itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православие под африканским небом

0
167
Время на чтение 3 минуты
Из всех государств Северной Африки Тунис - единственная страна, где широко распространено православие. Неудивительно, ведь это святая земля, обильно политая кровью христианских мучеников. Русскую православную церковь с 1992 года и по сей день здесь представляет протоиерей Димитрий (Нецветаев), с которым встретился журналист "РВ".

- Отец Димитрий, с чего все начиналось?

- Русские в Тунисе появились под конец 1920 года. В приморский город Бизерта пришла эскадра военной флотилии, которая отказалась подчиняться советской власти. Среди беженцев оказалось 13 священников. Как только вынужденные эмигранты более-менее обустроились, первым делом они задумались о строительстве церкви. В 1938 году на пожертвования русских беженцев был отстроен храм святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. А в 1956 году уже в столице страны, городе Тунис, построена и освящена церковь Воскресения Христова.
Однако с 1963 года службы в храмах практически не велись, не было священника. Муниципальные власти даже хотели отобрать наши здания под тем предлогом, что они не используются по назначению. Если бы не активные действия главы русской православной общины в Тунисе Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн, наверное, служить сегодня было бы негде. Эта потрясающая женщина тридцать лет делала все возможное для сохранения храмов. В феврале 1990 года она обратилась с письмом (его подписали 37 человек) к Патриарху Московскому и всея Руси Пимену, в котором попросила принять местную русскую православную общину под юрисдикцию Московской Патриархии и направить в Тунис священника из Москвы. Вот так в июне 1992 года я и появился здесь.

- Трудно было поначалу?

- Нелегко. Не было машины, квартира неблагоустроена, отсутствовал кондиционер, что очень чувствуется жаркими летними месяцами. Первые месяцы жили всей семьей в одной комнате. Появлялись деньги, делали ремонт. Потом ждали, пока соберем еще хоть что-то. Но ничего, слава Богу за все. Люди приходят. Если раньше вечером я служил в одиночестве, на литургии стояло человека три-четыре, то сейчас на обычные службы приходят в десять раз больше. На Пасху в этом году пришло 450 человек, а храм у нас рассчитан максимум на 300, так что многие люди стояли во дворе.

- Как строятся ваши отношения с российским посольством?

- Сперва никак не строились, из посольства никого не было. Сейчас в наш храм в Тунисе они ходят. Помимо того, большую помощь оказывают в решении каких-то бытовых вопросов. С их помощью, например, удалось решить вопрос с приобретением автомобиля. Так что отношения наши сегодня можно назвать добрососедскими.

- Русская эмиграция вас сразу приняла?

- В основном, да. Но сейчас из тех, кто высадился в 1920 году в Бизерте, осталась только Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн. С ней с самого начала сложились хорошие отношения. Было дело, правда, когда я только начинал служить, одна из прихожанок, Ирина Викторовна Алярд-Мартино, внимательно присматривалась ко мне. Это понятно. Ее муж был некоторое время послом ФРГ в СССР. И потому она всех "оттуда" считала большевистскими шпионами. Когда я на службу в честь мучеников надел облачение соответствующего красного цвета, Ирина Викторовна возмущенно мне заметила: "Почему вы, батюшка, и тут хотите ввести красный?". Но потом привыкла, даже помогала нам с финансированием ремонта храма в городе Тунис.

- Тунис хотя страна и светская, но с преобладающим мусульманским населением. Как это влияет на вашу деятельность?

- Сложностей много. Да, мы, христиане, здесь не можем громко подавать свой голос. Русская православная церковь допущена в Тунис только на тех условиях, что миссионерскую работу мы можем вести исключительно среди русских, прозелитизмом не имеем права заниматься. Но и других хватает опасностей. Одно время появилась у нас модернистская секта. Стали заманивать туда моих прихожан. Многие потянулись. Пришлось объявить им "войну". Под угрозой отлучения от Церкви я запретил нашим прихожанам бывать на их собраниях. Раз в месяц читал специальные лекции в Российском культурном центре. Сейчас в этой секте состоит всего два человека.

- Местные власти не чинят вам препятствий?

- Нет, они спокойно к нам относятся. Иногда помогают. Когда в Тунис приезжал глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл, к нам приходил представитель местного министерства по делам религий, предложил помочь с ремонтом храма. Поскольку у одного из депутатов тунисского Национального собрания жена родом с Украины, этого парламентария попросили заниматься нашими делами. Он составил письмо в столичную мэрию, в прошлом году бригада местных рабочих покрасила храм, наладили электричество.

- Отец Димитрий, вы ведь не единственные христиане в Тунисе. Есть здесь и католики, и другие православные. Вы сотрудничаете с ними?

- Я считаю, что мы, христиане, в мусульманской стране должны держаться сообща. Поэтому в тех акциях, которые поддерживают наше единство, но не затрагивают важные вероучительные вопросы, думаю, принимать участие стоит. Поэтому, конечно, имеем общение и с католиками. Помимо того, в Тунисе есть три прихода Александрийской православной церкви. Возглавляет их митрополит Алексий. А когда я только сюда приехал, эти церкви окормлял митрополит Ириней. Грек, он прекрасно говорил по-русски. Однажды наши прихожанки-украинки затянули свои народные песни и остановились, не зная всех слов. Так владыка не только подпевал им, но и закончил за женщин. Так что отношения у нас хорошие.

http://www.rosvesty.ru/numbers/1787/int/a_02.phtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Стремидловский
Все статьи Станислав Стремидловский
Последние комментарии