Христос посреди нас

Из цикла бесед о Евхаристии

Прот. Всеволод Шпиллер (1902-1984) - старец, духовник, богослов, проповедник, более 30 лет был настоятелем Николо-Кузнецкого храма в Москве, воспитав многих священников.

В наследии о. Всеволода особое место занимают проповеди-лекции, с необычайной силой и ясностью отвечающие на самые трудные вопросы современности. Мы предлагаем одну из них - Слово о Евхаристии. (Печатается в сокращении по изданию: О. Всеволод Шпиллер. Проповеди. Красноярск, 2002.)


Самое важное место среди всех богослужений, совершаемых в Церкви, занимает служба, которую мы называем Литургией. Литургия - слово греческое. Оно значит общее служение. Иногда им обозначалось служение ближним, благотворительность, иногда - служение при алтаре.

Богослужения имеют целью сблизить нас с Богом, приблизить к Нему в молитве. Но высшее проявление близости, присутствие Господа среди верующих, "обожение" человека и природы осуществляется в таинстве Евхаристии - в этом центре жизни Церкви.

Евхаристия была установлена Самим Господом Иисусом Христом во время устроенной Им Тайной вечери. Иисус Христос собрал Своих учеников в тот вечер, когда должен был быть и был предан на страдания, муки, распятие и смерть. Он собрал Своих учеников как глава, как старший, хотя по возрасту им не был. Он совершил вечерю точно по образцу, по которому было принято это в народе во времена ветхозаветной Церкви, но только с одной особенностью: когда Он преломил Хлеб, когда поднял Чашу, прочитав особые благодарственные молитвы Богу за все, Он сказал ученикам: "Вот это творите в Мое воспоминание. Хлеб - это Мое Тело, и это Вино - Моя кровь. Когда будете вспоминать Меня таким образом, то будете от Моего Тела есть и от Моей Крови пить. И тот, кто будет это делать, будет пребывать во Мне, и Я буду пребывать в нем всегда".

Во время Евхаристии мы вспоминаем все, что было со Христом: Его воплощение, всю Его жизнь, Голгофу, воскресение и вознесение. Но когда мы это все вспоминаем в символах на Божественной Литургии, тогда это совершается вновь! "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5, 17), и это делание не прекращается никогда. Тайна, таинство Святой Евхаристии в том-то и заключается, что тут не одни наши с вами воспоминания.

Литургия дает реальное, действительное с Богом общение, освящающее каждого ее участника, так как за каждой Литургией происходит, исполненное глубокой тайны, преложение принесенных в алтарь хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И причащаясь Самого Тела и Самой Крови Христовой, каждый верующий реально, действительно, а не только мысленно или в воображении соединяется в этот момент с Самим Богом. Во время Литургии присутствие Божие среди людей по данному Богом обетованию осуществляет самое полное освящение человека.

Тут происходит особенное действие Божие, которое вводит в этот мир Божественную силу, и к этой силе приобщается каждый из нас, эта сила входит в наши сердца и потом через нас и с нами действует во всем, что мы делаем. Та сила Божия придает тому, что вы делаете, каким бы это дело ни казалось ничтожно маленьким, огромный смысл, глубину, в этом духовное значение Православия. Через все то, что делает христианин в этом мире, участвующий в Евхаристии достойно, идет в мир сила Божия, мир преображающая, мир освящающая, переделывающая, несмотря на то, что мир этого не понимает. Мир об этом даже и не знает. Вот что такое Евхаристия! Вот почему с самых первых времен Евхаристия - жертва благодарения, преломление хлеба - является центральным фактом в жизни христиан.

Евхаристия есть высшее выражение единения христиан, жизни Единого тела, Единой Святой Церкви Христовой. Таинство - источник этого единения. Мы - одно Тело, Его Тело. Мы все - одно: и живые, и мертвые. "Нас всех, - читает священник в алтаре, - от единого Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу". Всех стоящих здесь, живых и умерших, Церковь земную и Церковь прославленную, "имеющу Одну Главу".

От скудости, от нищеты, от мрака моего бедного "я" я прихожу к Божественному Таинству и свету. "Вниде свет Твой и просвети тьму мою". Живя еще здесь, на земле, мы в эти моменты вступаем уже в Его благодатную жизнь, так как Он приходит к нам и "творит у нас обитель свою" (Ин, 14, 23).

Во время Евхаристии происходит самое главное, самое важное - Христос оказывается между нами. "Там, где двое или трое собрались во имя Мое (и именно так собрались, как собираются христиане во время Евхаристии), там Я - посреди них". Там Христос посреди нас со всей силой Своей состраждущей любви, способной каждому из нас дать решительно все, что нам нужно и для того, чтобы семя слова Божия, которое попадает в нашу душу, когда мы слышим благовестие - евангельскую весть, - не пропадало даром, но могло возрасти в каждом сердце.

Среди господства стихий мира сего Таинство Евхаристии - Божественная Литургия - есть предвосхищение иной жизни, иного Царства - "идеже - свет лица Божия". Евхаристия есть звено, соединяющее настоящее с грядущим, состояние нынешнее со славой грядущего Преображения.

В Евхаристии время исчезает, время входит в вечность. И мы принадлежим вечности и в ней участвуем. Потому что все то, что мы вспоминаем как бывшее: был выход на проповедь Иисуса Христа, была Тайная Вечеря - это все для нашего ума, - БЫЛО, а в Боге это - ЕСТЬ. Все, что было, то и есть. Умом понять это невозможно.

Смерть Иисуса Христа - это жертва. Тут и смерть, и воскресение, и вознесение. Это все было и есть. Для нас - еще будет, а для Господа - уже есть. А что будет? Наша собственная смерть, наше собственное воскресение, наше собственное вознесение. А оно уже... есть. Мы - в прошлом, настоящем и будущем во время Литургии. И это не представление, не фантазия, не мысли, так есть на самом деле. Вот что такое Таинство Евхаристии.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=15§ion=9999&article=312

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Всеволод Шпиллер:
Воистину Он был Сын Божий
Беседа первая. Год 1969
10.03.2006
Христос посреди нас
Из цикла бесед о Евхаристии
07.10.2005
Все статьи автора