Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православие между прошлым и будущим

Митрополит Крутицкий и Коломенский  Ювеналий  (Поярков), НГ-Религии

05.10.2005


Митрополит Ювеналий убежден, что для многих в современном обществе Церковь является последней надеждой …

В эти дни свой 70-летний юбилей отмечает один из самых известных архипастырей Русской Православной Церкви, старейший член Священного Синода, управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. О своем пастырском служении в период гонений на Церковь и о роли православия в современной России в интервью "НГР" рассказывает сам иерарх.

- Ваше высокопреосвященство, опираясь на свой жизненный опыт и на опыт пастырского служения, скажите, какие годы были наиболее тяжелыми для Русской Православной Церкви?

- Говоря в целом, нужно признать, что многие десятилетия ХХ века воспринимаются как единая, крайне тяжелая эпоха в жизни Церкви. Но это было и героическое время, в которое православие на Руси дало миру неисчислимый сонм новомучеников и исповедников.

- Что значимого удалось сделать за годы вашего многолетнего служения на посту председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата?

- С моей стороны было бы нескромно об этом говорить. Блаженной памяти митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, мой предшественник на посту председателя Отдела внешних церковных сношений, в свое время использовал уникальную возможность служения отечеству и миру в невероятно сложное для Церкви время. Его деятельность была эффективной и общепризнанной. Русская Православная Церковь в его период занимала лидирующее положение в межправославном и межрелигиозном сотрудничестве.

Мне же на этой стезе предоставилось лишь идти по "проторенному пути". И, оглядываясь на те годы, думаю, что и в мое председательство внешняя деятельность РПЦ приносила пользу внутренней церковной жизни и не была ослаблена эффективность межправославного и межрелигиозного сотрудничества.

- На днях, отвечая в прямом эфире на вопросы россиян, президент Путин заявил, что в Советском Союзе была только одна легальная оппозиция - Русская Православная Церковь. Как вы считаете, удавалось ли Церкви в столь непростой для нее период российской истории действительно оппонировать советской власти?

- Как мне представляется, слова нашего президента на эту тему потому вызвали оживленный интерес, что им было использовано слово "оппозиция", которое у большинства людей сегодня ассоциируется с пропагандистской шумихой, демонстрациями или, как теперь говорят, "пиаром".

В этот период особенно наблюдалось, как в нашей стране сила Божия в немощах совершалась (2 Кор. 12: 9)... Вера Христова не была сокрушена в тот период в Советском Союзе не благодаря личным заслугам священнослужителей, а по обетованию, данному Господом: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16: 18).

- Что в нынешней ситуации, когда вера для многих утрачивает свою значимость, Церковь может реально предложить стране и обществу?

- В вашем вопросе проглядывают старые взгляды, знакомые мне еще с детства об "отмирании" религии. Я же с оптимизмом могу повторить слова святого апостола Павла о том, что "слово Божие живо и действенно..." (Евр. 4: 12). И вместо утверждения, что "вера для многих утрачивает свою значимость", хочу поделиться личными наблюдениями, что Церковь для многих обретается как последняя надежда. И в этих обстоятельствах мы стремимся возрождать присущие тысячелетней истории формы служения Церкви в нашей стране. Много примеров того вы сможете найти в Московской епархии.

- Какое событие в жизни Русской Православной Церкви вы могли бы назвать наиболее судьбоносным для современной России?

- Это, без всякого сомнения, восстановление Патриаршества на Поместном Соборе 1917-1918 годов. В наши дни для всех очевидна значимость Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II и для восстановления церковной жизни, и для духовно-нравственного возрождения России.

- Как вы в целом оцениваете попытки переосмысления исторического прошлого России и, в частности, стремление некоторых околоцерковных кругов канонизировать Ивана Грозного и Григория Распутина?

- Прошлое не должно превращаться в игрушку, при помощи которой люди манипулируют общественным мнением и человеческими душами, не раскрывая при этом свои истинные цели. История - это наука, и она всегда должна оперировать фактами, а не домыслами и выдумками. Что касается Грозного и Распутина, то Святейший Патриарх Алексий неоднократно высказывался по этому вопросу.

В моем докладе на последнем Архиерейском Соборе также обоснована невозможность причисления этих личностей к лику святых. Этого вопроса я недавно касался в других интервью в различных СМИ, и вряд ли тут есть что добавить. Если же кто-то продолжает настаивать, то это прежде всего свидетельствует о своем непослушании Церкви, а для верующего человека понятно, что это грех и заблуждение.

- Какую роль в нынешней ситуации может сыграть Русская Православная Церковь в мирном сосуществовании различных религий и конфессий?

- Именно ту, которую она и играет. Я имею в виду выстраивание взаимоуважительных отношений, предполагающих невмешательство в дела друг друга и взаимодействие ради достижения общественной стабильности, мира и процветания россиян.

Александр Петров

http://religion.ng.ru/facts/2005-10-05/1_pravoslavie.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме