Битва духа

Ровно 625 лет назад, на православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, произошла Куликовская битва

0
226
Время на чтение 6 минут
Какое значение имеет столь давнее событие в наши дни? Об этом сейчас идут бурные споры. Мы попросили высказать свою точку зрения председателя Издательского совета Московского Патриархата протоиерея Владимира Силовьева - настоятеля московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, в котором покоятся мощи погибших героев битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби.

- История нашего храма напрямую связана с победой русского воинства на Куликовом поле, - рассказывает батюшка. - Основание храма преподобным Сергием Радонежским и его родным племянником Федором Симоновским, впоследствии архиепископом Ростовским, как бы стало пророческим. Храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю) - именно в этот день и произошла Куликовская битва ровно 10 лет спустя. Неслучайность наименования храма подтверждается тем, что в 1380 году в нем были погребены драгоценные реликвии победы над ордынцами - мощи Александра Пересвета и Андрея Осляби - иноков Троицкого монастыря.

Их тела, по логике вещей, должны были вернуться в свой монастырь. Но по желанию Дмитрия Донского и благословению Сергия Радонежского они были погребены на Покров Пресвятой Богородицы там, где находятся и сейчас, с такой целью, чтобы в будущем столица всегда имела эту драгоценную святыню. Так оно и получилось: на протяжении веков к мощам схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби не зарастала народная тропа. Сюда приходили и руководители государства - великие князья и цари, чтобы попросить у преподобномучеников помощи в ратных делах и в житейских ситуациях.

- Из летописей известно, что печенег Челубей был великим, непобедимым воином в самом расцвете сил. А на сражение с ним вышел схимонах Александр Пересвет, который, по мнению ордынцев, был много слабее Челубуя. Но победа досталась Александру, который пронзил противника копьем и выбросил его из седла, а сам удержался на коне, хотя и был смертельно ранен, что оказалось очень символично для исхода Куликовской битвы. И подобных примеров победы над более сильным (физически) противником в этом сражении было очень много. Как вы думаете, отец Владимир, в чем секрет победы русских воинов?

- Поединок двух лучших воинов из противоборствующих сторон был обычаем того времени, который имел большое духовное значение. А тут друг другу противостояли особые воины. Есть предание о том, что печенег Челубей, или Темир-Мурза, как его называли, принадлежал к буддийской секте "бон (г)-по", которая, в отличие от традиционного буддизма, разрешала войну. Он якобы владел мистическими способностями, которые сейчас хорошо известны по фильмам о восточных единоборствах: мог наносить энергетические удары на расстоянии, исчезать в одном месте и появляться в другом, летать по воздуху (левитировать) и так далее. Именно в этой секте, как говорит предание, культивировались такие способности, которые позволили Челубею выиграть триста поединков. И именно он, обладавший не столько физическими, сколько духовными возможностями, был выставлен против русского богатыря.

При виде этого человека-горы, похожего на древнего гиганта Голиафа, у многих русских воинов смущалось сердце. Проиграть здесь было невозможно - а как такого победишь? Разве что с Божией помощью. И вот на место поединка вышел человек, облаченный не в железные доспехи, а в монашескую схиму с нашитыми крестами. Русский инок вышел против буддийского монаха. Именно это позволяет нам говорить о духовном поединке и битве вообще.

На Куликовом поле произошла поистине духовная битва. Ведь Мамай, идя на Русь с огромным войском, в сердцевине которого были наемники из католической Западной Европы - генуэзская пехота, - гордо заявлял, что хочет исправить ошибку Батыя, покорившего русский народ, но не истребившего православную веру. В результате народ сохранил духовную опору, которая позволяла ему не только существовать, но и развиваться, укрепляться, противостоять захватчикам.

Мамай хотел не только покорить Русь, но и искоренить православную веру. В этом была огромная опасность для слабых русских княжеств, плохо объединенных вокруг Москвы. Если бы в Куликовской битве победил Мамай, то Русское государство могло бы исчезнуть навсегда. Те центробежные силы, которые существовали между княжествами, и достаточно слабая власть Великого князя Московского сделали бы невозможным возрождение государства.

На битву пришли москвичи, нижегородцы, белоезерцы и другие, а когда вернулись с нее, у всех было четкое ощущение, что они - русские. Есть серьезный повод для того, чтобы считать Куликовскую победу началом русской государственности, в основе которой было православие. Этот духовный стержень позволил нашим предкам стать великим народом.

- Как вы думаете, есть ли сейчас у народа та сила духа, которая позволяла нашим предкам выдерживать самые тяжелые испытания и в конечном итоге побеждать врагов России?

- Конечно, в русском народе существует духовное ядро, которое позволяет совершать победы, иногда в очень трудных ситуациях. Так, например, было в Аргунском ущелье, где менее ста десантников несколько часов сдерживали натиск трех тысяч бандитов, отказавшись взять у них миллионы долларов, предложенных за предательство. Погибли почти все наши ребята, но зато на поле боя остались убитыми шестьсот головорезов. Несомненно, российские десантники одержали в этом бою духовную победу.

И в двадцатом, и в двадцать первом веках в России много таких героев, которых мы ощущаем прежде всего как духовных людей. Вспомните подвиг Жени Родионова, который отказался снять нательный крест и был зверски замучен бандитами. Вспомните мужественное поведение православных священников в чеченском плену, среди которых тоже есть мученики.

Подобных примеров можно привести очень много. Они дают нам основания для того, чтобы говорить: духовное ядро в русском народе сохраняется. И пока это ядро есть, наш народ будет тем "удерживающим", который позволяет человеческой истории продолжаться, отодвигая Конец света, предсказанный пророками.

Но мы, конечно, ослаблены чрезвычайно. Семидесятилетний период ига большевистского, я думаю, был намного страшнее татаро-монгольского ига. Последнее можно сравнить с инфекционной болезнью, которая пришла извне: переболев ею, организм стал еще крепче. А первое можно сравнить с раком, который начинается как бы из самого организма, когда здоровые клетки становятся больными и губят своих соплеменников. Коммунистическое иго истребляло людей и физически, и духовно, в этом была главная опасность "ракового заболевания" народа.

Мы еще не вышли из этого периода. Мы видим, насколько люди разобщены не только по национальным признакам, но и по вероисповедальным. Ведь можно считать верой и полное неверие человека или его веру в успех, деньги, карьеру. У нас огромное количество людей, живущих за гранью бедности, брошенных родными и государством пенсионеров, - все эти люди родились после революции семнадцатого года, воспитывались в атеистическом обществе и не имеют духовного стержня, чтобы противостоять страшным социальным катаклизмам, в которых они сейчас оказались. А огромное количество детей, которые при живых родителях фактически являются сиротами, и армия молодых людей, не имеющих работы, - ведь это мина замедленного действия.

Русские люди часто попадали в сложные ситуации: глады, моры, войны, одиночество и так далее - но имеющие духовный стержень противостояли этим испытаниям очень успешно и выходили из них достойно. А сейчас многие люди не имеют такого стержня - отсюда такая боль, такие страдания. Вот здесь-то и проходит духовный фронт, на котором продолжается Куликовская битва.

- Некоторые татарские ученые и политики возражали против празднования 625-летия Куликовской битвы. Мол, это оскорбительно для народа, представители которого имеют предков, воевавших на стороне Мамая. Насколько правомерны такие возражения?

- Мощное движение на Запад монгольских племен, которое сумел организовать Чингисхан, а потом уже движение его детей и внуков, в частности Батыя, конечно, дало могучий импульс объединению многих народов Средней Азии, Поволжья, Придонья, которые начали завоевывать другие народы. Этой всепоглощающей идеей была объединена огромная орда - своеобразный суперэтнос завоевателей. Татарами его иногда называли по имени одного из племен, захваченных ордой. Но по мере того как суперэтнос терял свою пассионарность, он снова разделялся на народы, которые до сих пор живут на этих землях. И говорить о том, что тот или иной народ сейчас имеет прямое отношению к Чингисхану или к Батыю, достаточно трудно, за исключением разве что монголов. А в России ни в коем случае нельзя позиционировать себя прямыми наследниками монгольских племен, которые когда-то пришли завоевывать русские земли. А тем более - отождествлять себя с потомками воинов Мамая, который, как я уже сказал, имел очень разношерстное войско.

Я считаю, что в празднике победы на Куликовом поле могли бы принять участие все национальности нашей страны, потому что это праздник образования русской государственности. Ведь наши народы живут в России, объединенной общими целями, задачами, проблемами, и строят будущее все вместе. Поэтому в год 625-летия хотелось бы видеть на Куликовом поле руководителей России, Татарстана, Башкортостана и многих других, которые могли бы с вниманием заглянуть в глубь истории и, основываясь на ней, не совершать ошибок в будущем.

Михаил ДМИТРУК

http://www.gudok.ru/index.php/28300
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Силовьев
Проблемы современного православного книгоиздания
Из опыта деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви в межсоборный период (2004-2008)
25.06.2008
Доклад протоиерея Владимира Силовьева
О перспективном планировании в деле православного книгоиздания
04.10.2004
Все статьи Протоиерей Владимир Силовьев
Последние комментарии