Валерий Николаевич, кроме того, является известным медальером - автором высшего полководческого ордена России "Георгий Жуков".
С просьбы рассказать об этой малоизвестной стороне его таланта я и начал наше интервью, которое родилось между двумя судьбоносными датами в истории Отечества - 60-летием Великой Победы и 625-летием Куликовской битвы.
- Война оставила глубокий след в моей жизни. В 1942 году на фронте погиб мой отец. Меня и сестру вывела в люди мама - Александра Петровна. Учился у неЈ трудолюбию, терпению, самопожертвованию. История достаточно обычная для тех людей, чьЈ детство пришлось на военное лихолетье. И поэтому, когда в 1994 году я был приглашЈн к участию в закрытом конкурсе на создание ордена "Георгий Жуков", то взялся за работу с огромным воодушевлением. Я специально ездил по полям сражений. Продолжаю ездить и теперь. Это стало для моего творчества необходимостью.
Помню, как на освящении храма Святых первопрестольных апостолов Петра и Павла в селе Сторожевом, что в трЈх километрах от Прохоровского поля, я и создатель памятника Жукову скульптор Вячеслав Клыков молились рядом. И вдруг он указывает мне глазами на белую мраморную стену, на которой золотыми буквами начертаны имена защитников Отечества, погибших на Прохоровке... Я прочитал: "Клыков" - вздрогнул и стал искать свою фамилию... И нашЈл: "Балабанов". И думаю, что каждый из обладателей простой русской фамилии наверняка смог бы найти здесь свою.
Жуковы, Клыковы, Балабановы, Ивановы, да на нас пол-России держится!..
Возвращаясь же к ордену "Георгий Жуков", я горжусь, что он стоит в одном ряду с другими сохранЈнными в системе государственных наград России полководческими орденами - Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова.
- А теперь давайте обратимся к Куликовской битве. Четверть века назад, во время празднования еЈ шестивекового юбилея, я сам наблюдал удивительный погодный феномен, который, говорят, повторяется в междуречье Дона и Непрядвы из года в год, в день сражения. ТЈплая ночь, густой утренний туман - и вдруг свежий ветер из-за спины, в мгновение ока разгоняющий сырую хмарь, и взлетающее в неяркое осеннее небо солнце!
- (Валерий Балабанов с энтузиазмом подхватывает.) И высоко в небе трепещет Омофор Пресвятой Богородицы, ибо битва произошла как раз на праздник еЈ Рождества - 21 сентября, а по-старому - 8 сентября, и на ратные весы, по моему глубочайшему убеждению, легло то незримое, чему нет наименования, но сколь оно значимо: "Веси ты, Господи". И Та, что обратила в прах трЈхкратный перевес врага в живой силе, смотрит со многих моих полотен, но во всЈм блеске величия она изображена на картине, именуемой "Под Благодатным Покровом", расположенной в центре триптиха, - "Молитва о России".
Полностью согласен с утверждением главного редактора "ЛГ" Юрия Полякова, что Куликово поле относится к "опорным" моментам нашей истории, и именно на таких вершинах, а не на поражениях любой народ должен воспитывать свои новые поколения.
- Известно, что вы пишите "картины-молитвы, которые зачастую сбываются".
- Именно картины-молитвы, а не иконы, потому что понимаю: грешен я для писания икон.
Для меня картина - это не только холст и краска, а прежде всего тот духовный мост, который соединяет сердце художника и душу зрителя, ищущего свою дорогу к Храму Души. Для меня, русского художника, православная дорога, вера - это наука любви к Отечеству. Но это не то Отечество, не та Россия, которую мы потеряли, а Россия, которая воскрешается, вновь обретая свой гармонический Образ. Только восхождение к своему историческому Образу есть та вертикаль, если хотите, позвоночник, позволяющий России возродиться. А слова о картинах-молитвах сказал Патриарх Алексий II, когда увидел моЈ полотно "Пловец", предвосхитившее возрождение храма Христа Спасителя. Ведь я начал писать его по Промыслу Божьему ещЈ в 1976 году, а теперь оно украшает музей Храма спасителей Отечества.
Сближение земного и небесного - вот главный завет современному православному художнику, доставшийся нам от простых тверских, владимирских, новгородских изографов и богомазов.
- "Из века в век поэзия и проза/ Смертельный бой ведут между собой", - сказал классик. Тема добра и зла - извечная для жизни и для творчества в ваших картинах представлена особенно отчЈтливо...
- Другой классик сказал: "Нам не дано предугадать,/ Как слово наше отзовЈтся..." Это же относится не только к слову, но и к живописи. И даже в большей степени. Ибо слово не материально, а живопись - материальна, и поэтому судьбинный отзвук на деяние может быть даже сильнее. Я уже по опыту знаю: когда пишешь добро - с тобой происходят одни вещи в этом мире, когда касаешься темы зла - происходят другие. ПричЈм зло может быть написано очень красиво, что особенно привлекательно для молодых людей, но предупреждаю: если ты касаешься темы зла, готовься к тому, что и на судьбе человеческой это скажется...
В 1991 году я совместно с моим 22-летним сыном Николаем, недавно вернувшимся из армии, писал триптих "Молитва о Романовых". На последней, самой сильной работе триптиха "Светлый отрок" я изобразил Алексея как бы за стеклом и обращЈнного взором к зрителю, а в стекле - след от пули, и маленькие трещины, разбегаясь, образуют нимб вокруг головы цесаревича. Картина была закончена, а через полтора месяца погиб мой единственный сын. Видимо, есть какие-то вещи, которых художнику, может быть, и не стоит касаться...
- На другой вашей замечательной картине - "Молитва о русском воине" - запечатлЈн другой сын нашей земли - 19-летний солдат Женя Родионов, отказавшийся снять с груди крестик и зверски замученный в Чечне. Несмотря на поднимаемую страшную тему, в этой картине нет страха смерти...
- Дмитрий Михайлович Балашов в одной из книг своей огненной эпопеи "Государи московские" сказал: "Мужество мужу потребно всегда, и паче всего - в час смерти!" Действительно, этого страха в картине нет. Есть скорбь, есть боль, есть белый голубь невинной души, взлетающий в небо, выцветшее от материнских слез. Именно матери являют собою живую связь Земли и Неба. Когда Любовь Васильевна Родионова, мать Жени, смотрела на картину, она вспомнила, как на могилу сына приехал ветеран Великой Отечественной, снял с себя медаль "За отвагу" и положил на могильный камень того, кто своим мальчишеским подвигом спасал душу России.
- Сейчас вы много и с увлечением работаете над вечной темой "Тайной вечери", в своЈ время волновавшей ещЈ Феофана Грека и Леонардо да Винчи. Только в отличие от "Тайной вечери" Леонардо ваша работа называется "Виртуальная вечеря" и представляет собою воспоминание о знаменитой фреске в трапезной Миланского монастыря.
- Леонардо - левша, его записи можно прочитать только при помощи зеркала. Я - правша, и моя композиция - это зеркальное воспоминание о фреске, впервые увиденной мною за стеклом с обратной стороны, в Музее восковых скульптур в Сан-Франциско. Собирая мир Христа, я обращаюсь к теме Леонардо, его восприятию мира и бытия как гармонии. А под ним я собираю всЈ изобретЈнное зло мира сего, написанное великими художниками, которые узнаваемы: Босхом, Дали, Магритом...
"Виртуальная вечеря" навеяна мыслями о вечности, о сути бытия. Это протест против смешения Божественного мира нашей реальной жизни с виртуальным антимиром матрицы Зла, это "Покаянные дни" нашего человечества, упрямо отгораживающегося от Божьего мира и не думающего о спасении. Но когда спасает свою душу художник - вокруг его произведений спасаются тысячи!
Однажды Балабанов сказал: "Левша Леонардо подковал человека полЈтом Души, Разума и Творчества..." Но и собственному роду художника к полЈту не привыкать, ибо в основе фамилии Балабанов лежит прекрасное древнеславянское слово "балобан", что означает "сокол". Не этот ли белый сокол сшибает в яростной воздушной схватке чЈрного ворона на ставшей уже почти хрестоматийной картине "Тальково поле"?
Беседу вЈл Андрей ШАЦКОВ
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg362005/Polosy/9_3.htm