и похуже, чем сейчас, так же врали правители народу, так же ползали на брюхе перед западным нашествием, так же ни во что не ставили народ, и что? И жива Россия, и умирать не собирается. Потому что в ней есть главное - вера Православная, есть наше священство, есть великие молитвенники и подвижники. Вера, вера спасла и спасает нас, ничего, кроме веры. А все политики - временщики, тем более при демократии. Уж кто только ни садился нам на шею: большевики, коммунисты, демократы... всЈ смоет рекой времени, а Россия как стояла, так и будет стоять на незыблемом основании веры Христовой.

И вновь хочется обратиться к временам противостояния Христа и велиара, света и тьмы, ко времени введения Патриаршества на Руси. Как теперь это актуально, в наши времена, времена нового нашествия западного образа жизни на нашу Святую Русь. И начать лучше всего с царя Феодора Иоанновича, молитвенника и заступника за Русскую землю.

Полтора месяца спустя после смерти Иоанна Грозного его сын Феодор был венчан на царство в Московском Успенском соборе, тогда ещЈ не носившем звания Патриаршего. Как раз царю Феодору Иоанновичу принадлежит честь введения Патриаршества в России. Наглядевшись на жестокости отцовского царствования, бывши свидетелем ужасной кончины царя, сгнившего заживо от не понятной врачам болезни, царь Феодор был великим молитвенником. Вот описание его дня: "Вставая обыкновенно в четыре часа утра, царь ожидал духовника в спальне, уставленной иконами, перед которыми день и ночь горели лампады. Духовник приходил с крестом, за ним несли икону Святого, чья память совершалась в тот день; царь клал земные поклоны, читал вслух молитвы, потом шЈл с царицею к заутрене. Возвратясь, он принимал близких ему лиц, охотнее всего лиц духовных, с которыми любил беседовать; шЈл к литургии; после обеда и отдыха к вечерне, и не ложился спать, не приняв благословения от духовника. Часто посещал он монастыри в Москве и окрестностях".

Ко времени царствования Феодора Иоанновича Русская Церковь была фактически независима, ставила своего митрополита Собором своих епископов, но продолжала числиться в юрисдикции, как сказали бы сегодня, Патриарха Константинопольского. Хотя Константинополь был уже покорЈн турками и над Святой Софией светился мусульманский полумесяц. К нам, в Москву, любили ездить представители всех Церквей. Никто не уезжал с пустыми руками. Могущественная Русь, крепкая верой, всЈ более становилась последним оплотом Православия.

Антиохийский Патриарх Иоаким ехал из Литвы домой и сделал изрядный крюк, чтобы посетить Москву. Принятый с подобающими сану почестями, он был встречен в Успенском соборе русским митрополитом Дионисием. ПричЈм именно Дионисий первым благословил Патриарха Иоакима. Случай неслыханный. Записанный в летописи. Этим поступком митрополит Московский показал силу и значение Русской Церкви. После литургии, в Столовой палате Кремля, на приЈме по случаю прибытия Патриарха Иоакима, царь Феодор Иоаннович в приветственной речи выразил общее пожелание собравшегося духовенства и бояр, чтобы в России было учреждено Патриаршество. То есть равенство нашей Церкви с другими древними Церквями. Вот центральное место этого исторического Слова:

"Ныне восточные Патриархи только имя святителей носят, власти же едва не всякой лишены; наша же страна, благодатию Божией, во многорасширение приходит, и потому я хочу, если Богу угодно и писания божественные не запрещают, устроить в Москве превысочайший престол патриаршеский".

Патриарх Иоаким обещал свою поддержку. Но решить вопрос могли только все восточные Патриархи.

Иоаким уехал. Прошло два года. За это время митрополита Дионисия сменил архиепископ Ростовский Иов, о котором хроники говорят, что он был "муж нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшенный". В Москву доносились известия, что восточные Патриархи совещались, что хотят послать к нам Патриарха Иерусалимского, но дело не двигалось. Наконец, в 1588 году прибыл Патриарх, но не Иерусалимский, а Константинопольский Иеремия. Везде по дороге он был встречаем с необыкновенным почЈтом и радушием. По Москве Патриарх ехал на осляти, народ стоял стеной и просил благословения. В Кремле Царь принял от Патриарха в дар частицы от святых мощей, щедро в ответ одарил и просил встретиться с московским первосвятителем.

Патриарх Иеремия рассказал об ужасном разорении турками Константинопольского Патриархата, о бедственности православных, о непосильных налогах и притеснениях. Царь предложил Иеремии остаться в России, быть у нас Патриархом, а резиденцию основать во Владимире. Иеремия благодарил, но высказал своЈ решение о возвращении к своей несчастной пастве. Уехавший с богатыми дарами, он созвал Собор, на котором с его благословения было положено ввести Патриаршество в России. Личность Патриарха доверялось определить Cобору русских епископов.

Стены Успенского собора приняли собравшихся архиереев. В приделе Похвалы Пресвятой Богородице произошло совещание, на котором были названы имена трЈх претендентов на патриарший престол. Присутствовавший на соборе Патриарх Иеремия лично представил Царю список избранных. Царь указал на Иова, митрополита Московского.

Через несколько дней, 26 января, колокола Кремля оповестили радостную Москву о посвящении Иова в сан Московского Патриарха.

Восточные Патриархи утвердили учреждение Патриаршества в России и постановили: поминать Патриарха Московского после Иерусалимского, то есть пятым в диптихе Восточных Церквей.

Послания с просьбами о помощи в Москву усилились. Бедствующие Восточные Церкви, теснимые Султанатом, держались в то время только русской помощью. Султаны постоянно увеличивали размер дани с Церквей, а особенно высокие ставки назначали при поставлении очередного Патриарха. Более того, султаны старались, и небезуспешно, чаще менять Патриархов, чтобы больше получать денег.

Введение Патриаршества сослужило добрую службу нашему Отечеству. Легче стало отбиваться от назойливых гостей из католических стран. Раньше они упрекали нас, что мы подчинены Церкви, которая сама подчинена султану. Патриарх стал благотворно влиять и на дела государственные. Хотя, надо сказать, наше священство, молясь за власти и страну Российскую и воинство, старалось не касаться сторон государственного управления. Но получалось, что вмешательство Церкви часто было и вынужденным, и очень необходимым.

Промыслительно начало патриаршества в России: надвигались смутные времена. К власти пришЈл зять Малюты Скуратова, брат царицы Ирины Борис Годунов. И хотя внешне продолжалось расширение российских пределов, присоединилась необъятная Сибирь, хотя учреждались епархии и монастыри, внутренне ощущалась тревога, вызванная событием страшным - смертью наследника престола царевича Димитрия. Убился царевич или убит, мы не знаем до сих пор, но с высоты исторического времени 1591 год видится годом переломным и трагическим.

Русский престол осиротел в 1598 году, когда при рыданиях народа, заглушавших погребальные молитвы, царь Феодор Иоаннович упокоился в московской земле.

(Продолжение следует)

http://www.russdom.ru/2005/200510i/20051003.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Крупин
Удел Божией Матери
1. Из книги «Афон. Стояние в молитве»
24.04.2024
Алексей Фатьянов
«Писатель о писателях»
18.04.2024
Александр Твардовский
«Писатель о писателях»
17.04.2024
На картошку!
Как на канале «Россия 1» оскорбили наше прошлое
13.04.2024
Космос - русский!
12 апреля 1961 года состоялся первый в мире орбитальный полёт вокруг Земли
11.04.2024
Все статьи Владимир Крупин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03