Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чем был "греческий огонь"?

Евгений  Киселев, Независимое военное обозрение

07.10.2005


Оружие, ставшее прародителем современной артиллерии …

О "греческом огне" слышали все, кто интересовался военной историей. Но что именно он собой представлял, точно не знает никто - сведения о его состава крайне разнообразны, а подчас и противоречивы. Вот лишь несколько примеров.

Арабский манускрипт, 1193 год: "Греческий огонь" - это нефть, сера, смола и деготь".

Вицентиус, алхимик XIII века: "Чтобы получить "греческий огонь", нужно взять равное количество расплавленной серы, дегтя, часть опопонакса (растительный сок. - Е.К.) и голубиного помета; все это, хорошо высушенное, растворить в скипидаре или серной кислоте, после чего поместить в прочный закрытый стеклянный сосуд и подогревать в течение 15 дней в печи. После этого содержимое сосуда перегонять наподобие винного спирта и хранить в готовом виде".

Марк Грек, "Огненная книга", 1250 год: "1 часть канифоли, 1 часть серы, 6 частей селитры в тонко измельченном виде растворить в льняном или лавровом масле, затем положить в трубу или в деревянный ствол и зажечь. Заряд тотчас летит в любом направлении и все уничтожает огнем".

Легко заметить, сколь разнятся друг с другом приведенные выше рецепты, неудивительно поэтому, что споры о составе и применении "греческого огня" не утихают до сих пор.

Сама идея была не нова - еще в 424 году до нашей эры в битве при Делии (она произошла в ходе Пелопонесской войны между греческими городами-государствами, тогда войско Фив нанесло поражение афинской армии) использовалось нечто вроде тяжелого огнемета: из полого бревна под давлением выбрасывалась горящая жидкость, которая представляла собой смесь сырой нефти, серы и масла. Как при этом не загоралось само "орудие" или оно было одноразового действия - осталось неизвестным. А в 350 году до нашей эры Эней Тактик в своем трактате "Об искусстве полководца" отметил, в частности, следующее: "Для сжигания кораблей врага употребляется смесь зажженной смолы, серы, пакли, ладана и опилок смолистого дерева".

Тем не менее большинство исследователей относят появление "греческого огня" к VII веку и связывают его с неким Каллинникосом из Гелиополиса в Сирии. Например, византийский историк Феофан сообщает: "В год 673-й ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащенные "греческим огнем", и корабли - носители сифонов... Арабы были потрясены, они бежали в великом страхе". Упомянутые летописцем сифоны, как принято считать, изготовлялись из бронзы, а вот как именно они метали горючий состав - неясно.

Обычно дальнобойность "греческого огня" многие ученые определяют максимум в 25 м, подчеркивая при этом, сколь мала дистанция (правда, они не подкрепляют данную цифру ни собственными расчетами, ни ссылками на летописи или другие письменные документы того времени). Однако, с одной стороны, подобный показатель не столь уж и плох, если вспомнить, что примерно на таком расстоянии могли поразить противника ранцевые и большинство танковых огнеметов времен Второй мировой войны. С другой же стороны, 25 м - дальность, достаточная для борьбы с неподвижными фортификационными сооружениями, но ее явно не хватит для стрельбы по подвижному кораблю.

