Рогожская слобода в ожидании преемника

Старообрядцы верят, что Церковь продолжит дело митрополита Андриана

Во время крестного хода в Кировской области 10 августа скоропостижно скончался от сердечного приступа глава Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов). О том, в какой непростой ситуации оказалась Церковь после кончины ее Предстоятеля и кто на данный момент в состоянии стать преемником митрополита, в интервью "НГР" рассказал управляющий делами Московской Митрополии РПСЦ протоиерей Евгений Чунин.

- Уважаемый отец Евгений, мы выражаем вам и всем старообрядцам наши глубокие соболезнования по поводу безвременной кончины Митрополита Андриана...

- Искренне благодарим за соболезнования... Господь судил этому горю случиться. Но мы верим, что у Бога не бывает случайностей, и значит, так было надо. И теперь нам - всем чадам Старообрядческой Церкви - предстоит вынести эти нелегкие испытания, избрать преемника на московский митрополичий престол и быстро перестроиться для продолжения работы.

За полтора года своего пребывания на посту Предстоятеля РПСЦ Митрополит Андриан успел многое. Он остро переживал различные церковные изъяны, ясно видел проблемы и смело брался за их решение. За это время он выступил инициатором ключевых процессов церковного развития, лично контролировал многие дела. Большинство начатых процессов еще только набирали силу, а теперь они лишились своего главного вдохновителя.

Поэтому хочется надеяться на то, что Церковь найдет в себе силы продолжить начатое владыкой Андрианом, чтобы со временем получить добрые плоды. Теперь уже от всех нас зависит, насколько успешным будет продолжение и развитие тех дел и начинаний, которые столь энергично продвигал в жизнь покойный Митрополит.

- В каком положении находится Старообрядческая Церковь после смерти Митрополита Андриана?

- Положение Церкви не может измениться в одночасье. Церковная жизнь продолжается, реализуются ранее намеченные программы, дела идут своим чередом. Но вместе с этим в сердцах верующих поселились скорбь и тревога.

Скорбь о столь неожиданно почившем Митрополите, которого многие христиане за прошедшие полтора года успели полюбить, с именем которого связывали свои надежды на дальнейший духовный подъем Старообрядческой Церкви.

Тревога - за судьбы Церкви, в такой непростой период лишившейся своего Предстоятеля, за всех нас, оставшихся сиротами, за то, как же нам удастся преодолеть те испытания, которые теперь возникли перед Церковью.

- Как вы полагаете, сумеет ли предстоящий Освященный Собор Старообрядческой Церкви избрать нового Митрополита? Кто может им стать?

- Я надеюсь, что грядущий Освященный Собор духовенства, иночествующих и мирян, вместе представляющих всю полноту Церкви, сможет и обязательно изберет нового Предстоятеля. Я искренне верю, что это будет самый достойный и подходящий для этой высокой должности кандидат - тот, кого Сам Господь покажет нам в ходе заседаний Собора. Основанием такой надежды служат прежде всего живые традиции православной соборности, пронесенные старообрядцами через гонения и испытания прошедших веков и сохраненные доныне.

В принципе будущим Митрополитом может стать любой из нынешних архиереев (иные кандидатуры скорее всего маловероятны). Однако я не считаю уместным прежде времени пытаться анализировать шансы архиереев на возможное избрание. Я верю в духоносность и мудрость наших Соборов и считаю своим долгом в процессе соборных заседаний изложить свои аргументы перед соборянами. При этом, естественно, возможность открыто высказать свои предложения и оценки будет предоставлена каждому. А пока каждый обдумывает и готовит свои предложения.

- Можно ли ожидать от будущего Митрополита продолжения курса диалога и открытости, начатого Митрополитом Андрианом?

- По моему мнению, это как раз и будет главным вопросом предстоящего Собора: осмысление сущности того церковного курса, который был взят Митрополитом Андрианом, и определение отношения к нему. В зависимости от этого скорее всего будут рассматриваться и кандидатуры на пост Митрополита. Кто из архиереев хотел бы и мог продолжить начатое владыкой Андрианом, и наоборот, кто считал бы необходимым сменить направленность церковного курса и предложить некую альтернативную программу церковного развития. Я полагаю, что в соответствии с этими приоритетами и будет выстраиваться отношение соборян к возможным кандидатам.

Что же касается меня лично, я убежден в актуальности курса открытости и конструктивного диалога со всеми "смежными" структурами - государственными, общественными, промышленными и религиозными. Мы живем на одной земле, в одном государстве, ежедневно на улицах и в домах встречаем своих соотечественников, многие из которых имеют различные религиозные и политические предпочтения. Научиться общаться не только с церковными, но и "внешними" людьми без фарисейства и ханжества, с искренней заботой об их духовном состоянии - вот что, на мой взгляд, сегодня наиболее актуально и для государства, и для самих верующих. Я очень надеюсь, что наша Церковь и после Митрополита Андриана продолжит свое дальнейшее движение именно таким курсом.

- Будет ли новый Митрополит поддерживать диалог между РПСЦ и Русской Православной Церковью (РПЦ)? Нужен ли такой диалог вообще?

- Конечно же, на эти вопросы сможет окончательно ответить только сам Митрополит, который должен быть избран. Мы можем лишь высказать некоторые предварительные суждения.

Лично я считаю такой диалог необходимым. Но сама его платформа, как и масштабы, должна тщательно оцениваться и продумываться, чтобы ни диалог с РПЦ, ни какие-то другие внешние контакты не оказались ни "самоцелью", ни неким "модным поветрием". По древней традиции главный смысл любого стремления или действия на ниве церковной жизни - это утверждение славы Божией и спасение душ человеческих. Все, что делается для достижения этого, уместно и оправданно, что вопреки этому - неоправданно, и значит, не нужно.

К сожалению, надежды и стремления Митрополита Андриана не всегда встречали адекватную оценку. Так или иначе, пока еще рано пытаться окончательно оценить значение и результаты тех усилий, которые предпринимал на церковном поприще владыка Андриан. И когда наше церковное "завтра" будет в воле участников Собора, я очень надеюсь на их всесторонне взвешенную и обоснованную позицию.

- Как вы считаете, то уважение, которое светские власти стали испытывать к старообрядчеству при Митрополите Андриане, объясняется его личным авторитетом и обаянием или политикой государства?

- Я могу свидетельствовать, что искреннее уважение к старообрядчеству многие представители светской власти испытывали и ранее, однако до Митрополита Андриана не было принято об этом говорить вслух. Приход к руководству Церковью владыки Андриана, пользующегося высоким авторитетом далеко не только среди староверов, впервые за многие годы поставил старообрядчество в центр внимания широкой общественности. Именно поэтому, на мой взгляд, старообрядчество вдруг "заметили" и с высоты кабинетов государственной власти.

Конечно, в состоявшейся позитивной перемене отношения властей к старообрядчеству сыграло определенную роль, наверное, и личное обаяние Митрополита Андриана, однако в еще большей мере этому способствовала четко обозначенная общественная позиция РПСЦ.

- Можно ли рассчитывать на то, что власти и впредь не отвернутся от старообрядцев, продолжат сотрудничество с ними, а новый Митрополит станет членом Президентского совета?

- Эти вопросы надо бы было задать самим представителям властей. Что же касается моего личного мнения, я полагаю, что сложившиеся отношения сотрудничества государства и РПСЦ являются вполне естественными и адекватными той исторической роли, которую играло и продолжает играть старообрядчество в истории России. Мне бы хотелось надеяться на дальнейшее сохранение и развитие таких взаимоотношений.

Но необходимо предвидеть и то, что будущее отношение властей к старообрядцам будет складываться скорее всего с учетом того, по какому пути пойдет само старообрядчество. Поэтому на решениях предстоящего Собора лежит очень большая ответственность. Хочется надеяться, что он оправдает эти надежды и доверие.

Дмитрий Урушев

http://religion.ng.ru/people/2005-09-21/4_sloboda.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Евгений Чунин:
Рогожская слобода в ожидании преемника
Старообрядцы верят, что Церковь продолжит дело митрополита Андриана
22.09.2005
Прогресс в старообрядчестве нужно понимать как решительное возвращение к изначальным традициям...
Комментарии к собору Русской Православной Старообрядческой Церкви
13.02.2004
"Под колпаком" у Мюллера
Русские православные общины в нацистской Германии действовали под контролем гестапо
21.01.2004
Все статьи автора