Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Демография: Считай - москвич

Алексей  Аметов, Русский Newsweek

06.09.2005

Начинают и выигрывают

Юрий Сулейманов, 72-летний армянин, и Октай Мамедов, 45-летний азербайджанец, страстно болеют за московский "Локомотив". Оба 15 лет назад приехали в Москву из Азербайджана: Сулейманов бежал от межнациональной вражды, Мамедов - от безработицы. Армянин Сулейманов живет в общине сородичей на юго-западе Москвы, в Вострякове, а Мамедов - среди своих на северо-востоке, в Гольянове.

И Востряково, и Гольяново - места компактного проживания национальных общин. Они пока что не изолированы от окружающего их города: рядом по-прежнему живут русские, которые не хотят и не могут уехать от своих новых соседей. Но уже скоро представителей меньшинств станет намного больше, и в столице могут появиться настоящие гетто с четким делением на своих-чужих. С вопиющей бедностью и криминалом.

Пока миграцию пытались запретить с помощью прописки, милицейских рейдов и прочих никчемных средств, демографический кризис стал едва ли не главной проблемой центральных районов России. А богатой Москвы, притягивающей к себе многих жителей бывшего СССР, в особенности. Как стало известно Newsweek, Владимир Путин в ближайшее время создаст комиссию по демографии, которую возглавит вице-премьер Александр Жуков. Ее задача - сделать так, чтобы в России не было гетто, населенных "чуждым элементом". "Нам нужны мигранты, - объясняет Newsweekвысокопоставленный источник в правительстве. - Но только те, которые приедут в Россию навсегда и могут иметь детей. Те, кто смогут хотя бы во втором поколении превратиться в русских. В русских не по национальности, а в широком смысле. Надо думать, как их расселять, как адаптировать, как учить их детей, чтобы они смешивались с коренным населением и не превращались в изолированное общество".

Проблема в том, что экономике - и шире, обществу - сейчас нужны совсем другие мигранты. Большинство, по статистике, приезжают в среднем на 8 месяцев и увозят на родину в среднем $600, чтобы потом снова вернуться на заработки. Специалист по социальной и политической географии из Института географии РАН Ольга Вендина - автор исследования "Москва этническая" - считает, что Россия, и в особенности столица, нуждается именно в неквалифицированных кадрах. Город хочет, чтобы мигранты работали не учителями и врачами, а дворниками, продавцами, строителями - тяжелая работа, маленькая зарплата, никакого престижа. Их руками столичный средний класс делает в своих квартирах недорогие ремонты и заправляет свои машины.

Говорят - мигранты, подразумевают - кавказцы. За 13 лет, прошедших между переписями 1989-го и 2002-го, доля русских в столице сократилась с 90 до 85%. 90% - это почти постоянная величина в последние 50 лет. И вот теперь баланс легко нарушен. Гораздо меньше стало и евреев (сейчас их около 0,7% против 2,1 в конце 1980-х и 6% в 30-е), а также немцев и прибалтов. А украинцев и татар - второго и третьего по численности этносов Москвы - в сумме сейчас всего на полпроцента больше, чем армян, грузин и азербайджанцев вместе взятых. Их доля в населении Москвы за 13 лет увеличилась в 5 раз - с 0,9 до 4,5%. По словам Ольги Вендиной, они превратились в самую заметную этническую группу столицы. Заметную настолько, что никто из москвичей никогда не поверит, что "этих" - всего-то жалкие 4,5%.

Как образуются гетто

Что хорошо сейчас, то чревато тяжелыми последствиями в ближайшем будущем. Приезжие научились ненавидеть милицию про себя, а вслух ее хвалить. Они умеют коллективно обороняться от набегов националистов. Скоро, наверное, научатся не замечать напыщенных коренных москвичей. Вот этих мигрантов и придется превращать "в русских в широком смысле слова".

"Я категорически не хочу быть москвичом. Я азербайджанец, бакинец, был, есть и буду, сколько я тут ни проживу", - говорит человек 35 лет. Он у себя дома - на типичной московской улице в Восточном округе. Кругом полно его соотечественников, и он чувствует себя уверенно в свой нелюбви к местным. Только фамилию называть не хочет - мало ли что. Раньше, когда он только приехал в Москву - а было это 12 лет назад, - он ухаживал за русскими девушками. Но так и не женился. "Из своих девушку выберу. Не хочу быть мужем второго сорта при жене первого", - цедит он.

Общиной жить проще. 35-летний Карим Абдулов рассказывает, как его принимали в других районах столицы. "Вот как я в Теплый стан съездил, там со скинхедами пообщался, - показывает на большую царапину на бритой голове. - Это здесь, в Гольянове, их нет. Они знают, что азербайджанцев тут много и что мы сможем ответить. И милиция нас охраняет". Кругом - его вторая родина, серые многоэтажки постройки 70-х, автовокзал и кольцевая автодорога.

Гетто еще нет, а фольклор про них уже есть. Фольклор, конечно, жуткий - например, прославившийся в Интернете памфлет националиста из столичного района Марьина роща. Его рассказ, выдаваемый за правду жизни, о том, как братья Ахмед и Мовсар сначала скупили магазины, потом их двоюродный брат стал участковым, а его жена - паспортисткой. "Район превратился в своеобразный филиал веселого южного городка. Мужчины ходят в тапочках по улицам, бодро толкуют о своих делах, - все больше раздражается автор. - Недавно прямо под моим окном добродушное семейство открыло своеобразный местный ночной клуб для своих земляков". Разумеется, заканчивается все трагически - посетители "клуба" бросаются на местных жителей с криком "бей белых!" и окончательно захватывают район. Под памфлетом - комментарии таких же нацистов-фантазеров, обсуждающих, как уничтожить "баранов" и как избавиться от их трупов.

На самом деле перерождение обычного бедного квартала в этнический происходит постепенно. Оно начинается не с приезда мигрантов, а с распада инфраструктуры и уменьшения числа образованных людей до 30%. Увеличивается доля сдаваемых в аренду или продаваемых квартир: их освобождают те, кто больше не хочет жить в "плохом" районе, и те, кто вконец опустился. В это жилье въезжают мигранты.

Делить людей по цвету паспорта и кожи коренные жители начинают, когда доля таких новоселов доходит до 10-11%. Этого достаточно, чтобы аборигены района разобрали, кто из приезжих кто, и навесили на них ярлыки. В наших краях "плохими соседями" считают кавказцев. Когда же количество этих "нехороших парней" достигает критического уровня (западные социологи считают, что 17%, но для России этот процент пока не определен), репутация района портится окончательно. Все, кроме мигрантов, уезжают, и квартал превращается в гетто, где концентрируются бедность и криминал.

По счастью, москвичи в частности и россияне в целом за последние пятнадцать лет стали особенно тяжелы на подъем - даже больше, чем в 1989-м, - и очень редко меняют место жительства. Гетто не нужны и самим общинам - они слишком разнородны. Армянин-профессор предпочтет жить среди русской, еврейской или грузинской профессуры, а не среди армян-рабочих. "Мы так будем балансировать еще несколько лет, но я не берусь предсказывать, когда может наступить перелом", - прогнозирует Вендина.

Но чем больше мы будем давить на мигрантов, тем ближе окажемся к гетто. Ненависть к мигрантам похожа на ненависть к лимитчикам в советское время. Их так же эксплуатировали и так же презирали. Их так же никогда не считали за своих, как бы они ни старались.

Бакинские азербайджанцы

На работе, в азербайджанском ресторане "Кристина" в Гольянове, он носит на груди карточку "Саша, администратор". На самом деле он не Саша, а Судеиб по фамилии Гасымов: "Саша - это только для ресторана". Он приехал в Москву из города Хачмаса в северном Азербайджане 10 лет назад. С посторонними говорит, как Иешуа у Булгакова, все вокруг для него "добрые люди".

Сначала перебрался один, без семьи, хотя ехал к знакомому ("Друг мой Ашур, еврей, позвал") работать за хорошие деньги ("Я очень высокой квалификации повар"). И жилье было ("Друг мой Ваня, русский, помог"). Жена, сын-шестиклассник и дочка-дошкольница приехали два года спустя, когда глава семейства нашел постоянное жилье ("Хорошая русская женщина помогла, Валентина Васильевна"), оформил регистрацию и получил все легализующие семью документы.

Гасымов за 10 лет жизни в Москве сменил пять квартир: четыре в Гольяново и одну на Соколиной горе - все в Восточном округе. Здесь проще найти работу и жилье - через знакомых по общине. Сам Судеиб помог обосноваться здесь не одному десятку соплеменников. А в гости к русским соседям - "хорошие люди" - не ходит.

Октай Мамедов, тот, что болеет за "Локомотив", тоже себя считает москвичом - просто потому, что живет здесь с 1990 г. Он "бомбит" на красной "копейке" возраста независимого Азербайджана, но еще достаточно приличной для того, чтобы приехать на ней в маленькое национальное кафе на задворках Черкизовского рынка. Здесь собираются самые разные люди: от владельца оптовой овощной базы до продавцов с рынка, пьют чай и смотрят футбол. Милиция их не беспокоит, знает, что проблем с регистрацией у гольяновских азербайджанцев нет. Но Октай все равно хотел бы жить на родине. Каждому человеку лучше живется среди своих обычаев: "Я могу их исполнять, и никто на меня не посмотрит не так". Дочку выдал замуж на родине - там отметили так, как надо. И живут они с зятем тоже в Азербайджане - там привычнее.

Старшему сыну переезд в Москву дался тяжело. Он плохо знал русский, и в 8-й класс школы его брать не захотели. "Да и не нужно ему образование в школе, где учителя на рынке заодно продавцами работают. Чему они его учить будут - торговать? Торговать азербайджанцы сами умеют".

Обитатели Гольянова, может, и не в большом восторге от своих соседей, но массового переселения из района пока не наблюдается. Хотя есть, конечно, и те, кто уехал. "Я не парюсь, потому что мне все равно ехать некуда", - со смехом говорит Михаил Елистратов, 30-летний автомеханик из Гольяново. Он здесь родился, здесь и пригодился. Нашел себе жену, здесь живет с ней и пятилетним сыном. "А азербайджанцы... Ну они разные есть. К нам на сервис приезжают. Кто-то нормальный - ну такой, как мы. Кто-то на понтах - царь горы прямо". В его доме снимают квартиры две азербайджанские семьи, у купивших жилье в центре русских семей. "Эти соседи с детьми, тихие, не орут".

Но такое вынужденное и настороженное межнациональное перемирие вряд ли продлится долго. Скоро представителей "меньшинств" в столице станет намного больше. Сейчас при регистрации в загсе доля новорожденных от русских родителей составляет лишь 55%, а еще 4 года назад их было 70%. Как говорит руководитель московской миграционной программы Сергей Смидович, дело не в количестве детей в семье, просто среди мигрантов больше людей детородного возраста - приезжие, главным образом, люди 29-40 лет. Много детей у мигрантов - это хорошо, говорит Смидович, если бы не они, Москва была бы первой в списке российских городов с критически низкой рождаемостью. И добавляет чиновничье заклинание: "Нужно сделать их москвичами". В центре и на западе столицы вот получилось.

Бакинские армяне

В советское время география расселения народов СССР по Москве была не этнической, а социальной. Рабочие - среди них преобладали татары - селились вблизи промышленных районов, где строилось жилье для лимитчиков. Служащие - в большинстве своем русские, армяне и евреи - оседали в центре города и в новых кооперативных районах на юго-западе и северо-западе. Среди партийной номенклатуры преобладали украинцы, которые предпочитали кварталы вдоль правительственного Кутузовского проспекта. Тогда же сформировались и представления о престижности районов.

Со времен последней советской переписи границы расселения изменились. Теперь на карте есть как традиционные этнические адреса, так и новые, "социальные" - в соответствии с изменениями источников дохода. "Новые" москвичи-украинцы теперь селятся вдоль окраин и в московских районах за пределами МКАД (среди мигрантов много строителей, работающих на подмосковных стройках), армяне и азербайджанцы предпочитают жить ближе к большим рынкам. Так, например, образовалась азербайджанская община в том же Гольянове: этот изначально небогатый район примыкает к циклопическому Черкизовскому рынку.

У бакинских армян, которые уже больше 15 лет живут в микрорайоне Востряково на юго-западе Москвы и официально считаются россиянами и москвичами, этот адрес вообще появился "по разнарядке", а теперь - кандидат на звание первого московского гетто.

Решением московских горкома и горисполкома в 1989 г. группу беженцев из Баку - как армян, так и русских - поселили вместе. Часть - в Новых Черемушках, на улице Наметкина, часть - в Вострякове. В середине 1990-х обе группы, опять-таки по решению властей, соединились в Вострякове, хотя те, что побогаче, остались в теперь уже престижных Черемушках в тени небоскреба "Газпрома".

21-летний бакинец Артем и его одноклассник Саша (юрист по образованию и музыкант по призванию) слишком молоды, чтобы хорошо помнить подробности жизни в Баку. Помнят дух. Кое-что там точно было, как здесь, в Вострякове: те же шашлыки по вечерам ("Но мы тихо сидим, никому не мешаем спать"), то же уважение к родителям, нарды, в конце концов. "Моя бабушка говорит, Москва портит людей, - рассказывает Артем. - Но это только слабого характером можно испортить. Тех, кто помнит Баку, я думаю, эта порча не коснется. А вот наши соседи, которые уже здесь родились - кому лет по 13-14, - по ним влияние Москвы заметно". Курят, шатаются без дела, спортом не занимаются.

Армяне, в отличие от азербайджанцев, очень уж стараются дать своим детям высшее образование. Артем - студент третьего курса медицинского факультета Университета дружбы народов, поступил со второй попытки, но зато на бюджетное - бесплатное - место. Саша окончил Московскую юракадемию, он криминалист, работает пока в банке специалистом в отделе потребкредитов ("Но это временно!"). "У меня в группе люди 20 национальностей, - рассказывает Артем, - есть и ереванские армяне, так они меня одергивают: мол, если ты армянин, так почему по-русски говоришь? А мы в Баку привыкли, что русский - это язык межнационального общения, язык, который все понимают. Зачем обособляться?"

Парни говорят, что для соседей община открыта. На шашлыках, которые часто вспоминают востряковцы, бывают, по словам Саши, и солнцевские, и университетские друзья.

А вот чиновники считают компактное заселение бакинских армян в Вострякове ошибкой. Правильнее было бы распылить общину по всем десяти округам столицы, размышляет Сергей Смидович из московского правительства, например, по квотам в 100 человек на округ.

Расселение Вострякова уже идет, но вяло. Уезжают не армяне, а коренные обитатели микрорайона, которым не нравится, что армян стало много, объясняет Смидович. Но неприязнь к приезжим, как правило, все же не так сильна, чтобы соглашаться на районы, куда предлагают поменяться власти - совсем уж за город.

Зато за русских готово вступиться "Движение против незаконной иммиграции" (ДПНИ), Оно появилось три года назад, сразу после массовых столкновений с армянами в подмосковном Красноармейске. Директор местной табачной фабрики армянин, и в городе много его соотечественников. Конфликты были и раньше, но в 2002 г. бытовая ссора в кафе переросла в многодневную войну с жертвами.

Эмблема организации на сайте представляет собой невинный дорожный знак "остановка запрещена" - по форме они стараются отходить от нацистского стиля. Это-то и опасно, предупреждают правозащитники. Александр Верховский - руководитель аналитического центра "Сова", занимающегося проблемами экстремизма в России, жаловался Newsweek, что ДПНИ - это "пиарщики и адвокаты национализма", которые могут подобраться к вершинам власти, как Ле Пен во Франции. Они участвуют в судах над националистами и мигрантами, активно проводят PR-акции и штудируют различные научные исследования из области социологии и этноконфликтологии. А представитель ДПНИ Александр Белов вообще говорит, что привечает скинхедов на своих митингах, чтобы отваживать их от беззакония.

Белов даже читал исследование Вендиной, но суть его воспроизводит весьма приблизительно: "Если неславянского населения больше 5%, то коренные чувствуют себя неуютно. Если больше 30%, то русские начинают уезжать". Вольно цитирует Белов и одну из теорий криминальной социологии: "Когда из традиционного общества эмигрант попадает в цивилизованное, то у него пропадает табу и он совершает преступления". А раз государство межнациональными проблемами не занимается, то ими займутся скинхеды и футбольные фанаты с монтировками, прогнозирует националист.

Армянин Юрий Сулейманов и азербайджанец Октай Мамедов потому и выбрали "Локомотив", что у него, в отличие от ЦСКА и "Спартака", нету своей националистической группы поддержки. На его стадионе, примыкающем к Черкизовскому рынку, никто не крикнет знаменитый уже клич: "Россия - для русских, Москва - для москвичей!"

http://www.runewsweek.ru/theme/?tid=29&rid=403



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме