Церковь и государство - взгляд молодежи

0
127
Время на чтение 9 минут
Отрадно, что будущие политики и дипломаты, с одной стороны, и будущие священнослужители, с другой, собрались вместе, чтобы обсудить пути развития российской государственности с православных позиций. И их выступления, живые дискуссии и даже разгоравшиеся споры оставляют впечатление, что этим молодым людям совсем не безразличны судьбы Отечества, что они полны желания служить - каждый на своей ниве - для построения лучшей жизни.

"МЫ": говорить правду о прошлом и настоящем

Может, кому-то покажется странным, что в стенах этого "элитного" вуза, как по привычке и в наше время называют МГИМО, проходит встреча такого рода. Между тем все логично - оказывается, его контакты с Русской Православной Церковью активно развиваются здесь вот уже более 10 лет.

В 1997 году при институте был создан научно-исследовательский центр "Церковь и международные отношения" (руководитель - профессор А.Б.Зубов). А весной нынешнего года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и ректор МГИМО А.В.Торкунов подписали Соглашение, в котором был закреплен уже накопленный опыт взаимодействия и намечены новые пути в образовательной и научной сферах, а также в духовно-нравственном воспитании.

Упомянутый выше Центр - инициатор многих интересных "круглых столов" и конференций (в том числе и нынешней), а также такого необычного дела, как издание православного молодежного общественно-политического журнала "Мы в России и Зарубежье". Журнал выпускается с этого года группой верующих студентов под руководством профессоров, церковных и общественных деятелей. Его главная проблематика - общественное служение молодежи, православный взгляд на историю России и современную общественно-политическую жизнь.

Как же молодые люди, только вступающие на путь христианской жизни, решились на такое дело? Сами они отвечают так:

- Мы знаем, что вера без дел, по словам апостола Иакова, - мертва. И потому нам так важно в меру сил, с упованием на помощь Божию преображать реальность, а не уходить от неЈ. И вот, глядя на всЈ, что происходит в нашей стране, на неуверенность и, может, даже некоторую потерянность наших людей, неожиданно для себя получивших свободу от советского ига, мы пришли к пониманию своей ответственности за Россию, за преодоление еЈ слабости после долгих лет лжи и безбожия. Наш журнал "МЫ" - продолжение на новом этапе того издания, которое много лет назад, в эмиграции, вдали от родной страны, создали наши сверстники. Мы, как и наши предшественники, движимы бесконечной любовью к нашему единственному, Богом данному Отечеству и желанием помочь ему.

Студент МГИМО и член редколлегии журнала Виктор Аверков вместе со своими соратниками по изданию участвует в нынешнем семинаре. Передавая вышедшие уже четыре номера журнала, он поясняет, что, собственно, проблемы, поднимаемые на страницах "МЫ", и те, что обсуждаются здесь сегодня, очень близки.

- Мы вовсе не думаем навязывать кому-то свои взгляды и мысли, - подчеркивает он, - наша цель - понять причины бед нашего народа и Отечества, научиться видеть правду, а не то, что порою хочется увидеть, и говорить эту правду о прошлом и настоящем.

"Верен Богу, предан Родине"

Кажется, что путь, уже пройденный ребятами из "МЫ" за столь короткое время, заслуживает того, чтобы о нем рассказать подробнее.

...Они все познакомились и сдружились на свободном лекционном курсе по истории религиозных идей профессора Зубова, на который собираются студенты (от 40 до 70 человек) со всех курсов и факультетов института. Это ребята, приехавшие на учебу в Москву со всей России - от Калининграда до Камчатки, от Мурманска до Дагестана. Кто-то давно воцерковлЈн, кто-то недавно пришЈл в церковь первый раз, а кто-то только ищет путь к Богу. Объединяло их то, что среди них не было равнодушных. Постепенно они стали собираться небольшой группой после лекций, говорили за чашкой чая о вере и Церкви, о самых актуальных проблемах общества. Устраивали семинары, вместе ездили по монастырям.

Летом прошлого года несколько ребят отдыхали в молодежном лагере под Анапой, где устроители пытались воскресить традиции скаутского движения, которое долгие годы существовало только в изгнании. По приезде из лагеря написали статью, которая попала в руки Ростислава Полчанинова - последнего члена редколлегии скаутского журнала "МЫ", издававшегося в 30-е - 40-е годы в эмиграции. И тот написал из Нью-Йорка в Москву, что теперь можно бы вновь издавать этот журнал. Студенты пришли к мысли, что, очевидно, нужен журнал не для скаутов только, но вообще для русской молодЈжи. ПричЈм как для тех, кто живЈт в нашей стране, так и для России Зарубежной, которая сохранила многое из того, что мы за советское время утратили.

