Царский гнев, и царская любовь

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон - ключевые фигуры российской истории второй половины XVII века. Алексей Михайлович занимал русский престол в 1645-1676 годах. Во время его правления произошли такие знаменательные события, как присоединение Украины к России, завоевание Белоруссии, восстание Степана Разина. По свидетельству современников, Алексей Михайлович имел наружность довольно привлекательную: румяный, с красивою окладистой бородою, крепкого телосложения и с кротким выражением глаз. От природы он отличался самыми приятными личными свойствами, был добродушен в такой степени, что заслужил прозвище "тишайшего", хотя по вспыльчивости нрава позволял себе грубые выходки с придворными, сообразно веку и своему воспитанию, и однажды собственноручно оттаскал за бороду своего тестя Милославского. Впрочем, при тогдашней сравнительной простоте нравов при московском дворе, царь вообще довольно бесцеремонно обращался со своими придворными. Будучи от природы веселого нрава, Алексей Михайлович давал своим приближенным разные клички и в виде развлечения купал стольников в пруду в селе Коломенском.

Но самым главным достоинством государя было великое благочестие. При всяком удобном случае он читал религиозные книги, в Святую четыредесятницу стоял каждый день часов по пяти в церкви и клал тысячами поклоны, а по понедельникам, средам и пятницам ел один ржаной хлеб. Еще на заре своего царствования Алексей Михайлович приблизил к себе группу "ревнителей древнецерковного благочестия", среди которых был и будущий патриарх Никон. Царь был искренне привязан к патриарху, называл его "собиным другом".

Будущий друг государя появился на свет в Нижегородской губернии, в семье мордвина. Уже 19-летним юношей он стал священником в соседнем селе. Женился, но после смерти всех своих троих детей избрал путь монашеского служения. Перебравшись в Москву и войдя в кружок самых доверенных лиц царя, Никон быстро смог найти применение своим недюжинным организаторским способностям. Ведь в отличие от милого и домашнего правителя, будущий патриарх обладал железной волей, несгибаемым характером, а главное - весьма четкими представлениями о том, как обустроить Россию. Он решительно проводил реформы, безжалостно подавлял бунты и, в конце концов, привел страну к религиозному расколу. Правда несколько лет спустя патриарх понял, что несколько погорячился, и даже признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было поздно, анафемы на "непокоряющихся святому собору" уже прозвучали. К тому же - и это окончательно закрыло путь к мирному разрешению церковной проблемы - назрел и второй конфликт: противостояние Никона с царем.

Дело в том, что, выражая всяческое почтение и любовь к своему царственному другу, Никон успел прибрать к рукам церкви немало ценностей. Отстроив роскошный комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой, патриарх нажил себе немало врагов и завистников. С другой стороны, подчеркивая величие и мощь Русской церкви, Никон, по сути, отбирал у царя часть законной власти. Кончилось дело тем, что Алексей Михайлович предпочел избавиться от сомнительного друга - Никона лишили всех званий и отправили в Ферапонтов монастырь. Тем не менее, очевидцы утверждают, что незадолго до смерти государь просил благословения и прощения у своего "собиного друга".

Выставка "Премудрая двоица. Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон", открывшаяся в Кремле, посвящена сложным отношениям и нелегкой судьбе двух главных лиц российского государства. Почти все произведения изобразительного и ювелирного искусства, памятники деревянной резьбы и художественного ткачества, рукописные и печатные материалы, представленные в экспозиции, носят мемориальный характер, что придает им особый исторический интерес. Выставка открылась в новом выставочном зале Музеев Московского Кремля - Одностолпной палате Патриаршего дворца, где были проведены серьезные реставрационные работы по воссозданию исторического облика уникального памятника гражданской архитектуры XVII века.

http://www.utro.ru/articles/2005/10/05/483101.shtml

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий