itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Я со Христом был, есть и буду"

О почитании святого великомученика Мины на Кипре

0
163
Время на чтение 5 минут
Святой Мина. Фреска на южной стене храма с изображениями мученичества святого, автор Филарет (1757)
Святой Мина. Фреска на южной стене храма с изображениями мученичества святого, автор Филарет (1757)

Святой Мина принадлежит к чину так называемых святых воинов вместе со святыми Георгием Победоносцем, Дмитрием Солунским, Артемием, Феодором Тироном, Феодором Стратилатом. Это один из наиболее почитаемых и любимых святых в Египте, в Греции и на Кипре, где ему посвящены многие храмы и монастыри, где его часто призывают верующие в своих молитвах и получают скорую помощь.

Святой Мина родился около 250 года в языческой семье в Египте. Юношей он служил в римском войске в малоазийской области Фригия около современного поселения Киутахиа под управлением тысяченачальника Фирмилиана. В 296 году, по указу императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305), воздвигнувших лютое гонение, Фирмилиан должен был перевести свое войско в Верверию в Северной Африке для преследования местных христиан. Мина, узнав о цели похода, возненавидел воинскую повинность. Он оставил воинское звание и ушел в горы, где проводил время в богомыслии, посте и молитве. Так прошли долгие годы, его сердце окрепло в вере.

Однажды, в главном городе Котуанской области был устроен праздник в честь языческих богов, на который по обычаю собиралось множество народа. К этому дню блаженный Мина спустился в город. Он вошел туда, где проводились конские ристалища, поднялся на возвышение и перед всеми исповедал истинного Бога и обличил поклонение бездушным идолам, за что был брошен в темницу, а на допросе отвечал: "Я называюсь Мина и происхожу из Египта. Некогда я был воином. Но, видя пытки, которым вы, язычники, подвергаете христиан, я оставил воинское достоинство и тайно жил христианином на горе. Теперь я пришел исповедовать перед всеми, что мой Христос есть истинный Бог, чтобы и Он исповедал меня в Царстве Своем".

После отказа вернуться в языческую веру, Мина был подвергнут страшным мучениям: четыре воина растянули тело святого и без пощады били его воловьими жилами, затем повесили на дереве и строгали железными когтями, после чего опалили горящими свечами. Со словами: "Я со Христом был и есмь и буду" на устах Мина был усечен мечом одним из воинов местного правителя Пирра, а его многострадальное тело брошено на костер. Это произошло в 296 году. Когда пламя потухло, тайные христиане, собрав оставшиеся от сожжения части мощей, обернув их чистою пеленою и помазав ароматами, перенесли в город Александрию, где положили в храме, позднее получившем имя святого Мины.

Последнюю молитву святого предание передает так: "Господи Боже мой, благодарю Тебя, что сподобил меня стать причастником страсти Твоей. Ныне молю Тебя прими душу мою и сподоби меня царствия Твоего небесного. И даждь мне благодать помогать именем Твоим всем призывающим меня". Господь даровал своему верному сыну благодать чудотворения. Александрийский архиепископ Тимофей записал лишь некоторые из них.

Многие чудеса святого Мины известны и в Греции, и на Кипре. Так 1826 году, в жуткие времена Греческой Революции турецкие жители Ираклиона на Крите покушались на жизнь христиан. И вот однажды они задумали утолить свою жажду крови в день Пасхи, когда христиане города были собраны на богослужении в кафедральном соборе святого великомученика Мины. Пасха тогда выпала на 18 апреля. Чтобы сбить с толку власти, заговорщики устроили поджоги в разных точках города вдали от собора. И когда пасхальная литургия уже началась, и читалось святое Евангелие, разъяренные толпы турок окружили храм, готовые незамедлительно приступить к осуществлению своего отвратительного плана.

Но внезапно между ними возник всадник с обнаженным мечом. Он скакал на коне вокруг храма и отгонял турок прочь. В кромешной тьме сделался переполох. В страхе кровожадные варвары бежали. Всадника приняли за первого из прокритов и решили, что он послан управителем для усмирения мятежа. Как оказалось позднее, первый прокрит в пасхальную ночь не отлучался из дома вовсе. Всем было ясно, что это чудесное вмешательство небесного покровителя города. Так святой Мина посрамил злое варварское намерение и спас жителей Ираклиона. Турки из уст в уста передавали весть о чуде, исполнялись страха и благоговения перед святым. Некоторые мусульмане из бывших в ту пасхальную ночь возле храма святого Мины стали ежегодно приносить дары в храм святого Мины в день его памяти.

На Кипре святой Мина - один из самых любимых народом святых, его призывают на помощь во многих повседневных нуждах. В прежние времена, когда на Кипре не редкостью были малярийные эпидемии, святого Мину считали единственным лекарем больных малярией. На Кипре верят, что святой Мина может исцелить от любой болезни, поэтому его почитают особо. Ему посвящены многие церкви в разных уголках острова - в Лапифо, Гери, Дримо, Нео Хорио, Полеми, Пендалья, Струби; действует женский монастырь, где хранится часть мощей святого Мины, привезенная из Александрии.

Монастырь святого Мины расположен в горном районе Лефкара, возле дороги, соединяющей Като Дрис и Вавла. Он стоит на берегу реки Маронио в рощи оливковых и рожковых деревьев. Монастырь был основан как мужской в последние годы венецианского владычества на острове (1489-1571), о чем есть запись на полях кодекса Парижской и Национальной Библиотеки (Paris.Gr.609, XII век). Эта запись датируется 1562 годом и гласит монастыря святого Мины в Вавла.

Монастырь действовал и после завоевания Кипра Османской Империей в 1571 году. В XVIII веке обитель была небольшой, имела свое хозяйство и скот - быков, коров и коз, о чем говорится в кодексе А, датируемом 1727 годом, Китийской митрополии. 11 ноября 1734 года обитель в день ее престольного праздника посетил русский паломник- монах Василий Григорович-Барский (1701-1747). В своем дневнике он записал: "Я начал свое паломничество по Кипру в октябре 1734 года. 11 ноября, день памяти святого мученика Мины, я пошел поклониться в один из монастырей, посвященный этому святому, где бывает ежегодно торжество, и многие собираются из близлежащих городов и сел, и больные исцеляются от многих болезней благодаря чудотворной иконе святого. Этот монастырь бедный и маленький, в нем всего несколько монахов. Он расположен в высоких горах на открытой и приятной взору долине; обитель окружена большим числом лесных деревьев. Монастырь состоит из четырехугольной стены и имеет небольшие кельи. В нем нет проточной воды, но есть источники. Монахи существуют отчасти подаянием, но преимущественно своим трудом - землепашеством, посевными работами, виноградорством".

Храм монастыря, однонефная базилика, был возведен на старых фундаментах в 1754 году по инициативе и на средства игумена Парфения и митрополита Китийского Макария Первого (1737-1776). Большое пожертвование на строительство храма внес один высокопоставленный чиновник Османской империи, тайный христианин. После его смерти монахи погребли его на монастырском дворе, а турецким властям сказали, что похоронили его в местечке под названием "Могила турка" неподалеку от монастыря. Монастырь продолжал действовать вплоть до первых десятилетий XIX века, в 1825 году там все еще оставалось восемь монахов. Затем обитель пришла в запустение и была заброшена. Монастырские постройки Китийская митрополия сдавала местным жителям, от чего они со временем пришли в жалкое состояние.

Монашеская жизнь на острове возобновилось в начале XX столетия. Тогда были созданы монастырь Преображения Христова в Каимакли в 1910-е годы и святого Антония в Деринее в 1930-е годы. Несколькими годами позднее, в 1949 году, был возрожден женский монастырь в пустовавшей на тот момент обители святого Георгия Аламану. К 1960 году число его насельниц возросло до 60 человек.

29 марта 1965 году группа сестер этого монастыря из восьми человек была направлена на восстановление заброшенной обители святого Мины. Им приходилось тяжело трудиться: был отремонтирован храм, возведены часовни святого Стилиана (освящена в октябре 1974 года) и святых Игнатия и Георгия (освящена в сентябре 1993 года), построены новые кельи, мастерские, библиотека, благоукрашена территория, разбиты цветники и посажены фруктовые деревья и овощные культуры. С 1977 года обителью управляет игумения Кассиана. Духовник сестер с 1969 года, богослов и церковный писатель архимандрит Леонтий Хаджикостас, регулярно служит в монастырском храме.

На празднование памяти святого Мины 11 (24) ноября в обитель стекаются паломники со всего Кипра. Они поклоняются мощам великомученика и иконе, на которой святой Мина изображен с Христом на груди, потому что он ни разу в жизни не изменил своей вере во Христа и словам: "Я со Христом был, есть и буду".

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=537&did=1717
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Никифорова
Все статьи Александра Никифорова
Последние комментарии