Кроме того, было много других причин, препятствовавших успешному применению "греческого огня" на море. Во-первых, поскольку технические возможности той эпохи не позволяли выбрасывать огнесмесь с начальной скоростью, возможной в 1930-1940-х годах, любой порыв встречного ветра мог существенно снизить дальность стрельбы, а то и вовсе обратить оружие против самих византийцев (как рассказывал историку военной техники Свирину бывший боец инженерно-штурмовой бригады Рощин "...по штату им полагалась специальная "огнеупорная маска", ведь если огнеметы работали не с вязкой специальной огнесмесью, а обычным легким раствором, да если воздух на исходе, а работать приходится при встречном ветре, огнеметы могли обдать самого "выпускающего" фонтаном горящих брызг"). Во-вторых, качка на море крайне отрицательно сказывалась на меткости стрельбы, причем этот недостаток ни за что не удалось бы компенсировать скорострельностью, так как и она, и боезапас у тяжелых метательных машин того времени (а именно к ним следует относить "сифоны" для метания "греческого огня") были невелики. Вдобавок качка имела еще одно негативное последствие - если один из номеров расчета "сифона" из-за нее ронял сосуд с огнесмесью, то весь корабль, мягко говоря, терял ценность как боевая единица. В-третьих, противники Восточной Римской империи могли сравнительно легко нейтрализовать "греческий огонь" в морском бою, держась метрах в 50 от византийских кораблей и поражая стрелами расчеты "сифонов". Есть и четвертое, общее, замечание - вне зависимости от состава смеси никто не упоминает о том, как она воспламенялась в момент выстрела.

Другие исследователи считают, что "греческим огнем" начинялись глиняные сосуды, которые потом применялись при помощи метательных машин или же выбрасывались из металлических труб при помощи пороха (своего рода прототип ампуломета периода Великой Отечественной войны или, если угодно, современных реактивных огнеметов). Третьи же в своих работах в качестве иллюстрации приводят рисунок ХХ века, но при этом не отдают себе отчета в том, что изображенный на нем способ не только существенно ухудшает остойчивость корабля, но требует подойти к врагу не на 25 м, а вплотную, так что в этом случае вероятность поджечь свое судно вместе с вражеским возрастает многократно.

Следовательно, помимо состава "греческого огня" тайной остается и способ его применения - их насчитывается как минимум три: "сифон", выливание с мачты и "ампуломет". Второй способ был наиболее опасным прежде всего для самих византийцев, кроме того, эту версию опровергает и византийский император Лев VI (866-912 годы), в "Тактике" которого указывается, что "приготовленный" ("греческий") огонь с громом и дымом, выстреливался из трубы, которую "...cледуя обыкновению, должно всегда иметь на носу корабля... для бросания этого огня в неприятеля".

Описанный способ изображен на одной из византийских миниатюр, но ни она, ни труд Льва VI не позволяют точно определить, какая из двух оставшихся версий верна - "сифон" или "ампуломет"?

Ответ, как ни странно, лежит далеко от Византии. В 1139 году Второй Латернский собор Католической Церкви запретил "греческий огонь" как бесчеловечное оружие. Поскольку к тому времени две основные ветви христианской религии уже 85 лет были в состоянии официального разрыва и запретить что-либо византийцам католические иерархи никак не могли, то из постановления собора следует, что к первой трети XII века "греческий огонь" широко распространился в Западной Европе (выяснение того, как это произошло, не входит в задачи автора, ибо если многотысячелетний опыт чему и учит, так только тому, что, несмотря на все старания, никому не удается сохранить секретность ни одного из образцов эффективного оружия - от арбалета до атомной бомбы).

Более того, в боях за Сарагосу в 1118 году было применено то, что принято считать первыми образцами артиллерии. Но поскольку никаких подробностей сего события не сохранилось, то можно предположить, что речь идет о "греческом огне" в одном из двух вариантов (тем более что в любом случае со стороны это выглядело как выбрасываемое из металлических труб пламя). При этом вариант "ампуломета" предпочтительнее, так как такое допущение все ставит на свои места - в начале XII века "греческий огонь" применялся многими по меньшей мере на Средиземном море, а когда Католическая Церковь запретила его, то высоко оценившие новое оружие военные просто поменяли боеприпасы, заменив сосуды с запрещенной огнесмесью на не подпадающие под запрет каменные и металлические ядра. С этого и началось развитие европейской артиллерии, а принятая тогда система без коренных изменений просуществовала до середины XIX века.

http://nvo.ng.ru/notes/2005-10-07/8_greekfire.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме