- Господин Президент, какое значение для Республики Сербской и сербского народа в Боснии и Герцеговине, в особенности в долине реки Неретвы, имеет воскрешение Житомислича и восстановление этой древней святыни?
- Пожалуй, лучше всего это можно проиллюстрировать словами Преосвященного владыки Афанасия (Евтича) из его обращения ко всем присутствующим на торжественном собрании в Житомисличе. За плечами у нас разрушение человека, а последствием разрушения человека стало разрушение религиозных объектов, таким образом, и разрушение Житомислича. Сегодня мы возрождаем Житомислич и возрождаем человека. Возрождение Житомислича - лучшее свидетельство для людей, живущих в долине Герцеговины, что Церковь здесь. И что, несмотря на всю Голгофу, продолжавшуюся здесь достаточно долго, сейчас создаются условия для того, чтобы люди вернулись к своим очагам и снова здесь жили.
- Вы знаете, в Баня-Луке коммунисты разрушили единственный соборный храм. Тогда это был храм Святой Троицы. Шестьдесят три года спустя, в прошлом году, в Баня-Луке мы совершили первое архиерейское богослужение - Божественную литургию. Пятьдесят лет на месте, где сегодня стоит воссозданный храм Христа Спасителя, на фундаменте церкви, стоял какой-то чудовищный памятник коммунизму с пятиконечной звездой. Какое бы неблагоприятное время для восстановления храма ни было тогда, произошло так, что сегодня настало время благоприятно. Так будет и с Косово и Метохией. Там сегодня неблагоприятно, но благоприятно где-то в другом месте, как в Республике Сербской, где мы сейчас строим и восстанавливаем. Вот, к примеру, только в Банялукской епархии свыше 500 тысяч жителей, три действующих монастыря и свыше сотни храмов. В Новом Белграде живет намного больше людей и только одна единственная церковь. В Банялукской епархии восстановлено свыше сотни храмов. Республика Сербская, в которой живет 1400000 человек, из них 1200000 сербов, охватывает четыре православных епархии и одну митрополию. Сейчас воздвигнуты многочисленные храмы, даже несмотря на то, что за плечами у нас период разрушений, противостояния и кровопролитной войны. По сути, у каждой медали есть две стороны. Всегда вследствие чего-то плохого получается и что-то хорошее, и, наоборот - вследствие хорошего что-то плохое. Пример Житомислича свидетельствует о том, что время это не главный фактор в деле победы правды. В конце всегда побеждает правда. Может, когда-то легче и быстрей, а когда-то тяжелей и мучительней, но она побеждает. Восстановление Житомислича - это победа. Оно предвещает и победу в Мостаре, когда в этом городе будет восстановлен разрушенный кафедральный собор.
Преосвященный владыка Григорий как раз сообщил, что планируется восстановление разрушенного до основания кафедрального собора в Мостаре, который был символом сербства в этом городе. Как продвинулись дела в этом вопросе, и какое значение это могло бы иметь для сербов и самого Мостара?
- Насколько я знаю, это действительно так: над этим проводится серьЈзная работа. К восстановлению кафедрального собора в Мостаре проявляют интерес и некоторые иностранные правительства. Непосредственно заинтересован Форум принца Уэльского, британского престолонаследника Чарльза, а я несколько раз говорил с представителями американского посольства об участии в восстановлении двух религиозных объектов в Боснии и Герцеговине: мечети Ферхат-паши в Баня-Луке и кафедрального собора в Мостаре. Итак, не только сербский народ этого желает и хочет, но интерес проявляется и из-за границы, где тоже понимают необходимость этого.
Проблема заключается в том, что в Мостаре сейчас мало сербов. Соборный храм в Мостаре не будет значить ничего, если в нЈм некому будет собираться. Поэтому очень важно, чтобы произошло возвращение сербов в Мостар и на всю территорию долины Неретвы, чтобы давно пущенные корни возродились. Нельзя ожидать от срубленного однажды дерева, у которого отсечен ствол и остались только корни, что оно вырастет за ночь. Будут пробиваться редкие ростки, а из этих ростков вырастет новое дерево. Через несколько лет оно станет новым дубом. Это целый процесс, и рассуждать об этом процессе нет смысла, если нет народа, который должен стать этим возрождЈнным деревом.
- Для нас в центральной Сербии отношения между Церковью и государством в Республике Сербской всегда служили примером. Что Вы можете нам рассказать об этих отношениях, которые завязались сразу с момента основания Республики Сербской?
- Коммунизм не был политикой. Это была религия. У коммунистов был свой манифест, который никто не мог изменить. Для них это было Библией, как для христиан Ветхий и Новый завет. Они имели своего спасителя: им был Карл Маркс; своих апостолов: апостолы приходили позже в лице Энгельса, Ленина, ХрущЈва, Тито, Чаушеску... Апостолов было много. Коммунизм по существу истреблял религию как своего самого опасного соперника. Там, где религиозное и национальное неразрывно связано с самобытностью, как здесь, в Боснии и Герцеговине, сначала нужно вернуться к самобытности - как религиозной, так и национальной, чтобы достичь свободы. А эта свобода возрождена, прежде всего, отношением самого нашего государства к Церкви, к учению Церкви, к образованию в духе Православной Церкви, и это в любом случае положительный пример в своеобразной сербской духовной и территориальной ткани везде, где есть сербы.
Да - Церковь отделена от государства: государство - оно, конечно, светское, нерелигиозное. В организации государства нет Церкви как составной части принятия решений. Но Церковь занимает почЈтное место в обществе, ведь ЕЈ место здесь. Потому что она имеет теснейшую связь с народом и не имеет ничего общего с каким-то отдельным интересом - ни с политическим, ни с каким бы то ни было другим. Церковь - это столп и утверждение народа на этих просторах. Когда политика не могла сохранить народ и его самобытность, тогда это сделала Церковь. Это она делала и в наше время. Это она будет делать и в будущем. Церковь в Республике Сербской свободна и пользуется уважением общества. В начальных школах Закон Божий свыше десятилетия является обязательным предметам для всех наших детей. Религия не учит ничему плохому, а только хорошему. Почему тогда к ней относиться отрицательно и негативно? Напротив, нужно еЈ утверждать. Это - самобытность, и это - положительная вера, содержащаяся в Десяти заповедях Божьих. Уже на основании Десяти заповедей Божиих религия заслуживает почЈтное место во всяком обществе - добавить к этому нечего.
Перевод с сербского специально для Православие.Ru
Новине Српске Патриjаршиjе «ПРАВОСЛАВЉЕ», Број 917
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=403&did=1737