- Чтобы определиться с тем, что и как писать в журнале, было решено написать концепцию, - рассказывает Виктор. - И вот 8 октября минувшего года, в день Преподобного Сергия Радонежского, семеро из нас, собравшись, до ночи еЈ редактировали. Решили, что основой всех наших рассуждений и оценок должна быть вера. Она должна не дополнять наше восприятие действительности, а формировать его. Главное же - журнал должен быть направлен на созидание, а не на отрицание.

Через два дня мы спросили у протоиерея Георгия Бреева, духовного отца многих из нас, благословения на этот замысел. Отец Георгий поддержал нас и благословил Казанской иконой Божией Матери, которую мы приносим теперь на все собрания нашей редколлегии. Потом была встреча в редакции Содружества "Посев", одного из старейших эмигрантских издательств, которое с 1990 года развернуло свою деятельность в России. Там нас опять поддержали.

Вскоре, однако, оказалось, что новый для нас путь не так уж и лЈгок. Прежде всего, у нас не было нужного опыта в журналистской работе. Тут нас, правда, в беде не оставили. Сотрудники журнала "Фома", работники "Посева", аспиранты и студенты факультета журналистики и многие другие пришли к нам на помощь. В то же время обнаружилось огромное количество иных проблем - не так-то просто примирять разные позиции, постоянно помнить, что нужно жертвовать своими амбициями, забывать обиды, когда речь идЈт о бесконечно более важном. Мы понимали, насколько сами ещЈ нетверды в своих словах и мыслях, и потому попросили нескольких уважаемых священников и мирян, в том числе руководителя нашего курса по истории религиозных идей, профессора Зубова, стать нашими попечителями. И вот настал час, когда мы узнали, что нам пришло благословение Святейшего Патриарха...

Постепенно в редакцию стали поступать отклики читателей. И восторженные, вдохновляющие нас, и критические: нас обвиняют в том, что мы слишком легко оцениваем, судим прошлое, а кто мы, собственно, такие? Но всЈ же мы приходим к убеждению, что новое поколение, уже не так связанное с советским прошлым, должно думать над тем, как преодолеть его духовные последствия, осмыслить пути нашей страны, нашего народа.

С каждым новым выходящим номером наш круг понемногу расширяется, присоединяются ребята и здесь, в стране, и за рубежом. Преодоление разрыва между молодЈжью в России и Русском Зарубежье, единение в поиске Правды - одна из важнейших наших задач. "Мы уверены, - заключает Виктор, - что вокруг немало сердец, ищущих Правду, и стремимся найти друг друга, чтобы действовать сообща, следуя своему девизу - "Верен Богу, предан Родине".

"...но сильны за истину"

На конференции состоялось обсуждение различных аспектов церковно-государственных отношений, в котором приняли участие студенты как Московской духовной академии и семинарии, так и МГИМО.

У учащегося МДА, священника Сергия Звонарева были все основания, рассматривая принципы гражданского и политического участия православных христиан, отметить особую роль "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". Сегодня антицерковное лобби делает все, чтобы убедить людей, будто религия - частное дело каждого и к общественной жизни не имеет никакого отношения. Но политика и государственное строительство - такие сферы жизни, к которым Церковь не может относиться безучастно.

В самом начале раздела "Основ...", касающегося отношения Церкви к политике, формулируется принцип свободного гражданского и политического самоопределения православных христиан. Церковь "допускает наличие различных политических убеждений среди епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению". Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы, столь характерных для сегодняшнего общества, задачей Церкви остается призыв к миру и соработничеству людей, придерживающихся разных политических взглядов.

В то же время, как подчеркнул отец Сергий, это не означает отказа Церкви от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам. Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами, Священноначалием и уполномоченными им лицами.

Очень важно, чтобы голос Церкви был слышен в обществе, чтобы ее вклад в различные сферы жизни уважался и воспринимался как естественное желание послужить построению мирного и справедливого общества. "Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину" (2 Кор.13,8). Да, не все в России исповедуют Православие, не все активны в церковной жизни, но, как не раз подчеркивал Святейший Патриарх Алексий, каждый должен понимать, что без возвращения к историческим духовным корням не будет нравственного оздоровления в обществе.

Может ли Церковь стать основой возрождения российской государственности? Этот вопрос оказался в центре внимания студента МГИМО, главного редактора журнала "МЫ в России и Зарубежье" Николая Бобринского.

Современное состояние российской государственности отражает, по его мнению, болезни всего общества. Сегодня содержание общественных кризисных явлений состоит в утрате основных жизненных ценностей, преобладании эгоистических стремлений. Церковь же обладает непреложными критериями нравственности - заповедями Божиими. Церковь способна давать оценку событиям политической жизни. Увещевание правителей, от которых зависит благополучие всего народа, - в обычае Церкви с первых веков ее истории. Вспомним "право печалования" в допетровской России; послание святого Патриарха Тихона в Совет народных комиссаров с обличением творившихся беззаконий; из недавних событий - заявление Святейшего Патриарха Алексия II в связи с проведением акций протеста против реформы по монетизации льгот.

Для возрождения российской государственности, делает вывод докладчик, необходимо освобождение от атеистического и античеловеческого советского наследия. Церковь, более всего пострадавшая от безбожной власти, прилагает к этому все усилия (например, отмена "красного дня календаря" - 7 ноября по инициативе Церкви). Слава Богу, уже в нынешнем году мы будем праздновать день объединения - 4 ноября. Это день обретения Казанской иконы Божией Матери, нашей национальной святыни.

Вместе с тем очевидно, что управление государством, политика не являются a priori порочными областями человеческой жизни, поэтому участие христиан в них не просто возможно, но и остро необходимо. "Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира, - читаем мы в социальной концепции Русской Православной Церкви, - участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви".

Дискуссия о нравственности

Понятно, что у молодых людей позиции по ряду вопросов еще только формируются, и свидетельством тому - та оживленная дискуссия, которая развернулась после выступления Николая Бобринского. Так, один из студентов "вступился" за некоторые явления советской системы, отметив, в частности, что у нее была своя нравственность, благодаря чему не было накала социальных проблем и активной пропаганды безнравственности.

Что ж, к чему приводит такая атеистическая нравственность, хорошо известно из недавней истории. Наш народ за эту "нравственность" без Бога заплатил слишком дорогую цену, возразили другие участники дискуссии. В современных условиях противостоять глобальному натиску агрессивного секуляризма и пропаганде безнравственности можно, только основываясь на христианских началах, действуя не только словом, но и делом.

"Я сам рос и жил в советское время, - сказал протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татьяны при МГУ, - и могу засвидетельствовать, что даже такое безобидное, на первый взгляд, явление, как движение октябрят, заключало в себе явные ростки лицемерия".

Историческому строительству государства и общества на безбожных началах на примере СССР был посвящен доклад студентки Ирины Зубовой, заместителя главного редактора журнала "МЫ". Впервые предпринятая в ХХ веке попытка создания государства без Бога, в борьбе с Ним обернулась неизбежным крахом. Мы хотим понять, отмечает Ирина, где была в нашем прошлом та духовная неправда, результатом которой стала наша сегодняшняя реальность. Ведь осознав эту неправду (причем не только советского времени), мы сможем преодолеть ее в будущем.

Сегодня, по мнению докладчика, всем нам необходимо, прежде всего, восстановить этот нравственный стержень сознания, чтобы Россия смогла возродиться, создать неложные основы государственности. Такое возрождение невозможно без приобщенности к православной традиции.

В заключение встречи слово взяли эксперты. Вот их оценки.

По словам профессора МДА, доктора церковного права, протоиерея Владислава Цыпина, на семинаре были представлены интересные доклады, показывающие оригинальность мысли авторов, их горячую сознательную веру; в то же время он пожелал всем участникам более детально изучать конкретные проблемы в области взаимодействия Церкви и государства.

Как отметил профессор МДА, протоиерей Максим Козлов, очень хорошо, что вместе собрались будущие священнослужители и государственные мужи - те, кто стремится принести пользу стране своим общественным служением. Результаты этой совместной работы могут найти отражение в публикациях и общественном резонансе. Желательно в дальнейшем проводить подобные встречи в более широком формате, с участием оппонентов, ведь наша цель - объяснить широкому кругу людей в понятной им форме, почему необходимо активное участие Церкви в жизни общества. А для этого нужно научиться грамотно аргументировать свою позицию и выстраивать диалог.

Куда пойдет в своем общественно-государственном развитии Россия и какое участие примет в этом Церковь, во многом зависит от молодого поколения, считает профессор МГИМО Андрей Борисович Зубов. Поэтому трудно переоценить значение растущего взаимодействия будущих российских политических и церковных деятелей. И наша встреча - лишь один из первых этапов на этом пути.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/051003113703
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Писаревский
Все статьи Василий Писаревский
Последние комментарии